Курсовая теория Юриспруденция Правоохранительные органы

Курсовая теория на тему Судебная система РФ. Понятие и характеристика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и общая характеристика судебной системы в Российской Федерации 6
1. Понятие и структура судебной системы Российской Федерации 6
2. Конституционные основы деятельности судебной системы Российской Федерации 8
2. Судопроизводство в РФ и органы, его осуществляющие 11
1. Конституционный суд РФ 11
2. Структура судов общей юрисдикции 14
3. Арбитражные суды 21
4. Мировые судьи 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31

  

Введение:

 

Актуальность темы. Суд является государственным органом власти, который занимается осуществлением правосудия, и среди прочих участников процесса ему принадлежит особенное место.
В жизни могут случиться всякие сложные ситуации, когда как физические, так и юридические лица могут нуждаться в защите своего права. Ситуации возможные самые различные. Но в любом случае заинтересованное в этом лицо может возбудить дело против тех, кем были оспорены или нарушены его права. Таким образом рождается процесс по конкретному делу, где начинает действовать суд, который обязан такое дело законно разрешить.
Конституция РФ всем гарантирует право защищать всеми допустимыми законными способами, свои свободы и права. Право обращаться к суду для того, чтобы были защищены субъективные права и законные нарушенные интересы, является конституционным, реально демократическим правом, в котором выражена доступность правосудия. Основной Закон страны установил равенство всех перед законом и судом (ст. 19), а также право российских граждан принимать активное участие в отправлении правосудия.
Актуальность рассматриваемой темы определена также тем, что, поскольку в нашей стране правосудием может заниматься только суд (п. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации ), то его значение в общественной жизни можно назвать практически неоценимым, так как непосредственно от него зависит восстановление справедливости социального характера. Суды действуют и влияют по всей территории России, а также распространены по всем административным единицам устройства российского государства. При этом они доступны абсолютно всем. Российские граждане обладают полным правом обращаться в суд со сложными правовыми спорами или вопросами, при условии, что это определено законом. Поэтому, очень важно грамотно разбирать и понимать структуру и сущность судебной системы России.
Цель работы – детальное изучение судебной системы РФ.
Чтобы достичь названной выше цели необходимо решить такие задачи:
 раскрыть понятие и структуру современной судебной системы России;
 рассмотреть конституционные основы деятельности российской судебной системы;
 ознакомиться с компетенцией и деятельность Конституционного Суда РФ;
 рассмотреть структуру судов общей юрисдикции;
 ознакомиться с компетенцией и деятельность арбитражных судов;
 ознакомиться с компетенцией и деятельностью мировых судей.
Для разрешения всех поставленных задач и целей, были употреблены специальные и общие методы. Общие методы: метод анализа и синтеза, методы аналогии и обобщения документов, систематизация, классификация, типизация эмпирического и теоретического материала, изучение опыта, анализ результатов деятельности. Специальные методы: формальный юридический, сравнительный правовой, метод правового моделирования, метод толкования норм права.
Объект исследования – общественные отношения, формирующиеся при осуществлении судами своей деятельности в рамках своей компетенции.
Предмет исследования – совокупность норм, которые регулируют состав, понятие, круг полномочий и структуру судов в РФ в зависимости от вида совершаемого правосудия.
Состояние научной разработки. Судебная система нашей страны весьма активно исследуется представителями науки теории права, административного, конституционного права, прокурорского надзора, судоустройства, социологии права, истории права и государства. Свой большой вклад в изучение судебной системы был внесен такими исследователями как: Т. В. Апарова, А. Д. Бойков, С. В. Боботов, К. Ф. Гуценко, Г. А. Гаджиев, С. А. Егоров, В. М. Жуйков, М. В. Немытина, С. Добровольская, М. А. Ковалев, В. Д. Ломовский, В. А. Кряжков, И. Б. Михайловская, М.А. Никифорова, Ф. М. Решетников, В. М. Савицкий, Ю. И. В. А. Туманов, Скуратов, Н.Ф. Чистяков и др. При этом еще не все темы полностью раскрыты. Судебная система РФ нуждается в межотраслевых правовых исследованиях, междисциплинарном подходе, использовании наработок многих наук общественного направления.
Научная и практическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данному вопросу. Ее положения могут использоваться как дополнительные научные материалы при изучении курсов «Конституционное право России», «Правоохранительные органы и судопроизводство». Выводы, которые были сформулированы в этой работе, могут учитываться и дальше раскрываться при последующем изучении российской судебной системы.
В работе были использованы такие нормативные правовые акты как: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс РФ и др.
Теоретическую базу работы составили труды следующих исследователей: Безруков А. В., Божьев В. П., Гаврилов Б. Я., Газетдинов Н. И., Зорькин В. Д., Лебедев В. М., Карасев Е. Р., Князев С Д., Козлова Е. И., Комкова Г. Н., Орлов Ю. К., Умнова И. А., Хабриева Т. Я. и др.
Задачи исследования обусловили структуру работы. Она включает введение, две главы, шесть параграфов, приложение и заключение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении стоит отметить, что поставленная цель работы была достигнута, то есть была детально изучена судебная система РФ.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
 было раскрыто понятие и структура современной судебной системы РФ;
 рассмотрели конституционные основы деятельности судебной системы РФ;
 ознакомились с деятельность и компетенцией Конституционного Суда РФ;
 рассмотрели структуру судов общей юрисдикции;
 ознакомились с деятельность и компетенцией арбитражных судов;
 ознакомились с деятельность и компетенцией мировых судей.
Для российской судной системы современности характерна четкая структура, выстроенная согласно судебной компетенции и поставленными перед судами задачами и целями. Все суды РФ можно считать особым институтом, совершающим рассмотрение уголовных, гражданских, административных и прочих дел по специально учрежденным для этого процессуальным правилам.
Конституционные начала судебной системы нашей страны и ее целостности закреплены в Главном Законе страны и соответствующем законодательстве.
В системе политической власти особое место принадлежит КС РФ. Его можно смело назвать одним из эффективных механизмов обеспечения важнейших гражданских свобод и прав в России. Этим Судом разрешаются только вопросы права. Данный Суд РФ не исследует и не устанавливает фактические обстоятельства всегда, когда это является компетенцией каких-то иных судов или органов.
Суды общей юрисдикции можно назвать подсистемой судебной ветви власти РФ, и при этом, что всякий отдельный суд общей юрисдикции – это одновременно и элемент судебной системы страны в целом. Такие суды включают три звена: высшее звено (то есть – это ВС РФ); среднее звено; основное звено.
На сегодняшний день на фоне активно развивающихся процессов рыночной экономики система арбитражных судов занимает отдельное специальное положение. Такое правосудия позволяет остановить произвол чиновников в сфере экономики, закрепить строгую дисциплину договорных отношений, а процесс банкротства совершать цивилизованным путем.
Традиционно считается, что мировой судья является примирителем ссорящихся лиц, собственно отсюда он и приобрел свое название. Мировые судьи – это также часть единой российской судебной системы, это судьи общей юрисдикции субъектов РФ. Для обеспечения деятельности мирового судьи по совершению правосудия, обобщения практики судебной работы и прочей деятельности работает аппарат мирового судьи. Данный аппарат составляют: секретарь судебного заседания, помощник мирового судьи, секретарь суда и технические работники. Сотрудники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ.
В целом, результаты деятельности всех судов напрямую влияют на экономическую и политическую обстановку общественной жизни. Суды были и есть главное связующее звено по обеспечению правопорядка и законности в России.

   

Фрагмент текста работы:

 

. Понятие и общая характеристика судебной системы в Российской Федерации

1. Понятие и структура судебной системы Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации – это взаимообусловленная и взаимосвязанная единая совокупность (система) всех судов страны, которые между собой связаны взаимоотношениями, которые установлены законом .
Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию от 06.03.1997 г. г. «Порядок во власти – порядок в стране» указывал, что эффективная судебная система способна усиливать иные ветви власти, способствует общественному согласию и гражданскому миру, делает экономику сильной и организованной, уже не говоря о коренном перевороте в правосознании людей .
Главный документ, в общих чертах определяющий сущность судебной системы нашей страны – это Конституция РФ.
Вообще структура российской судебной системы определена установками не только Главного Закона страны, но и Закона о судебной системе, а также другими законодательными актами, которые будут указаны ниже.
В нашей стране функционируют такие группы судов:
 федеральные суды;
 суды субъектов РФ.
Это не просто совокупность судов, а, как уже отмечалось выше, их взаимообусловленная и взаимосвязанная, единая система.
Федеральные суды это:
1) Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ);
2) федеральные суды общей юрисдикции;
3) арбитражные суды.
В статье 125 Конституции РФ закреплен статус КС РФ и сформулированы его цели и задачи как судебного органа, должен осуществлять контроль конституционности законов страны и прочих правовых актов. Вообще у КС РФ особое положение. Ему напрямую никакие суды не подчиняются, включая конституционные (или уставные) суды субъектов РФ, хотя у его решений может быть существенное значение для всех российских судов и таким образом оказывать влияние в целом на судебную практику, а также практику иных правоохранительных органов.
Система федеральных судов общей юрисдикции включает: Верховный Суд РФ (далее – ВС РФ), верховные суды республик, краевые и областные суды. Также сюда входят суды городов федерального значения, суды автономных округов и автономной области, городские и районные суды, межрайонные суды, специализированные суды. Кроме этого, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О военных судах Российской Федерации» , сюда также относятся военные суды. Подробнее об их деятельности, функциях и полномочиях будет сказано ниже, поэтому не будем тут подробно останавливаться на судах такого вида.
Система арбитражных судов это: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды. Это также арбитражные суды субъектов РФ и арбитражные специализированные суды.
ВС РФ – это высший судебный орган, который занимается разрешением споров экономического характера и прочих дел, рассмотрением которых занимаются арбитражные суды. Но ст. 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» этот Суд не относится к судам, которые составляют систему российских арбитражных судов. В то же время как раз ВС РФ выполняет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» , суды субъектов РФ это: конституционные (или уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции.
Итак, современная российская судебная система имеет четкую структуру, которая построена в соответствии с компетенцией судов и поставленными перед ними целями и задачами. Это специальный институт, который занимается рассмотрением гражданских, уголовных, административных и прочих дел согласно специально учрежденным процессуальным правилам.

2. Конституционные основы деятельности судебной системы Российской Федерации

Судебная власть является одним из видов государственной власти, направленная совершать правосудие. Правосудие – это один из видов деятельности государства, которая направлена на разрешение и рассмотрение разных социальных споров, которые имеют связь с действительным или вероятным нарушением правовых норм. Для правосудия характерен ряд специфических признаков, которые состоят в том, что оно совершается от имени государства, определенными государственными органами – то есть судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и прочих дел в процессуальной форме, которая установлена законом.
В нашей стране правосудие построено на принципах демократизма, которые выражают задачи и сущность правового, демократического государства и установлены Конституцией РФ (в Главе 7).
Один из главных принципов правосудия в России заключается в том, что правосудие в нашей стране может осуществлять лишь суд (ст. 118 Конституции РФ). А значит, в нашей стране нет, и быть не может никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые имели бы право разрешать и рассматривать уголовные, гражданские и прочие дела.
Данный указанный выше принцип является основной гарантией обеспечения законности, охраны законных интересов и прав организаций и граждан. Он проявляется и в установлении в ст. 118 Конституции РФ границ реализации судебной власти, осуществляемой при помощи конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также границ российской судебной системы, которые установлены федеральным конституционным законом и Главным законом страны.
Носителями российской судебной власти являются, прежде всего, судьи, которые в конституционном порядке имеют полномочия совершать правосудие и профессионально выполнять свои обязанности.
В ст. 119 Главного Закона страны говорится, что судьями могут быть российские граждане, которые достигли 25-летнего возраста, обладают высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической специальности не менее 5-ти лет.
В ст. 120 Конституции РФ указано, что судьи независимы и подчинены только федеральному закону и Конституции РФ.
Принцип подчиненности судей только закону и Конституции РФ неразрывно связан с положением, которое предусмотрено ст. 120 Главного Закона страны. По этому положению суд, при изучении дела, обнаружив несоответствие закону какого-либо акта государственного или другого органа, решение принимает в соответствии с законом.
В ст. 121 Главного Закона страны указано, что судьи являются несменяемыми. Несменяемость можно назвать одной из важнейших гарантий независимости судей.
Также в ст. 122 Конституции РФ указано, что судьи неприкосновенны.
По Конституции РФ, во всех судах разбирательство дел ведется открыто, запрещено заочно разбирать уголовные дела в судах, исключая случаи, которые установлены федеральным законом. Судопроизводство совершается на основании равноправия сторон и состязательности.
В случаях, которые закреплены в федеральных законах, судопроизводство может совершаться при участии присяжных заседателей.
В целом судебная власть нашей страны неделима и едина, но при этом правосудие условно можно поделить на такие «ветви» как:
1) конституционное правосудие;
2) общее правосудие;
3) арбитражное правосудие.
КС РФ занимается рассмотрением дел о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативно-правовых актов ГД РФ, Совета Федерации;
б) конституций республик, уставов, законов субъектов РФ;
в) договоров между государственными органами власти субъектов РФ и государственными органами власти РФ, договоров между субъектами Федерации;
г) международных договоров РФ, не вступившим в силу.
КС РФ разрешает споры о компетенции:
 между государственными федеральными органами власти;
 между государственными органами власти субъектов РФ и государственными органами власти РФ;
 между высшими государственными органами власти субъектов Федерации.
КС РФ разрешает только вопросы права .
Акты или отдельные нормы, признанные неконституционными, свою силу теряют. Международные договоры РФ, признанные не соответствующими Главному закону РФ, которые в силу не вступили, введению в действие и применению не подлежат.
ВС РФ – это судебный высший орган по административным, гражданским, уголовным, арбитражным и иным делам, которые являются подсудными арбитражным судам и судам общей юрисдикции. Этим судом совершается судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и судов общей юрисдикции в процессуальных формах, которые определены федеральным законом. ВС РФ даются разъяснения по вопросам касательно судебной практики. ВС РФ дела рассматриваются как судом первой инстанции, как кассационным судом, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
В сфере арбитражного правосудия действуют соответствующие арбитражные суды и ВС РФ. ВС РФ рассматриваются споры экономического плана и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, также в определенных федеральным законом процессуальных формах им выполняется судебный надзор за работой арбитражных судов и даются разъяснения касательно вопросов судебной практики.
Итак, можно сказать, что конституционные основы российской судебной системы и ее единства подробно закреплены в Главном Законе РФ и соответствующем российском законодательстве.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы