Курсовая теория Экономические науки Теория управления

Курсовая теория на тему Сущность и содержание процесса управления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ 5

1.1 Процесс управления в классических теориях 5

1.2. Современные подходы к процессу управления 10

1.3. Характеристики процесса управления 15

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ 19

2.1. Типизация видов протекания процесса управления 19

2.2. Особенности процесса управления 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Актуальность работы. Процесс управления в наше время является сложной задачей и не может быть успешно решен путем следования стандартной формуле во всех областях деятельности. Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для постановки и достижения организационных целей. Управление — это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Деятельность любой организации во время и после кризиса требует управления, без которого невозможно не только эффективное функционирование и развитие, но и существование. Кроме того, управление организацией предопределяет отношение к ней других организаций и в определенной степени влияет на их управленческую реакцию. Это означает, что интересы многих людей внутри и вне организации имеют отношение к управлению.

Изучение релевантности процессов управления вытекает из характера и эффективности процесса производства товаров или услуг после кризиса. Именно эти характеристики производственного процесса во многом определяются уровнем организации процесса управления в фирме. Управление является неотъемлемой частью производственного процесса и необходимым его элементом. Основная задача менеджмента — обеспечить наиболее эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов и создать предпосылки для общего повышения эффективности производства. Сложность и динамичность современных технологических процессов, информационных потоков, производственных и экономических отношений, огромный объем работы по сбору и обработке информации — все это приводит к повышенным требованиям к организации процессов управления бизнесом.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и содержания процессов управления как аспекта эффективного функционирования бизнеса.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи.

1. изучить исторические и теоретические аспекты развития содержания процесса управления, в том числе.

2. рассмотреть процесс управления в классической теории

3. выявить современные подходы к процессу управления

4. выявить основные характеристики процесса управления

5. выявить содержательные аспекты процесса управления.

Объектом изучения в данной курсовой работе является сущность и содержание процесса управления.

Практическая значимость изучаемой темы заключается в том, что современный процесс управления характеризуется ориентацией на эффективное управление экономикой в условиях дефицита ресурсов, постепенным сокращением регулирования производства административными средствами и интенсификацией производства. Современный менеджмент должен способствовать развитию рынков, товарно-денежных отношений в оптовой торговле производственными материалами, конвертируемости денег, стабильности рыночных цен.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный менеджмент переживает настоящую революцию. Традиционные методы процесса управления сосредоточены в основном на контроле над людьми, достижении стабильности и эффективности производства, использовании правил и процедур, создании структуры управления сверху вниз для сотрудников и достижении ожидаемых результатов (в основном прибыли). Новый подход к управлению предполагает использование энтузиазма и творчества людей, поиск общих взглядов, норм и ценностей, обеспечение открытого доступа к информации, поощрение командной работы, сотрудничества и партнерства, адаптацию организаций к внезапным изменениям во внешней среде и достижение максимальной эффективности деятельности.

Сегодня управление бизнесом представляет собой многогранную систему, которая включает в себя ряд важных видов деятельности: планирование затрат, планирование производства, планирование продаж и, наконец, финансовое планирование (планирование прибыли). Менеджмент как наука позволяет предпринимателю планировать деятельность организации в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе таким образом, чтобы компания могла получить максимально возможную прибыль при минимально возможных затратах в условиях нестабильной рыночной среды.

Важнейшим условием функционирования современной организации на рынке является управление. Управление — это функция, выполняемая определенным органом в организации, который руководит всеми без исключения частями организации и удерживает отдельные части и всю организацию в допустимых пределах отклонений от поставленных целей.

В процессе управления измеряются контролируемые параметры структурных подразделений организации, сравниваются с существующими в организации стандартами и целями, а затем принимается управленческое решение по приведению параметров в соответствие со стандартом. Эта система управления применяется во всех современных организациях.

Системный подход к построению организационного управления можно описать как особый способ мышления и анализа организационных проблем и управления ими. Согласно ему, организация воспринимается как система взаимосвязанных элементов, имеющих общую цель — обеспечить свое существование и развитие в окружающей среде.

Таким образом, процесс управления — это деятельность, осуществляемая субъектами управления, объединенными в определенную систему и направленная на достижение целей компании путем выполнения определенных функций с использованием методов управления.

Как правило, процессы управления предприятием весьма разнообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого количества шагов и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, объединенных в управленческие циклы и служащих для достижения основных целей предприятия, включая достижение максимально возможной эффективности производства.


 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Процесс управления в классических теориях

Развитие менеджмента как дисциплины не является серией последовательных шагов вперед. Скорее, это ряд подходов, которые часто пересекаются. Поскольку люди и технологии являются предметом управления, достижения в области управления также связаны с достижениями в других областях, таких как психология, социология и инженерия. По мере развития этих дисциплин исследователи, теоретики и практики менеджмента узнают все больше и больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогли практикам понять, почему некоторые предыдущие теории иногда терпели неудачу на практике, и найти новые пути решения ситуации.

В то же время научно-технический прогресс и быстрые изменения в бизнес-среде заставили исследователей менеджмента осознать важность сил, находящихся вне организации. Были разработаны новые методы, учитывающие адаптацию методов управления к изменяющейся внешней среде.

Исследователи, работающие над данной проблемой, выделяют следующие этапы в развитии науки управления человеческими ресурсами:

1) Классические теории (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А. Гастев, П. Керженцев) — с 1880 по 1930 гг.

2) теории человеческих отношений (Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк) — с начала 1930-х гг.

3) гуманистические теории (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакГрегор) — с 1970-х годов. [1, c. 176]

Классические теории предлагают технико-экономический (технократический) подход к управлению человеческими ресурсами предприятий, который основан на научной организации труда, внедренной в менеджмент в начале 20 века. Основными целями менеджмента были: жесткий контроль и надзор за работниками, разделение задач на простые и понятные части, строгое разделение управленческих и исполнительских функций с использованием авторитарного стиля управления, предоставление материальных стимулов работникам, учет определенных интересов работников.

В первой трети 20-го века концепции управления человеческими ресурсами были разработаны с учетом требований производственно-экономических процессов предприятий, в частности, теории школы человеческих отношений. Эти исследования школы человеческих отношений предполагали, что люди стремятся быть полезными и нужными организации, сотрудники хотят, чтобы их признавали, ценили и участвовали в процессах развития организации. Основными задачами менеджмента были: создание таких условий, в которых каждый сотрудник осознавал бы свою полезность, предоставление определенной свободы и самостоятельности в работе, обеспечение взаимодействия руководителя с подчиненными и участия последних в решении простых проблем предприятия, создание чувства значимости персонала.

Во второй половине 20-го века появились современные теории, каждая из которых по-своему пыталась объяснить этот сложный вид управленческой деятельности. Все новые концепции управления человеческими ресурсами могут быть объединены еще одним методом теоретических исследований в этой области — гуманистическим методом. Этот подход включает в себя такие теории, как управление человеческими ресурсами, теория человеческого капитала и т.д. Согласно этой теории, человеческий капитал — это запас знаний, навыков и мотивации, имеющийся у каждого работника. Инвестициями в человеческий капитал могут быть: образование, опыт работы, здравоохранение, географическая мобильность, информация.

В начале 20-го века растущая концентрация производства и создание крупных промышленных предприятий создали условия для появления научных организационных систем. Эти системы были разработаны и сосредоточены в основном на рациональной организации труда и производства. Все эти организационные системы и принципы управления были объединены в классической теории организации, которая является первой и наиболее обобщенной теорией.

Идеи и концепции, включенные в классическую организационную теорию, являются результатом работы трех направлений:

— научный менеджмент (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Г. Эмерсон),

— теория управленческой организации (А. Файоль, Л. Урвик)

— теория бюрократической организации (М. Вебер, П. Селезник). [2]

В основе классической модели лежит идея о том, что организация — это всего лишь результат действий менеджеров, которые полностью ее планируют и владеют ею. Сердцем организации является рабочий процесс. Организация рассматривается как управленческая пирамида с различными уровнями управления, перемежающимися формальными отношениями. Внутренняя жизнь организации осуществляется в соответствии со строго определенной системой правил, положений и инструкций, которые связывают всех членов организации.

К основным достижениям классической школы относятся:

— попытка понять природу управленческих и производственных организаций, а также роль и природу власти в организациях,

— вопрос о критериях организационной эффективности

— определение путей рационализации и интенсификации трудовой деятельности,

— рассматривая управление человеческими ресурсами как центральный вопрос менеджмента,

— установление принципов формальной организации в административных системах

— признание роли и установление принципов специализации простой исполнительной работы,

— признание необходимости разделения административной работы на административную и функциональную,

— решение проблемы стимулирования человеческой деятельности,

— попытаться определить специфику административной работы и принципы руководства и управления

— поднимая вопрос о контроле и координации деятельности,

— создание первых научно обоснованных административных структур и разделение административных функций. [3]

В то же время классическая теория полностью игнорировала роль человеческой личности в функционировании организации. Хоторнский эксперимент Э. Мэйо, проведенный в 1924-1927 годах, существенно изменил представления о мотивации поведения работников и стал началом второго этапа в развитии теории организации.

Следующей теорией, представители и школы которой внесли значительный вклад в развитие и описание процесса управления, является теория поведения. Модели этого направления строятся с учетом возможностей человека, который рассматривается не только как оператор, выполняющий определенную задачу, но и как личность с определенными социальными интересами. Появление поведенческого направления связано с тем, что крупномасштабное механическое производство в 1930-х годах привело к максимальному использованию физических возможностей работника, что вступило в конфликт с потребностями человека.

Поведенческая ориентация представлена тремя основными школами

— неоклассическая школа (Дж. Хикс, Дж. Робинсон),

— школа человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М.П. Фоллетт, Э. Мэйо),

— школа поведенческих наук (Д. МакГрегор, Р. Литцерт, А. Маслоу).

Поведенческая теория подвергла критике концепцию «экономического человека», которая рассматривала только материальный интерес как основную мотивацию человеческой деятельности, и проанализировала психологические основы индивидуального поведения, выдвинув требование, что «человек является главным объектом внимания». Обращение к человеческому фактору стало революционным прорывом в теории организации и управления. Даже сегодня человеческий фактор во многом определяет конкурентоспособность и эффективность организации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы