Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Сущность и назначение права

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Общая характеристика права, как явления общественной жизни 5
1.1. Понятие права и его происхождение. 5
1.2. Принципы права 16
Глава 2 Характеристика социальной ценности права 23
2.1. Сущность права 23
2.2. Функции права как социального явления 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36

  

Введение:

 

Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, устанавливающих права и обязанности участников общественных отношений. Это универсальное средство регулирования общественных отношений. Такие свойства права, как общеобязательность, установление в формальных нормативных актах, издаваемых органами государства, наличие мер принуждения по отношению к лицам, не исполняющим нормы права, позволяют упорядочивать общественные отношения, придавать им стабильность и определенность. Право в виде совокупности норм издается, санкционируется и защищается государством, поэтому эти два явления тесно связаны друг с другом. Государство и право возникли тогда, когда появилась необходимость в урегулировании усложнившихся общественных отношений.
Актуальность рассмотрения роли права в жизни общества заключается в том, что право в настоящее время является наиболее универсальным и эффективным средством регулирования общественных отношений. Исследование понятия права позволяет уяснить его основные признаки, а сущность права отражают присущие ему функции. При этом относительно сущности права существуют определенные различия в подходах, так в его сущности усматривается классовая и общесоциальная направленности. Право выполняет в обществе исключительно важную роль – регулятора общественных отношений. Признаки, присущие праву, позволяют ему выполнять регулирующую и охранительную функции.
Объект исследования — отношения, связанные с определением сущности и назначения права в обществе.
Предмет работы — право как общественное явление и его сущность.
Цель исследования – охарактеризовать сущность и назначение права в жизни общества.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи: определить понятие и основные признаки права как общественного явления, определить причины возникновения права, рассмотреть основные принципы права, рассмотреть функции и социальную роль права в обществе.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Пиголкин А.С., Мелехин А.В. Абдулаев М.И. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев основные сущностные особенности права и его роль в обществе, можно прийти к следующим выводам.
1. Право является универсальным регулятором общественных отношений, которому присущи формальная определенность, общеобязательность, возможность определения прав и обязанностей участников общественных отношений, системность и обеспеченность мерами государственного принуждения. В результате правового регулирования общественные отношения становятся правоотношениями, приобретают качества стабильности, определенности. Правоотношения возникают во всех сферах общественной жизни.
2. Возникновение права неразрывно связано с возникновением государства. Право стало ступенью развития регулирующих правил поведения. Определенные нормы, определяющие поведение людей, существовали всегда, но на ранних этапах развития общества это были нормы обычаи или религиозные нормы. Для первобытного общества как и для любого общества, в котором организуется совместная деятельность людей было необходимо определенное регулирование. Оно осуществлялось на основе обычаев — многократных, повторяющихся правил поведения. Обычаи регулировали и права и обязанности членов общины, они были продиктованы религиозными верованиями и сложившимся порядком совместного проживания. Возможны были и обычаи, которые не соответствуют нормам морали, например обычай кровной мести. Особый механизм принуждения отсутствовал, обычно это были общественное осуждение и порицание, лишение определенных прав внутри общины. Развитие и усложнение общественных отношений, а также появление первых государственных механизмов привели к тому, что появилась необходимость и возможность применения более эффективных регулирующих норм. Из обычаев, традиций, норм морали сформировалось право. Право обладает большими возможностями по регулированию общественных отношений, поскольку формулируется более определенным образом, четко закрепляет возможности и обязанности, его соблюдение обеспечивается силой государственного принуждения.
3. Формальная определенность права, обеспеченность мерами государственного принуждения позволяют праву выполнять определенные функции, отражающие его роль в обществе. При этом относительно сущности права необходимо сделать вывод, что в разные исторические периоды она понималась по-разному. Марксистская теория впервые обосновала классовый подход к сущности государства и права. Согласно этому подходу право создается и действует в интересах господствующего класса, класса, который находится у власти. Этот подход действительно отражает сущность права в определенные исторические периоды. Но в настоящее время доминирует общесоциальный подход, согласно которому право является общесоциальным регулятором и действует в интересах всего общества и всех лиц, участвующих в общественных отношениях. Основной функцией права в этом случае является справедливое и эффективное регулирование общественных отношений путем установления прав и обязанностей его участников. В тех случаях, когда правовое регулирование не осуществляется должным образом и происходят различные нарушения правовых норм основное значение приобретает охранительная функция права, которая заключается в установлении запретов на совершение определенных действий и санкций за нарушение. Право выполняет также и воспитательную функцию, формулируя определенные модели поведения в обществе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Общая характеристика права, как явления общественной жизни

1.1. Понятие права и его происхождение.

Возникновение права связывается с развитием обычных норм родового общества. Огромную роль в родовой общине играли обычаи, т.е. устоявшиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате постоянного применения, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. Обычаи рода, племени носили синкретический (слитный, нерасчленный) характер. В современной исторической науке и этнографии нормы первобытного общества получили название “мононорм”, специфичных для этого периода истории человечества. «Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества — выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям» .
С развитием общественных отношений подобное регулирование обычными нормами уже было недостаточно эффективным. Появление управленческих, государственных структур привело к изданию определенных письменных актов, содержащих нормы, которые уже можно назвать правом. Письменные нормы появились еще в древних цивилизациях – Хзаконы Хаммурапи, Законы Ману и т д. Они во многом были основаны на обычаях и религиозных представлениях, но были определенным образом систематизированы. Их появление свидетельствует о переходе от обычаев к правовому регулированию. В дальнейшем нормы права стали издаваться в виде письменных указаний правителей, вождей, императоров. «Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений» . Первые законы государств закрепляли имущественное неравенство, привилегии богатых и знати, бесправное положение рабов, повинности и ограниченные права низших эксплуатируемых слоев населения. Нормы о наказаниях были ориентированы прежде всего на защиту собственности, личности знати и ее неприкосновенности, власти высших каст или сословий над низшими, рабовладельца над рабом или наемным работником вплоть до долговой кабалы. В законах многих древних государств политические права соизмерялись с имущественным положением или принадлежностью к знатной фамилии, дружине князя и т.д. То есть существовавшие нормы отражали существовавшее тогда социальное неравенство. И в этом смысле можно сказать, что право было орудием господствующего класса: рабовладельцев, феодалов и т д.).
Необходимо учитывать, что теории возникновения права в целом сходны с теориями возникновения государства, поскольку два этих явления неразрывно связаны между собой.
Так, наряду с теологической теорией возникновения государства существует теологическая теория происхождения права, которая все нормативные установления считает происходящими от Бога. Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов Ф. Аквинский (1225 — 1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.
Теория естественного права связана с договорной теорией происхождения государства и развивает идею существования естественных, неотъемлемых прав человека, которые даны ему природой. Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII веках. Эта теория была сформулирована в работах Г. Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По этой теории до появления государства люди находились в естественном состоянии которое разными авторами понималось по разному (неограниченная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие). При этом отмечается что люди в то время обладали естественными правами, которые вытекают из законов природы и не создаются людьми или государством. Естественные права связывали также с идеей справедливости, нравственными началами. Каждый человек согласно этой теории обладает естественными и неотчуждаемыми правами, к которым относятся право на жизнь, свободу и др. на определенном этапе развития общества права людей вступают в противоречие друг с другом, всеобщий порядок нарушается. Чтобы обеспечить охрану своих прав люди заключают общественный договор о создании государства и передают ему часть своих прав, с тем чтобы государство обеспечивало порядок в обществе. Таким образом представители естественной теории происхождения права считали, что существует естественное право, которое возникло еще до появление государство и оно выражается в предоставлении всем свободы и равенстве граждан. Естественное право даровано каждому от рождения. После же появления государства возникло позитивное право, которое исходит от государства и устанавливает для граждан различные права и обязанности. «Они различают два вида права: естественное — предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения); позитивное — возникает с государством, формулируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях» .
Определенными особенностями обладает историческая школа права, которая утверждает, что право развивается само по себе, исторически, оно вытекает из народного сознания.
Представители нормативной теории утверждали, что право существует само по себе. Право вытекает из самого права. «Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало» .
Психологическая школа связывает возникновение права с психологическими особенностями людей. Право считалось отражением психологических переживаний. Представителями этой теории, возникшей в середине XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий (1867 — 1931 гг.). Они объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения. В своих работах Л.И. Петражицкий подразделял право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову «внутреннего голоса» совести. Позитивное правовое представление основывается на точке зрения авторитетного человека или на внешнем нормативном акте. Он считал, что право предназначено выполнять две общественно значимые функции: распределительную — наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности личности, свободы слова и свободы собственности; организационную — наделение определенной категории субъектов права властными полномочиями.
Марксистская теория считает право подчиненным государству, оно возникает вместе с ним в результате развития общественных отношений, необходимости их урегулирования и поддержания классового господства. Для уяснения положений марксистской теории относительно возникновения права необходимо рассмотреть также ее положения о возникновении государства. Согласно этой теории в период существования первобытного общества человек перешел от присваивающего способа добывания материальных благ к производящему. То есть на первоначальном этапе развития общества человек добывал необходимые ему ресурсы путем охоты или собирательства, забирая себе то, что давала природа. С развитием общественных отношений появлялись способы производства пищи и других материальных благ. растения стали выращиваться специально, животные одомашнились и содержались в хозяйстве, производились также орудия труда и иные материальные блага. Подобный переход свидетельствует о становлении отношений когда происходило уже производство материальных благ и их распределение между членами общества. При этом формировались различные социальные группы, на основе материального положения. В этих условиях необходима стала организация которая бы осуществляла управление обществом и организовывала бы развивающиеся отношения производства и распределения. Механизмов управления на основе авторитета, уважения к старшим и т д. стало недостаточно. «При первобытно-общинном самоуправлении отсутствовала публичная власть. Здесь не было особого аппарата управления, который мог бы применить принуждение. В управлении делами рода (общины) господствовали обычаи, авторитет и уважение старейшин» . Государство обладает необходимыми ресурсами для осуществления власти и управления, а также механизмом принуждения, который применяется для обеспечения выполнения государственных предписаний. Таким образом, появление государства было вызвано усложнением экономических отношений, развитием экономики. Кроме того согласно марксистской теории государство было призвано не только регулировать общественные отношения, но и закреплять и осуществлять волю господствующего класса. То есть определенная социальная группа приходила к власти в определенных период и осуществляла управление в своих интересах. В результате усложнения общественных отношений, необходимости их регулирования особым аппаратом власти и принуждения, формируется государство как организация управления. «Изменения в способе производства, основывающиеся на возникшей частной собственности, появление классов и различных социальных групп с противоположными экономическими и социальными интересами требовали их политического оформления в виде государства» . Государство согласно марксистской теории это всегда орудие господствующего класса. Власть принадлежит господствующему классу, и функции осуществляемые государством направлены на удержание этой власти и защиту классовых интересов. Право же является орудием господствующего класса и возникает как механизм поддержания его власти. Право в марксистской теории полностью подчинено государству.
Современная теория возникновения права использует в какой то мере положения марксистской теории, но в основном положения о происхождении государства и связывает возникновение права с развитием общества и усложнением существующих регулятивных норм. Марксистская теория достаточно полно описала процесс возникновения государства – развитие экономики, возникновение частной собственности, усложенение общественных отношений и появление в связи с этим особого управляющего механизма. Этот же процесс развития общественных отношений и появление необходимости его урегулирования привел к возникновению системы права. В современной теории не используется отношение к праву как к подчиненному явлению, как к орудию господствующего класса. Право рассматривается как общесоциальное, самостоятельное и значимое явление, связанное с государством, но не подчиненное ему.
Данная теория описывается во всех учебниках теории государства и права, например такими авторами как Пиголкин А.С., Абдуллаев М.И., Марченко М.Н. и др. «Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности, организации деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, а также в управлении обществом. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения или социальными нормами» . Социальные нормы, регулирующие определенным образом поведение людей всегда существовали с момента зарождения общества и общественных отношений. Сначала это были нормы морали и обычные нормы. Они обладали необходимой возможностью урегулирования когда общественные отношения не были еще слишком развиты.
Дальнейшее историческое развитие государства и общества приводит к еще большему усложнению общественных отношений, появлению различных их видов. И право как система норм тоже продолжает развиваться. Отдельные письменные акты объединяются в кодексы и своды законов. Сама структура этих актов усложняется, регулирование происходит в различных отраслях: гражданском, уголовном, семейном праве и др. Если в более ранних письменных актах, все правовые нормы объединены и нет четкого разделения по предмету правового регулирования (например в Русской правде XX века), то в более поздних актах присутствует определенная система, разделение на главы (Соборное уложение 1649 года). Право в своем развитии отвечает потребностям общества, регулирует те общественные отношения, которые в этом нуждаются.
В настоящее время в каждом государстве существует развитая система правовых норм, которые находят свое выражение в различных формах – нормативных актах, судебных решениях, договорах. В некоторых странах по прежнему велико значение обычаев и традиций. В большинстве случаев право существует в виде норм, закрепленных в официальном акте, принимаемом уполномоченными государственными органами. На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием и в настоящее время также находится под сильным влиянием религии. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе основным стало правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).
Соблюдение норм права обеспечено мерами государственного принуждения, однако оно не является орудием государства. Право в современном мире играет общесоциальную роль, его нормы провозглашают равные права и обязанности граждан, необходимость их защиты. Таким образом, изменение содержания правового регулирования на протяжении времени является существенным, однако основные признаки, присущие праву, позволили ему сохранить свое значение универсального регулятора общественных отношений.
Отличие правовых норм от обычных заключается в том, что они зафиксированы в письменных источниках, составляют определенную систему, четко фиксируют права и обязанности, обеспечиваются мерами государственного принуждения. Нормы права издаются и закрепляются государством. Они формируются путем целенаправленной сознательной деятельности людей в рамках правотворческого процесса, который заключается в издании правовых норм специально уполномоченными государственными органами. Нормы права закрепляются в письменных источниках, в этом выражается такой признак права как формальная определенность. Надлежащее исполнение предписаний, содержащихся в нормах права, гарантируется силой государственного принуждения путем установления мер ответственности за нарушение правовой нормы. Механизм правового регулирования состоит соответственно в закреплении определенных прав и обязанностей субъектов общественных отношений, установлении тем самым границ их возможного и должного поведения и в обеспечении надлежащего поведения управомоченных и обязанных субъектов с помощью мер государственного принуждения. Нормы права составляют основу системы социальных норм. Они регулируют широкий круг общественных отношений практически во всех сферах. Такие качества норм права как их общеобязательность, формальная определенность, признание и защита со стороны государства обеспечивают наиболее эффективное регулирование общественных отношений. Право придает общественным отношениям определенность, стабильность, обеспечивает соблюдение интересов лиц, участвующих в этих отношениях.
Таким образом, возникновение права стало закономерным следствием возникновения и развития государства. Право выступило как элемент управления, средство осуществления государственной власти.
Право определяется в юридической литературе как система общеобязательных норм – правил поведения, регулирующих многообразные общественные отношения. Право является неотъемлемой частью общественной жизни и возникает в процессе развития общества, на том этапе, когда общественные отношения развиваются и усложняются. Появляется необходимость в их регулировании и упорядочении. Право представляет собой наиболее эффективный инструмент управления обществом. Право определяется как система норм. Это определение характеризует право в объективном смысле. Право складывается из норм в сложную иерархическую систему, регулирующую различные виды общественных отношений. В юридической литературе право также понимается в субъективном смысле – как юридически закрепленная возможность совершать определенные действия. Эта возможность вытекает как раз из определенной нормы, поэтому можно сказать, что право в субъективном смысле вытекает из права в объективном смысле. Поэтому рассмотрение права именно как системы норм является основным в теории права. «В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений» .
Можно выделить следующие основные признаки права.
1) Право носит волевой характер – это проявление воли и сознания людей и прежде всего воли государственных органов, создающих нормы права.
2) Право носит общеобязательный характер Это означает, что его действие распространяется на неограниченный круг лиц. Норма права обращена не к конкретным лицам, а ко всем субъектам, участвующим в отношениях регулируемых данной нормой. Она также рассчитана на неоднократное применение, поскольку регулирует устойчивые, повторяющиеся общественные отношения (например, нормы о купле продаже применяются многократно при заключении договоров купли продажи различными лицами).
3) Нормативный характер – право состоит из норм – формально определенных правил поведения, устанавливающих права и обязанности субъектов.
4) Нормы права — это формально-определенные правила поведения. Различают внешнюю и внутреннюю формальную определенность нормы права. Внутренняя определенность нормы проявляется в том, что она содержит конкретное, четкое определение прав и обязанностей и указание на последствия их нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что норма закреплена в письменном виде и содержится в официальном документе — нормативно-правовом акте.
5) Право имеет неразрывную связь с государством Во первых оно устанавливается государством. Издание правовых норм является основной функцией государственных органов, отнесенных к законодательной ветви власти. Во вторых соблюдение предписаний, содержащихся в нормах права гарантируется возможностью применения мер государственного принуждения. В случае нарушения правовых норм, к лицам, совершившим такие нарушения государство применяет меры ответственности, заключающиеся в необходимости претерпевать какие либо ограничения своих прав или другие неблагоприятные последствия. Издание и санкционирование правовой нормы государством является одним из основных ее важнейших свойств, которое отличает норму права от иных норм, регулирующих общественные отношения. Возможность принудительного исполнения делает норму права самым действенным регулятором общественных отношений.
6) Право носит системный характер. Нормы права образуют сложную и взаимосвязанную систему, группируясь по отраслям и институтом в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.
Все указанные свойства права позволили ему стать универсальным и необходимым для общества регулятором общественных отношений. Несомненно формирование данной системы норм и необходимых механизмов их принятия и защиты было связано с объективной потребностью общества в урегулировании общественных отношений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы