Курсовая теория на тему Сущность и виды налогов и их роль в экономике страны. Критерии эффективности налогообложения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ НАЛОГОВ И ИХ ВИДЫ 5
1.1. Экономическая сущность налогов и их функции 5
1.2. Виды налогов и их характеристика 8
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 12
2. ОЦЕНКА РОЛИ НАЛОГОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 13
2.1. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации 13
2.2. Анализ по критериям эффективности налогообложения в России 17
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 22
3. НАЛОГОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 23
3.1. Проблемы налогообложения в РФ 23
3.2. Пути решения выявленных проблем 26
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Актуальность темы обусловлена тем, что налоги играют важную роль в экономике страны. За счет налоговых доходов как основы формирования государственного федерального бюджета финансируется экономическая перестройка, развитие направлений в сфере производства, культуры, искусства и средств массовой информации, а также оборона страны, содержание аппарата управления на федеральном уровне.
Налоги оказывают влияние на совокупный спрос и совокупное предложение. Известно, что при снижении налогов увеличивается совокупный спрос, а также растет деловая активность и объем выпуска продукции. И наоборот, если налоги повысились, то инвестиционные и потребительские расходы снизились, следовательно, сократилось предложение. Таким образом, налоги являются средством стабилизации экономики. Благодаря снижению налогов растет экономический потенциал. Данное снижение может влиять на экономику, как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном, тем самым мотивируя экономический рост. Исходя из этого, налоги могут благоприятно воздействовать на экономику.
Целью курсовой работы является характеристика сущности и видов налогов и их роль в экономике страны; анализ критериев эффективности налогообложения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— исследовать экономическую сущность налогов и их функции;
— уточнить виды налогов и дать их характеристику;
— проанализировать динамику и структуру налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации;
— оценить эффективность налогообложения в России по основным критериям;
— исследовать проблемы налогообложения в России;
— выявить пути решения проблем.
Объект исследования — национальная экономика.
Предмет исследования — сущность и виды налогов и их роль в экономике страны, критерии эффективности налогообложения.
Теоретической и методологической базой исследования являются законодательные и иные нормативные акты, а также труды отечественных экономистов и специалистов в области налогообложения, экономической тории и макроэкономики.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства, за счет которых улучшается и бюджетная политика самого государства.
Налоги могут быть классифицированы по различным признакам: в зависимости от уровня установления (федеральные, региональные и местные), категорий плательщиков (физические лица и организации), назначения (общие и специальные), по способу уплаты (прямые и косвенные) и т.д.
Проведенное исследование показало, что за последние годы происходит рост налоговых поступлений. Основными налоговыми пополнениями в казну государства являются: налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц, у которого отмечается устойчивая тенденция роста.
Анализ критериев эффективности налогообложения показал, что налоговые доходы бюджетной системы снизились по сравнению с 2011 годом, и на протяжении последних 4 лет оставались примерно на одном уровне (диапазон изменений 31% — 30% ВВП). При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы — НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы, получаемые из этих источников.
Необходимо отметить, что в России растет задолженность по налогам. Основной причиной рекордной задолженности явилась невыполнение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость плательщиками которого являются организации и индивидуальные предприниматели.
В ходе исследования были выделены главные проблемы налогообложения в Российской Федерации:
1. Запутанность налоговой системы.
2. Нестабильность налогового законодательства.
3. Единая ставка налога на доходы физических лиц.
4. Низкий уровень налоговой культуры.
5. Слабый контроль за процессом сбора налогов. Данный факт приводит к уклонению от уплаты налогов, что ведет за собой уменьшение налоговых поступлений.
Для более эффективной работы в области налогов, необходимо принять следующие меры:
1. Необходимо периодически проводить курсы повышения профессионального уровня работников налоговых органов.
2. Необходимо проводить разъяснительные работы с гражданами с целью повышения налоговой культуры.
3. Ввести прогрессивную ставку налога на доходы физических лиц.
4. Предоставить финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ НАЛОГОВ И ИХ ВИДЫ
1.1. Экономическая сущность налогов и их функции
Налог является необходимым условием функционирования каждого государства, поэтому обязанность платить налоги охватывает всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств служат налоговые механизмы. Прообраз современной системы налогообложения зародился уже на ранних этапах развития человечества.
Понимание сущности налогов и их роли в экономической системе общества менялось по мере того, как развивались общественные отношения. При этом принято выделять несколько этапов [5, с. 138]:
1) древний мир и средние века;
2) второй этап датируется концом XVII века; в рамках данного периода система налогов и сборов расширяется, а также проводится граница между прямыми и косвенными налогами;
3) третий этап относится к концу XX века; характеризуется достаточно четким выявлением проблем, которые связаны с налогообложением.
Стоит отметить, что на первых этапах налог выступал, в целом, как экономическая категория и только на третьем этапе налог стал принимать правовое содержание. К современному пониманию механизма налогообложения человечество пришло не сразу.
Одной из первичных форм налогообложения выступала дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны получали победители в качестве своей военной добычи. Иными словами, первый прообраз налогов – это налог на побежденных. Также сначала преобладала идея дара — гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Потом ей пришла на смену идея смиреной просьбы правительства к собственному народу о поддержке ради решения совместных целей и задач нации. Эта идея плавно приняла вид представления о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертым шагом к современным налогам стало положение о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства; пятым — теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень прогресса идеи налогообложения — убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмом уровне появилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе. Так, в целом, выглядит картина изменения представления о налогообложении, сущности налогов.
На сегодняшний день, налоги являются одним из основных источников образования государственного бюджета, посредством изъятия части общественного продукта в виде обязательных платежей. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Являясь частью экономики, налогообложение присуще всем государственным системам [20, с. 72].
На основании статьи 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1, статья 8].
Законодательно утвержденное определение налога позволяет выделить следующие его основные черты, к числу которых относятся [15, с. 69]:
— обязательность его исчисления и уплаты (налогоплательщик не имеет права по собственному выбору отказаться от уплаты налога, если законодательством на него возложена такая обязанность);
— безвозмездность индивидуального характера;
— отчуждаемость принадлежащих налогоплательщику денежных средств;
— предназначение собранных средств для финансирования государственных и муниципальных нужд.
Экономическая суть налогов характеризуется финансовыми взаимоотношениями, формирующихся у государства с юридическими и физическими лицами. В данном случае движение денежных средств выполняет такую актуальную задачу, как аккумулирование средств в государственном бюджете страны.
Если рассматривать налоги в качестве экономической категории, то они имею ряд функций, к ним относятся [22, с. 148]:
1. фискальная;
2. регулирующая;
3. распределительная;
4. стимулирующая;
5. контрольная;
6. социальная.
Все эти функции имеют соответствующее назначение. Фискальная функция имеет важное значение в финансировании государственных расходов. Регулирующая функция выражается в государственном регулировании экономики. Распределительная функция выражается в том, что налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. С помощью стимулирующей функции налогов осуществляется стимулирование социально-экономических процессов в обществе, а контрольной – контроль за эффективностью использования финансовых ресурсов и построения финансовых отношений с государством. Большое значение имеет и социальная функция налогообложения, она осуществляет поддержку социального баланса страны, при помощи перераспределения доходов отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними [20, с. 364].
Таким образом, экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами. Данные денежные отношения имеют назначение в виде мобилизации денежных средств в распоряжение государства. Создавая запас финансовыми ресурсами, государство создает положительные условия для развития экономики, и распределяет данные финансовые ресурсы в виде дотаций субъектам, которые нуждаются в финансовой помощи. Налоги необходимы, т. к. государство не способно выполнять свои функции по удовлетворению общественных потребностей без денежных средств, которые могут быть получены только с помощью налогов.