Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Судебная власть в системе разделения властей: общее и особенное

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3

1. Судебная власть в системе разделения властей: теоретический и исторические аспекты 5

1.1. Понятие судебной власти 5

1.2. Исторические этапы становления и развития судебной власти в России 9

2. Взаимодействие представительных и судебных органов в системе разделения властей 14

2.1. Проблемы взаимодействия представительных и судебных органов в системе разделения властей 14

2.2. Пути решения проблем взаимодействия представительных и судебных органов в системе разделения властей 22

Заключение 27

Список использованных источников 32


  

Введение:

 

Актуальность темы. Место и роль суда в системе разделения властей на протяжении всего становления и развития государственности в России являлись вопросами, активно дискутируемыми в правовой доктрине, что, на наш взгляд, связано со значимостью функций, реализуемых судебной властью.

Разделение властей — это конституционный принцип, являющийся одной из основ организации власти в демократическом государстве. В широком смысле — это теория соответствия властей в государстве, в соотношении с которой, для производительной деятельности государства, все ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, должны быть независимы друг от друга.

Теория разделения властей предлагает механизм, препятствующей узурпации власти в государстве. Эта теория рассчитывает разделение единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые бы контролировали друг друга. Главный смысл этого механизма состоит в том, чтобы исключить самовольность и злоупотребление власти находящейся в одних руках, в руках одного правителя или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного издающего законы, обеспечивающий их исполнение и наказывающий за непослушание.

Разделение властей в государственном механизме должно служить гарантией от появления диктатуры произвола, обеспечить баланс властных полномочий. Любая из ветвей власти является независимой, но контролирующей деятельность друг друга. Смысл разделения властей состоит не в самостоятельности и обособленности органов государственной власти, а в тесном и взаимном сотрудничестве, точным исполнением каждой из ветвей власти своих функций.

Принцип разделения властей является одной из важнейших составляющих правового государства, к которому стремится Российская Федерация.

Целью данной курсовой работы является изучение положения судебной власти в системе разделения властей.

Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:

— изучить понятие судебной власти;

— рассмотреть исторические этапы становления и развития судебной власти в России;

— охарактеризовать проблемы взаимодействия представительных и судебных органов в системе разделения властей;

— исследовать пути решения проблем взаимодействия представительных и судебных органов в системе разделения властей.

Методология. Методологическое основание данного исследования составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное», «явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и возможность» и др.

Формально-логический метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной курсовой работы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение данной курсовой работы, основываясь на заявленной цели и поставленных задачах, сделаем краткие выводы.

Идея разграничения властей, начиная с античности, рассматривается как основа справедливого управления и гарантии прав и свобод граждан. Однако одним из основных принципов построения демократического государства она становится в ХVIII в., в результате провозглашения ее выдающимся мыслителем Ш.Л. Монтескье, который указывал: «Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной.

Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Государи, стремившиеся к деспотизму, всегда начинали с того, что объединяли в своем лице все отдельные власти».

Ш.Л. Монтескье давая характеристику судебной власти, указывал, что по своему предназначению эта власть является регулирующей, она необходима для того, чтобы удерживать от крайностей две другие власти. Функциями судебной власти мыслитель называл разрешение конфликтов между гражданами, охрану законности, безопасности, свобод и собственности личности.

Несколько ранее значимость судебной власти в механизме государства подчеркивал Д. Локк, однако он не рассматривал ее в качестве самостоятельной ветви, будучи убежденным в необходимости синтеза судебной и законодательной деятельности. Кроме того он выделял союзную власть (federative power), включающую в себя право войны и мира. Средствами, призванными содействовать осуществлению основной цели деятельности государства, Локк называл законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления.

Разница подходов вышеназванных мыслителей во многом обусловлена приоритетом целей, ради которых посредством общественного договора создавалось государство: у Ш.Л. Монтескье главной целью было обеспечение безопасности граждан, у Д. Локка – установление справедливости. Именно появление знающего и беспристрастного судьи, обладающего властью решать споры и противоречия в соответствии с установленным законом, знаменует переход из естественного состояния в государство. «…этим судьей является законодательная власть или назначенное ею должностное лицо», –констатирует автор .

Несмотря на наличие определенной специфики в видении места судебной власти в системе разделения властей, указанных европейских мыслителей объединяет ее трактовка в качестве основного гаранта прав и свобод граждан, а также идея о необходимости системы «сдержек и противовесов».

Позднее Ж.-Ж. Руссо, развивая идеи о судебной власти, указывал, что значение суда выполнять функцию гаранта неприкосновенности свободы человека, что в полной мере возможно только в условиях самостоятельности и независимости судебной власти. Вместе с тем полновластие, отсутствие системы сдержек и противовесов в реализации властных полномочий, как правило, свидетельствуют о слабости правосудия и ведут к неэффективности осуществления судом своих функций. Следует напомнить, что в Советском Союзе, господствовавшая политико-правовая доктрина отвергала принцип разделения властей, судебные органы в систему органов государственной власти не входили, Это побуждало представителей отраслевых наук о проблемах, возникающих при осуществлении правосудия, о необходимости осуществления судебного контроля за деятельностью административных органов.

В современной России судебная власть выступает неотъемлемым элементом власти государства наряду с законодательной и исполнительной (ст. 10 Конституции РФ). Принцип разделения властей закреплен в статье 10 Конституции Российской Федерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.». Одной из главных целей демократизации современного общества, было построение правового государства, в котором право будет являться высшей ценностью, а судебная власть должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной.

Без судебной власти правовое государство не может выполнять функции охраны правопорядка, защиты прав, свобод и законных интересов человека и граждан. Поэтому признание государством судебной власти как независимой и включение ее в систему сдержек и противовесов, означает, что государство признает необходимость самоограничения власти. Такое ограничение и реализуется с помощью механизма разделения властей.

Судебная власть взаимодействует во всех сферах жизни общества, осуществляя судебный надзор не только в общественной жизни людей, но и во всех политический кампаниях. Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ. Норма, согласно которой гражданские дела о ликвидации политических партий в качестве суда первой инстанции рассматривает Верховный Суд РФ, закреплена в Федеральном конституционном законе от 5 февраля 2014 г.

Современное конституционное законодательство Российского государства, предусматривает построение таких отношений между личностью, обществом и государством, 92 при которых защита и интересы личности, права и свободы человека и гражданина будут признаваться высшей ценностью. Ведь основной закон страны закрепляет право гражданина на судебную защиту его прав и свобод, к примеру — юридическая помощь гражданам .

Условием реализации таких отношений, является создание независимой судебной власти. Судебная власть, которая осуществляет свои функции независимо и беспристрастно, обеспеченный принципом разделения властей, дает обществу уверенность в том, что осуществление правосудия будет опираться на Конституцию Российской Федерации и законы, а не должно подвергаться влиянию политических взглядов, политической элиты и государственных структур. Обеспеченная такой независимостью судебная власть может беспристрастно принимать судебные решения на основе норм права, по поводу возникших споров или конфликтов в ситуации посягательства на установленный в государстве порядок, но при этом перед судебной властью не могут быть поставлены задачи судить о целесообразности, об идеях, пристрастиях или выгоде, о политических взглядах, если это не затрагивает правоотношения.

В настоящее время основы организации и функционирования судебной власти, как независимой и самостоятельной ветви государственной власти, закреплены в Российской Федерации на высшем — конституционном уровне, что свидетельствует о признании ее значения и потенциала, уникальной роли в жизни государства и общества. В свою очередь независимая судебная власть, позволяет обеспечить практическую реализацию принципа разделения властей в Российской Федерации.

Делая выводы, стоит упомянуть, что сама система разделения властей, предполагает распределение определенной ветви власти в разных государственных органах, чтобы исключить узурпацию власти в руках одного диктатора.

Каждая из ветвей власти выполняет поставленные перед ней задачи, однако сохраняя самостоятельность в своей деятельности, взаимодействует с другими ветвями власти. Судебная власть в этой системе, как уже говорилось, осуществляет правосудие, основы которого закреплены в законодательстве Российской Федерации.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Судебная власть в системе разделения властей: теоретический и исторические аспекты

1.1. Понятие судебной власти

Конституция Российской Федерации устанавливает три вида государственной власти: законодательную; исполнительную; судебную, при этом указанные органы в своей деятельности самостоятельны и независимы .

Изучение юридической и специальной литературы показывает, что термин «судебная власть» различными исследователями употребляется в разных понятиях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд общей юрисдикции или система соответствующих учреждений. Представляется, что можно определить судебную власть как систему судов общей юрисдикции, отправляющих правосудие в точном соответствии с законом.

При этом судебная власть – это вид государственной власти, которая осуществляется соответствующими судебными органами. Представляется, что власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те полномочия, которые им принадлежат, а также осуществление этих полномочий и эффективная реализация.

Следует заметить, что федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации», основываясь на Конституции Российской Федерации, толкует, что судебная власть в Российской Федерации отправляется только судами общей юрисдикции в лице судей и привлекаемых в точном соответствии с законом порядке к отправлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя право

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы