Общая педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Сущность и содержание технологического подхода в общем образовании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 4

2ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

ГЛОССАРИЙ 19

  

Введение:

 

В настоящее время Россия находится в процессе становления новой системы образования, направленной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В связи с постоянным усложнением и модификацией технологий объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать современный человек, постоянно растет. Общественное сознание миллионов людей, уровень их профессиональных знаний и умений, наряду с уровнем общей культуры, не только отстает от темпов научно-технического прогресса, но и становится все менее соответствующим новым условиям жизни человека в целом. Необходимо не только повышать уровень образования людей, но и формировать другой образ и способ мышления, адаптированный к экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира, которые меняются очень быстро. Этим и обусловлен выбор темы данной курсовой работы: «Технология программированного обучения: Плюсы и минусы».

Цель данной работы — рассмотреть технологии обучения и их классификацию.

Перед началом работы были поставлены следующие задачи:

— провести анализ литературных источников, освещающих вопросы технологии программированного обучения;

— оценить место и значение программированного обучения в современном образовании.

Цель исследования — образовательные технологии.

Предмет исследования — технология программированного обучения.

Психологи Г.К. Селевко, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Т.В. Кудрявцев, Н.А. Менчинская, А.А. Смирнов, Н.Ф. Талызина, З.А. Решетова и многие другие исследовали психолого-педагогические проблемы программированного обучения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие образовательных процессов в современном обществе, богатый опыт педагогических инноваций, авторские школы и учителя-новаторы, результаты психолого-педагогических исследований постоянно нуждаются в обобщении и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является освоение технологических методов и применение понятия «технология» в области образования и педагогических процессов.

Наиболее общая, метадисциплинарная трактовка этого понятия заключается в том, что технология — это система научно и/или практически обоснованных действий, которые человек использует для преобразования окружающей среды и производства материальных или духовных ценностей.

Технологическая революция позволила технологизации проникнуть в сферу социальных процессов и явлений и сулит возможность управления сложными обществами, особенно педагогическими процессами и системами.

Применение технологических методов и термина технология к сфере социальных процессов и умственного производства — образованию и культуре — является новым явлением в нашей социальной реальности.

Технологический подход к обучению обеспечивает точное инструментальное управление процессом обучения и вполне гарантирует достижение образовательных целей.

По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение системного мышления в педагогику.

Каждая техника — это система, но не каждая педагогическая система — это техника. Понятие системы используется скорее для описания статичной, структурной картины, в то время как технология в первую очередь имеет дело с функцией, то есть процессом изменений, происходящих в субъекте и объекте деятельности с течением времени, и предполагает достижение запланированных результатов.

Термины «философия обучения» и «дисциплинарная технология» часто используются как синонимы: разница между ними заключается, прежде всего, в направленности. Технология больше связана с целью, процессом, количеством и расчетами, в то время как методология — с содержанием, качеством и изменениями.

Основной принцип технической методологии — принцип стандартизации. Он определяет основные характеристики технической модели процесса обучения (они же требования)

— Повторяемость.

— Измеримость.

— Типологическая реализуемость.

— Работоспособность.

— Формализуемость.

— Диагностический характер описания целей.

— Воспроизводимость процесса обучения (включая формулировку этапов, соответствующих им целей обучения, характер деятельности обучаемого и участников).

— Воспроизводимость результатов обучения.

Таким образом, в технической модели весь процесс обучения и отдельные этапы воспроизводимы и приводят к заранее определенным результатам.

Преимущества технической модели: хорошо разработанная техническая модель обучения позволяет достичь запланированных результатов и понять уже достигнутые результаты. Технический подход делает акцент на постановке целей. Цели обучения устанавливаются через результаты обучения, которые выражаются в терминах поведения ученика, которые могут быть надежно определены учителем или любым другим экспертом. Если в традиционной педагогике теоретики и практики не уделяют особого внимания вопросу целей, или, скорее, цели ставятся настолько расплывчато, что степень их достижения определяется на глаз, то в технологии обучения это центральный вопрос.

Педагогическая техника не имеет прямого отношения к творческому подходу в обучении, она сосредоточена на воспроизводимых моментах в процессе обучения. Описание действий, которые приводят к определенному результату обучения, фактически преуменьшает внутреннее, психологическое содержание, которое является решающим при оценке качества обучения. В результате существует тенденция к тому, что наиболее важные результаты обучающих программ, как положительные, так и отрицательные, не выявляются с помощью технологических методов.

Возможности улучшения преподавания истории и обществознания с помощью новых инструктивных технологий. Инструктивные технологии должны применяться там, где они применимы и эффективны (для этого нам необходимо знать, где они применимы и эффективны), но не ограничиваться только этим. Технологические подходы позволили добиться значительного прогресса в проектировании процессов обучения с конкретными результатами.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основная часть

1Научно-методические основы исследования проблемы использования современных технологий обучения в образовании

Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если государственные и профессиональные школы смогут эффективно решать задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучать методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а главное, методам поддержания необходимого уровня знаний о постоянно развивающемся мире. Поэтому каждому учителю и ученику желательно овладеть процессами «преподавания» и «обучения», владея тремя языками: родным языком, языком науки и языком техники, «считая их основой профессиональной деятельности».

Технология происходит от греческих слов tesho (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах осуществления производственных процессов (металл, химия …).

Технологии помогают перевести интеллектуальную информацию на язык практических решений. Технология — это способы выполнения действий и участия людей в деятельности. «Любая деятельность, однако, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. В искусстве все начинается, технология заканчивается, и тогда весь процесс начинается снова». [2]

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого можно реализовать новые образовательные парадигмы. Тенденция развития образовательных технологий напрямую связана с гуманизацией образования, которая способствует самореализации личности. Термин «образовательная технология» шире, чем «технология обучения», поскольку он также подразумевает аспекты образования, связанные с формированием и развитием личностных качеств учащихся.

В документах ЮНЕСКО технологии обучения рассматриваются как систематические методы создания, реализации и определения всего процесса преподавания и изучения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия. Это определение технологии, как и многие другие подобные, не может претендовать на полноту и точность несмотря на то, что постоянно появляются новые технологии (экологические, пространственные, информационные). [1, c. 61]

В самом общем виде технология — это сложная система того, «как» и «какими средствами» цель воплощается в «конкретный вид продукции или ее составные части». Например, из научно-методической литературы назовем несколько вариантов определения технологии:

— Технический метод для достижения практических целей;

— совокупность методов, используемых для получения благ, необходимых для существования человека;

— набор процедур и методов для организации человеческой деятельности;

— инструменты, используемые для моделирования человеческого поведения [2, 14, 17, 19, 27].

Современный подход к обучению заключается в том, чтобы строить его на основе технологий. Общие принципы и правила технологии обучения выглядят следующим образом:

1. Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А.С. Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».

2. Взаимосвязь и взаимозависимость преподавания и обучения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание — это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности студентов. Главная задача учителя, по мнению К.Д. Ушинского, состоит в том, чтобы превратить деятельность ученика в свою собственную.

3. Максимальная конкретизация целей образования и развития в содержании, средствах обучения, в способах деятельности учащихся, организуемых учителем.

4. Важным элементом технологии обучения является тематическое планирование, включающее краткое описание конечного результата и выстраивание целой цепочки отдельных уроков, связанных общей логикой.

5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся.

6. Стимулирование творческой активности студентов, ориентация на то, чтобы студенты не только знали, но и умели,

7. Разнообразие форм и методов обучения, не допуская универсализации одного способа или одной формы.

Пока не создана технология, преобладает индивидуальное мастерство. По мере роста индивидуального мастерства вычислений развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого является технология. [3, c. 186]

На ваш взгляд, следующие принципы, описанные голландским психологом Карлом ван Паллереном, отражают идеологию и практику современных технологий.

Принцип 1: Создание у учащихся устойчивой мотивации к обучению — она может быть основана на личном опыте учащихся.

Принцип 2: Преподавание и обучение в интерактивном режиме, т.е. работа с учащимися, а не преподавание сверху вниз.

Принцип 3: преподавать в интерактивной форме, постоянно наблюдая за тем, как учащиеся учатся, корректируя и поддерживая их при необходимости.

Принцип 4: Содержание и обучение разделено на соответствующие модули и задачи. Этот подход должен быть дифференцирован для разных категорий учащихся, чтобы обеспечить как можно более полную систему координат для разнородных категорий учащихся и перенастроить их мотивационную (или познавательную заинтересованность) структуру для обучения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы