Курсовая теория на тему сущность государства: общечеловеческое и классовое начала
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность государства 5
1.1. Взаимодействие гражданского общества и государства 5
1.2. Гражданское общество и правовое государство 8
1.3. Гражданское общество и проблемы его взаимоотношений с государством 10
Глава 2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства 15
2.1. Классовое и общечеловеческое в сущности государства 15
2.2. Сущность государства: сочетание общечеловеческого и классового начала в государстве 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Введение:
Государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Ученые прошлого и современности полемизируют относительно понятия, основных признаков, происхождения, а также иных аспектов существования государства. В общем виде государство представляет собой организацию политической власти, которая управляет обществом с помощью права и специально созданного аппарата.
Сущность, как философская категория означает главное, основное в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное и значимое в нём, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.
В отечественной юридической литературе нередко высказывается мысль, согласно которой в государстве необходимо выделять несколько сущностей. И при этом называются общечеловеческая (общесоциальная) сущность, классовая сущность. Теоретические корни такой позиции восходят к идее Маркса о классовой природе государства, которое, с одной стороны, выполняет так называемые общие дела, а с другой — реализует, прежде всего, интересы господствующего класса. Сюда же надо отнести известный ленинский философский тезис о движении в процессе познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка.
Вопросы о сущности государства остаются актуальными в связи с тем, что для современной политико-правовой мысли характерен отход от абсолютизации какой-либо одной — узкоклассовой или общечеловеческой — стороны в понимании сущности государства, необходим учёт обеих его сторон.
В реальной жизни нет ни «чисто» классовых, ни «чисто» общечеловеческих государственных институтов, а, следовательно, необходим сбалансированный подход к вопросу о соотношении общечеловеческих и классовых начал в природе государства.
По данной проблеме существует широкий круг исследовательской литературы. Свои размышления о сущности государства представляли Аристотель, Д. Локк, К. Маркс, В.И. Ленина, Т. Гоббс и другие.
Из современных российских авторов данной проблеме уделяли внимание такие учёные как А.В. Малько, М.Н. Марченко, И.Ф. Ракитская, В.Е. Чиркин.
Целью нашего исследования является выявление основных характеристик государства, анализ его природы (сущности).
Задачи исследования:
дать понятие государства, в контексте различных теорий и позиций различных авторов;
проанализировать основные признаки и закономерности появления и развития государства;
рассмотреть подходы к пониманию сущности государства;
обозначить основные отличия классового и общечеловеческого начала в сущности государства;
проанализировать сочетание общечеловеческого и классового начала в природе и сущности современного государства.
Предмет исследования: сущность государства.
Объект исследования: общечеловеческое и классовое начало в сущности государства.
Заключение:
Становление и развитие гражданского общества — особый период в истории человечества и государства. Гражданское общество появляется в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, его изоляции как относительно независимой сферы от общественной жизни и, в то же время, разгосударствления ряда социальных отношений.
Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной общности и других, стала объектом исследования в 18-19 веках и был подробно разработан в «Философии права» Гегеля, определявшей гражданское общество как соединение (общение) индивидов через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые институты и верховенство закона), внешний порядок (полиция) и корпорации). Философия права отмечает, что правовыми основами гражданского общества являются равенство лиц как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, неприкосновенность договоров, защита прав от нарушений, а также упорядоченное законодательство и компетентный суд, в том числе жюри.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.
Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Сущность государства
1.1. Взаимодействие гражданского общества и государства
Первоначально были определены государство и гражданское общество, а затем еще в 17 веке Руссо предположил, что гражданское общество может существовать только при прогрессивных формах правления. Гумбольдт, развивая философское учение Канта, окончательно «развел» государство и гражданское общество, возложив на первое: а) систему государственных институтов; б) позитивное право; в) гражданина; к гражданскому обществу: а) система общественных институтов, созданная самими индивидами; б) естественное право; в) человек. Гегель определил гражданское общество как сферу частных интересов .
Понятие «гражданское общество» обычно используется по сравнению с понятием «государство». По мнению немецкого политолога И. Изензее, «государство существует в форме чего-то противоположного «обществу»». «Государство» и «гражданское общество» — понятия, отражающие разные стороны общества, противоположности. Гражданское общество представляет собой сферу абсолютной свободы людей в отношениях друг с другом. Он выглядит как социальное, экономическое и культурное пространство, в котором свободные люди взаимодействуют, выполняя частные интересы и делая индивидуальный выбор. Напротив, государство — это пространство полностью регулируемых отношений между политически организованными субъектами: государственными структурами и смежными политическими партиями, группами давления и т.д.
Диалектика отношений между гражданским обществом и государством сложна и противоречива, поскольку между ними существует своего рода