Курсовая теория на тему Судебная власть в системе разделения властей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ, ПОНЯТИЕ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 4
1.1. История становления и развития судебной власти в РФ 4
1.2. Понятие, признаки и функции судебной власти 11
2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 16
2.1. Структура судебной власти 16
2.2. Полномочия судебной власти в России 21
2.3. Тенденции и перспективы развития судебной власти в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение:
В ст. 10 Конституции Российской Федерации установлен принцип разделения властей, согласно которому судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти. Но само понятие «судебная власть» отсутствует на законодательном уровне.
Актуальность темы состоит в том, что в современной России судебная власть является самой молодой ветвью государственной власти, понимание сущности и назначения которой на разных этапах исторического развития соответствовало политическому и государственному устройству. Прояснение сущности судебной власти обладает большим теоретическим и практическим значением, в том числе для определения ее функций в системе государственного управления.
Объект работы – судебная власть.
Предмет работы – место судебной власти в системе разделения властей.
Цель работы – проанализировать особенности судебной власти в системе разделения властей в Российской Федерации.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю становления и развития судебной власти в РФ.
2. Рассмотреть понятие, признаки и функции судебной власти.
3. Описать структуру судебной власти.
4. Охарактеризовать полномочия судебной власти в России
5. Определить тенденции и перспективы развития судебной власти в России.
Методами исследования является системный анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Исключительной формой власти.
3. Обособленностью структуры и самостоятельностью субъекта управления.
4. Осуществление власти с помощью системы судопроизводства.
5. Соответствием процессуальным требованиям.
6. Властным характером ведения дел.
Самой главной функцией является осуществление правосудия, которое имеет право совершать только суд. Эта функция является специфически судебной. Другие функции судебной власти: судебный контроль, главные толкования правовых норм, официальное удостоверение фактов, которые имеют юридическое значение, ограничение правосубъектности граждан, судебный надзор, функция предупреждения правонарушений, выступление с законодательной инициативой, обобщение судебной практики и анализ судебной статистики.
Судебная власть в России принадлежит судам, образующим единую судебную систему. Сегодня судебная власть осуществляется двумя судами – Конституционным Судом РФ и Верховным судом РФ.
В Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлены также нормы, касающиеся полномочий судебных органов власти (ст. 17-28). Список полномочий судебной власти является весьма значительным.
В контексте судебной реформы наиболее значимым считается решение Президента Российской Федерации об объединении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
В соответствии с проведенной конституционной реформой в 2020 г. произошли следующие изменения, затрагивающие организационные основы Конституционного Суда: уменьшился его численный состав, особенности назначения на должность Председателя Суда и его заместителя, прекращения полномочий конституционных судей, включая названных должностных лиц, Советом Федерации по представлению Президента РФ. Представленные изменения снижают самостоятельность и независимость Конституционного Суда, способны осложнить его деятельность по осуществлению конституционного контроля.
Таким образом, судебная система в России совершенствуется в положительном для ее участников направлении, постепенно переходя к более открытым и цивилизованным методам реализации, что, несомненно, окажет положительный эффект и на защите законных прав граждан нашего государства.
Фрагмент текста работы:
1. СТАНОВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ, ПОНЯТИЕ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1. История становления и развития судебной власти в РФ
Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации представлено исторически сложным и длительным процессом, который напрямую зависит с происходящими изменениями всех сфер жизни общества и их развитием.
Вопросам становления и функционирования судебной системы в России отечественные историки и юристы XVIII-XX вв. посвятили значительное число исследований, в которых они касались как отдельных ее проблем, так и института судебной системы в целом .
Эволюция судебной власти осуществлялась на протяжении многих веков, и по причине трансформации устоев и формаций её можно подразделить на нижеприведенные стадии.
Первым этапом выступает зарождение судопроизводства на Руси в X-XI веках, как древнейшая форма судебной системы. Восстановление преступленного права пребывало в полномочиях главы семьи либо рода, господина либо землевладельца.
Вторым этапом эволюции судебной системы необходимо рассматривать «Обычный» суд Руси в XI-ХV вв. Судебная власть главы семьи либо рода, надлежащим образом, трансформировалась во власть судить «челядь», другими словами, рабов и изгоев. Наличествует частное происхождение владельческого суда, потому что сельское население сперва было населено холопами и изгоями.
Устремление к разрешению споров между общинами судебным процессом, а не войной, породило потребность формирования государственных
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ТЕКСТЕ ОСНОВНОГО ЗАКОНА СОВРЕМЕННОГО
ГОСУДАРСТВА……………….. 5
1.1.
Судебная власть в системе разделения властей и ее закрепление в европейских
конституциях…………………………………………………………………………………… 5
1.2.
Признаки и значение судебной власти в системе конституционно-правовых
институтов государства…………………………………………………………………….. 8
ГЛАВА
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ……………………………………………………… 11
2.1.
Судебная система Российской Федерации……………………………………. 11
2.2. Понятие и принципы правосудия………………………………………………. 17
Заключение……………………………………………………………………………………….. 26
Библиографический список…………………………………………………………….. 28
Введение:
Судебная власть
представляет собой одну из трех ветвей власти, наряду с законодательной и
исполнительной, которые выделяются в соответствии с принципом разделения
властей в государстве. Судебная власть осуществляется системой специальных
органов – судов, на которые возложена задача осуществления правосудия в целях
защиты прав и интересов граждан государства, охраны правовых норм от нарушений.
суды выполняют различные правоохранительные задачи: обеспечивают соответствие
Конституции и законов, рассматривают различные виды споров, назначают наказание
за совершенное преступление. Эти задачи выполняются в рамках различных видов
судопроизводства – конституционного, гражданского, уголовного.
Судебная власть
осуществляется системой судов, которые осуществляют возложенные на них задачи в
соответствии с законом. Суды осуществляют правосудие на основании определенных
принципов, установленных законом.
Важнейшими из них являются равенство всех перед законом и судом,
независимость и неприкосновенность судей, обязательность судебных решений.
Актуальность
рассмотрения особенностей организации
судебной власти заключается в том, что судебная власть – это ветвь государственной власти,
отражающая деятельность системы судов, которая осуществляется независимо от
иных органов государственной власти в целях защиты прав и свобод граждан и обеспечения
соблюдения правовых норм.
Объект исследования —
отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности судебной власти.
Предметом исследования являются нормативные
правовые акты, доктринальные положения, выработанные наукой конституционного
права в сфере организации и деятельности судебной ветви власти.
Цель исследования –
определить конституционно-правовые основы закрепления и организации судебной
власти в Основном законе демократического государства и особенности ее осуществления на примере
Российской Федерации.
Для достижения
указанной цели должны быть выполнены следующие исследовательские задачи:
· определить
назначение и место судебной власти в системе разделения властей современного
государства,
· рассмотреть
особенности правового закрепления системы органов судебной власти в конкретном
государстве, на примере России,
· охарактеризовать
правовые основы судебной системы современного государства,
· дать
сравнительно-правовую характеристику правил формулировки определения и основных
принципов осуществления правосудия в Основном Законе некоторых европейских
государств.
Нормативную основу
исследования составляют конституции ряда европейских государств, в частности Конституция
Российской Федерации, а также иные федеральные законы и национальное
региональное законодательство.
Теоретическую основу
исследования составляют работы следующих ученых-конституционалистов: М. В.
Баглая, А. С. Пиголкина, О. Е. Кутафина и др.
Структурно работа состоит
из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Рассмотрев основные
особенности организации судебной власти, можно прийти к следующим выводам.
1. Выделение ветвей
власти – законодательной, исполнительной, судебной обеспечивает специализацию
выполнения государственных функций различными органами – законодательной (по
изданию законов), исполнительной (по реализации законов), судебной (по охране
интересов государства и граждан путем применения законов). Для законодательных,
исполнительных и судебных органов конституциями
и законами многих демократических государств установлен определенный круг
полномочий, которые они осуществляют самостоятельно, но, в то же время,
находясь под контролем со стороны других ветвей власти. Судебная власть должна
быть независимой и самостоятельной в своей деятельности по осуществлению
правосудия. Контроль за ее деятельностью может проявляться только в назначении
судей и в установлении законодательного порядка
судебной деятельности.
2. Правосудие
в целом при его надлежащем осуществлении в соответствии с законодательством
является важным и основным инструментом защиты прав и свобод человека.
Выполнением этой задачи занимается система особых органов- судов, которые в
своей деятельности являются независимыми и подчиняются только закону. Однако
эффективное осуществление правосудия возможно только при соблюдении основных
демократических принципов, важнейшими из которых являются: законность,
равенство перед законом и судом, обеспечение прав и свобод человека.
В целом, закрепление и
соблюдение принципов правосудия, а также его осуществление судами в
соответствии с закрепленной за ними компетенцией создает в необходимые условия
для защиты прав и свобод человека, поддержания правопорядка, и выполнения иных
задач судебной власти.
3. Система судебных
органов Российской Федерации, осуществляющих правосудие, закреплена
законодательством РФ и представляет собой четкую систему с подразделением судов
по их компетенции. Система судов Российской Федерации является иерархической и
предполагает многоступенчатую проверку вынесенного решения вышестоящими судами,
что является необходимым для обеспечения законности принимаемых решений.
Наличие таких видов судопроизводства как
конституционное, гражданское, уголовное, административное несколько
отличается от подразделения судов на суды общей юрисдикции, конституционные,
арбитражные. Суды общей юрисдикции осуществляют гражданское уголовное и
административное судопроизводство. Экономические споры, отнесенные к ведению
арбитражных судов можно считать разновидностью гражданского судопроизводства. К
ведению конституционных судов относится соответственно конституционное
судопроизводство. Законодательство устанавливает гарантии статуса судей порядок
назначения и освобождения их от должности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
В ТЕКСТЕ ОСНОВНОГО ЗАКОНА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Судебная власть в системе разделения властей и ее
закрепление в европейских конституциях Выделение в системе
государственной власти трех ветвей власти обусловлено разграничением основных
направлений деятельности государства. Это — законотворчество как способ
формулирования и закрепления нормы права; это — правоприменение как способ
фактического претворения нормы права в жизнь; это — правоохранение как
разрешение на основе правового закона конфликтов и споров [4, с. 103].
Законотворческая деятельность осуществляется представительным органом,
полномочия которого основаны на власти народа. Исполнение законов
осуществляется системой органов исполнительной власти, осуществляющей функции
управления обществом.
Правоохранительная
деятельность осуществляется системой судов. Успешное взаимодействие органов
государственной власти характеризует устойчивость построения власти в
государстве. «Традиционная концепция разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна
пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов,
способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих
функций» [16, с. 120]. Эта система предполагает введение определенных
ограничений в пользовании ресурсами власти, разумным распределением функций и
полномочий государственной власти между ее органами. Система сдержек и
противовесов заключается в том, что
органы каждой из ветвей власти, осуществляя свои функции, имеют
возможность контролировать деятельность других органов.