Курсовая теория на тему Сущность и виды специальных административно-правовых режимов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Теоретическое исследование специальных
административно-правовых режимов
1.1. Характеристика специальных административно-правовых
режимов
1.2. Особенности специальных административно-правовых
режимов
2. Анализ сущности и видов специальных
административно-правовых режимов
2.1. Специфика института лицензирования как специального
административно-правового режима
2.2.Проблемы влияния видов специальных
административно-правовых режимов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Административно-правовой режим,
устанавливаемый в области обеспечения национальной безопасности, — это
нормативно закрепленный и организационно обеспеченный порядок регулирования
поведения граждан и деятельности государственных и негосударственных
организаций, их должностных лиц, направленный на четкую регламентацию
общественных отношений в конкретной области обеспечения национальной
безопасности, недопущение противоправной деятельности, могущей нанести ущерб
национальной безопасности, а также предусматривающий возможность применения
специальных режимных мер, иных специальных форм и методов деятельности
уполномоченных органов, характер которых обусловлен необходимостью адекватного
противодействия реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности
Российской Федерации.
Актуальность темы настоящей работы определяется,
прежде всего, значимостью выбора специальных административно-правовых режимов. Объектом исследования являются общественные
отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих особенности сущности
и видов специальных административно-правовых режимов.
Предметом
исследования является специфика сущности и видов специальных административно-правовых
режимов. Целью написания данной работы явилось выявление
сущности специальных административно-правовых режимов.
Достижение поставленной цели
может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Рассмотреть теоретических
основ сущности и видов специальных административно-правовых режимов;
2. Проанализировать влияние
глобализации на выбор специальных административно-правовых режимов.
3. Выявить проблем сущности
и видов специальных административно-правовых режимов
Cтепень исследованности
(разработанности) темы в отечественной и зарубежной литературе. Указанная тема разрабатывалась
в трудах таких авторов, как: Жалсанов Б.Ц., Занина Т.М., Крицкая
М.С., Злоказов К.В., Орлов К.А. и др.
Методологическую основу написания работы составляют
сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
По результатам проведенного исследования
можно сделать следующие выводы.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ,
«права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным
законом только в той мере , в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности , здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Таким образом, Конституция РФ предусматривает
возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Однако такое
ограничение не может быть произвольным и беспредельным. Если буквально
толковать ч. 3 ст. 55, действия органов публичной власти не должны
противоречить федеральным законам, а возможность ограничения прав и свобод
правовыми актами подзаконного характера исключается. Органы государственного
управления значительно усиливают воздействие на других субъектов правоотношений
за счет увеличения использования методов административного принуждения.
Злоупотребления в данном случае недопустимы. Поскольку главная опасность
необоснованных ограничений исходит от исполнительной власти, конституции обычно
предусматривают возможность ограничения основных прав только законом или на
основании закона, то есть актами, в принятии которых исполнительная власть
прямо не участвует. Но стоит напомнить, что данные нормативно-правовые акты по
своей правовой природе не могут противоречить Конституции и федеральным законам
и основываются на них.
Каковы цель и задачи создания
административно-правовых режимов — во-первых, защита и охрана безопасности
государства, конституционного строя, граждан страны, сохранение ее внутреннего
и внешнего суверенитета при возникновении опасности для РФ со стороны других
стран. Во-вторых, обеспечение легитимности государственной власти при массовых
беспорядках внутри страны. В-третьих, установление особого порядка реализации
прав и свобод граждан и исполнения их обязанностей в зонах повышен-ной
опасности и где проводятся специальные мероприятия по уст-ранению ее
источников. В-четвертых, сохранение нормального функционирования
государственно-значимых объектов. В-пятых, для реализации решений органов
государственной власти и эффективной деятельности органов исполнительной
власти.
Крупные техногенные аварии,
межнациональные конфликты, масштабные пожары и другие неблагоприятные факторы
вызвали необходимость разработки и принятия ряда законодательных актов,
содержащих в себе правовые нормы специальных административно-правовых режимов, которые
несут в связи с этим соответствующую функционально-целевую нагрузку. Таким
образом, в условиях опасных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или
социального характера меняются не столько полномочия органов публичной власти,
сколько задачи их деятельности.
Проанализировав нормативно-правовые акты
и литературные источники, можно прийти к выводу, что административно-правовые
режимы — гарантия общественной безопасности, исполнения законов и реализации
задач и функций по защите прав и свобод граждан, возложенных на государство,
стабильности общественных отношений как в повседневной жизни, так и при
экстремальных ситуациях.
Административно -правовые режимы
подразумевают введение ограничений свобод граждан, дополнительных обязанностей
и применение мер принуждения, которые, действительно порой посягают на
конституционные права граждан. Однако этот «побочный эффект»
административно-правовых режимов не такая большая цена за государственную,
общественную и собственную безопасность. Основная цель любого административно-правового
режима — обеспечение правопорядка и правомерного поведения всех субъектов,
действующих в условиях режима, предупреждение и пресечение любых отклонений в
режимных сферах жизнедеятельности. Главное, чтобы органы публичной власти, наделенные
дополнительными полномочиями, не выходили за рамки, установленные законом, а
принимаемые меры всегда соответствовали целям.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретическое исследование специальных
административно-правовых режимов
1.1. Характеристика специальных административно-правовых
режимов
Существует несколько подходов к самому
термину административно-правовой режим. Рассмотрим, что наиболее полно и точно
дает определение этому понятию профессор Ю. А. Тихомиров: "административно
— правовой режим-особый вид регулирования, в рамках которого создается особое
сочетание правовых, организационных и иных средств обеспечения того или иного
государства" [4, С. 377].
Характерной особенностью
административно-правового режима является то, что органы государственного
управления значительно усиливают свое влияние на других субъектов
правоотношений за счет расширения использования методов административного
принуждения, которые применяются не только к правонарушителям, но и к законно
действующим гражданам.
Например, в период действия
чрезвычайного положения может быть предусмотрено введение обязательного личного
досмотра, досмотра вещей, жилья и транспортных средств, а также ограничения
права на участие в выборах и референдумах. Запрет или ограничение на проведение
собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, а также иных
массовых мероприятий прямо нарушает права, предусмотренные статьей 31
Конституции Российской Федерации.
Административно-правовой режим, но
налагает ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на
определенной территории, что противоречит статье 27 Конституции — праву
свободно передвигаться и выбирать место жительства.
Также особенностью
административно-правовых режимов является усиленная защита их соблюдения.
Например, кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает
административное задержание на срок до 30 суток за нарушение требований
чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции (ч.
1 ст. 3.9 КоАП).
Согласно части 3 статьи 55 Конституции
РФ,"права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом только в той мере , в какой это необходимо для защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, национальной обороны и безопасности государства".
Таким образом, Конституция Российской
Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и
гражданина. Однако такое ограничение не может быть произвольным и
неограниченным. Если буквально толковать часть 3 статьи 55, то действия органов
государственной власти не должны противоречить федеральным законам, а
возможность ограничения прав и свобод правовыми актами подзаконного характера
исключается. Органы государственного управления значительно усиливают свое
влияние на других субъектов правоотношений за счет расширения применения
методов административного принуждения. Злоупотребление в данном случае
недопустимо. "Поскольку основная опасность необоснованных ограничений
исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают
возможность ограничения основных прав только законом или на основании закона ,
то есть актами, в принятии которых исполнительная власть непосредственно не
участвует" [2, с. 195]. Но стоит напомнить, что эти правовые акты по своей
правовой природе не могут противоречить Конституции и федеральным законам и
основаны на них.
Каковы цели и задачи создания
административно-правовых режимов? Во-первых, защита государственной
безопасности, конституционного строя, граждан, а также сохранение своего внутреннего
и внешнего суверенитета в случае возникновения опасности для России со стороны
других государств. Во-вторых, обеспечение легитимности государственной власти в
случае массовых беспорядков внутри страны. В-третьих, установление особого
порядка осуществления прав и свобод граждан и исполнения ими своих обязанностей
в зонах повышенной опасности и там, где принимаются специальные меры по
ликвидации ее источников. В-четвертых, поддержание нормального функционирования
важных для государства объектов. В-пятых, для реализации решений органов
государственной власти и эффективной деятельности органов исполнительной
власти.
"Крупные техногенные аварии,
межнациональные конфликты, крупномасштабные пожары и другие неблагоприятные
факторы обусловили необходимость разработки и принятия ряда законодательных
актов, содержащих правовые нормы специальных административно-правовых режимов,
несущих в этой связи соответствующую функциональную и целевую нагрузку"
[1, С. 311]. Таким образом, в условиях опасных чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного или социального характера меняются не столько
полномочия органов государственной власти, сколько задачи их деятельности.
Проанализировав нормативные правовые
акты и литературные источники, можно сделать вывод, что административно-правовые
режимы являются гарантией общественной безопасности, реализации законов и
реализации задач и функций по защите прав и свобод граждан, возложенных на
государство, стабильности общественных отношений как в повседневной жизни, так
и в экстремальных ситуациях.
Административно-правовые режимы
предполагают введение ограничений свобод граждан, дополнительных обязанностей и
применение принудительных мер, которые, действительно, иногда ущемляют
конституционные права граждан. Однако этот "побочный эффект"
административно-правовых режимов не является такой уж большой ценой для
государственной, общественной и личной безопасности . Основной целью любого
административно-правового режима является обеспечение законности и правомерного
поведения всех субъектов, действующих в рамках режима, предупреждение и
пресечение любых отклонений в сферах жизнедеятельности режима [3, c. 102].
Главное, чтобы органы государственной власти, наделенные дополнительными
полномочиями, не выходили за пределы установленных законом пределов, а
принимаемые меры всегда соответствовали поставленным целям.