Курсовая теория на тему Суд как направление действия права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Общая характеристика судебной власти. 5
1.2 Сущность
судебной власти и полномочий судов. 5
1.2 Требования к осуществлению полномочий судебной власти. 9
Глава 2 Специфика
действия права в деятельности судов. 13
2.1 Суд как правоприменитель и субъект толкования правовых
норм. 13
2.2. Конституционный Суд РФ как высший судебный орган конституционного контроля. 19
Заключение. 26
Введение:
Правосудие представляет собой особый
вид государственной деятельности, содержанием которой является рассмотрение и
разрешение судами различных социальных конфликтов, связанных с действительным
или предполагаемым нарушением норм права[1]. Данная деятельность
оказывается неразрывно связанной с правом каждого на судебную защиту (ст.46
Конституции РФ[2]). Право на судебную защиту включает в себя право субъекта на обращение
с заявлением в суд, с которым тесно связано право доступа к суду,
право на рассмотрение дела судом по существу и вынесение судом
итогового решения, право на обжалование не
вступивших в законную силу судебных решений, наконец, право
на надлежащее (прежде всего, своевременное, без неоправданной
задержки) исполнение судебного решения.
Это одно из фундаментальных конституционных прав человека и гражданина,
являющееся гарантией всех иных прав и свобод человека и гражданина, одно из
основных условий правовой защищенности индивида. В Определении Конституционного
Суда РФ от 18.01.2005 № 26-0[3]
указывалось, что к право на судебную защиту означает право на эффективное
восстановление в правах независимым судом путем справедливого судебного
разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон с
предоставлением им достаточных процессуальных правомочий для защиты своих интересов.
Признание государством права на судебную защиту означает, что судебная
процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное
рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного решения, признается правосудие.
Это важнейшая
функция судебной власти – самостоятельной и независимой ветви
государственной власти, предоставленной судам,
относящимся к судебной системе Российской Федерации, обеспечивающим неукоснительное
соблюдение норм материального и процессуального права. Можно
говорить о том, что суд выступает наиболее компетентным правоприменителем. При этом
решение суда всегда ассоциируется в обществе со справедливостью или несправедливостью
правосудия[4].
Актуальность
данной работы обусловливается тем, что тем, что обязанность суда применять правовые
нормы, обеспечивает особую роль данного органа в государстве и его авторитет.
Целью
данной работы является характеристика суда как направления действия права.
В соответствии с целью работы ставятся задачи:
— определить сущность судебной власти и
полномочий судов;
—
исследовать требования к осуществлению судебной власти;
—
охарактеризовать суд как правоприменителя и субъекта толкования правовых норм;
— рассмотреть правотворческие функции
Конституционного Суда РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в
рамках применения правовых норм судом.
Предмет исследования составляют законодательные и
научные положения, характеризующие суд как направление действия права.
Проведенное
исследование опирается на диалектический метод научного познания. Применялись
формально-логический, системно-структурный, логико-юридический методы
социально-правового исследования.
Работ включает в себя введение, две главы, каждая из
которых разделена на два параграфа, заключение и библиографический список. [1]
Банников И.А. Понятие правосудия //Вестник Московского
университета. Серия 11. Право. 2017. № 1. С.130-137. [2] Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014.
№ 31. Ст. 4398. [3] Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 № 26-0. URL: http://www.ksrf.ru/ru /Pages/ default.aspx [4]
Володина Л.И. Судебная власть и проблемы реализации назначения
уголовного судопроизводства //Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические
чтения. 2019. № 1. С.28-40.
Заключение:
Правосудие в
Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть
осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного,
административного, уголовного судопроизводства. В данном случае идет речь в
судебной власти как о самостоятельной ветви государственной власти. Это особая
форма деятельности государства, осуществляющего в строго установленной законом
процессуальной форме свои властные полномочия в сфере защиты конституционного
строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных
органов, организаций, объединений специально созданными государственными
органами – судами, вступающая в действие обычно тогда, когда необходимо
разрешить с соблюдением гарантий правосудия тот или иной правовой конфликт. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и
федеральному закону, неприкосновенны, несменяемы. Осуществление полномочий судебной власти на основе определенных
принципов/требований способствует тому, чтобы правосудие достигало максимальной
эффективности.
К судебному правоприменению предъявляются требования
законности, обоснованности, целесообразности, справедливости. Специфика
сущности данной формы правоприменения, главным образом, заключается в
особенностях стадий и актов судебной правоприменительной деятельности,
производных от особенностей судопроизводства в целом, специфике компетенции и
полномочий судов и процессуальных форм. По общему правилу, выделяются следующие
стадии судебной правоприменительной деятельности: установление судом
фактических обстоятельств дела, выбор и анализ судом норм права, применимого в данном
деле, вынесение судом решения,
с приведением в мотивировочной части ссылок на используемое законодательство, выводов
суда, основанных на содержании норм права. В данном случае суд выступает
завершающей стадией реализации нормы права, ее популяризатором.
В свою очередь, толкование правовой нормы представляет
собой сложное явление интеллектуально-волевого характера, направленное на
познание и объяснение смысла права в целях его наиболее правильной реализации.
Оно обеспечивает правильное и единообразное осуществление толкования нормы во
всех случаях, на которые она рассчитана, устраняет неясности и возможные ошибки
при ее применении. В данном случае судья, имея статус
получателя закона, является адресатом, причем критическим, правил, включая и
те, которые непосредственно к нему не относятся, и должен всегда принимать во
внимание социальную цель, заключенную в законе. При реализации таких задач суды
находятся в постоянной коммуникации с законодателем, с другими судами, правовой
доктриной.
В работе также было обращено внимание на то, что Конституционный
Суд РФ является высшим судебным органом конституционного
контроля, и его деятельность отличается значительной спецификой.
Данный орган осуществляет конституционный контроль, выявляя
конституционно-правовой смысл правовой нормы на основе официального толкования
соответствующих статей, подтверждая конституционность конкретной нормы или
устраняя ее. Отмечено, что, принимая решения по конкретному делу, Конституционный Суд РФ
выступает не только, правоприменителем и субъектом толкования правовых норм, но
и правотворцем.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Общая характеристика судебной власти
1.2 Сущность судебной власти и
полномочий судов В
соответствии с ч.1,3 ст.118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации
осуществляется только судом. Судебную систему Российской Федерации составляют
Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции,
арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Только суды, входящие в судебную систему Российской
Федерации, полномочны в установленном законом процессуальном порядке
рассматривать конкретные судебные дела с вынесением по ним законных,
обоснованных судебных постановлений. Создание чрезвычайных
судов и судов, не предусмотренных законом, не допускается.
Также ч.2
ст.118 Конституции РФ устанавливает, что судебная власть в России
осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного,
административного, уголовного судопроизводства. В данном случае идет речь в
судебной власти как о самостоятельной ветви государственной власти. В
соответствии со ст.10 Конституции РФ, государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную, Органы законодательной, исполнительной и судебной
власти самостоятельны. Таким образом, судебная власть
представляет собой одну из важнейших составных частей власти в рамках концепции
разделения властей.
И.В.
Дикова предлагает понимать под судебной властью особые общественные отношения,
возникновение и существование которых обусловлено способностью социума при
необходимости генерировать механизм разрешения конфликтов на основе норм права,
обеспечиваемый мощью государства[1]. М.Г. Шамшиева дает более
подробное определение данного понятия: судебная власть представляет собой особую форму деятельности
государства, осуществляющего в строго установленной законом процессуальной
форме свои властные полномочия в сфере защиты конституционного строя, прав и
законных интересов человека и гражданина, государственных органов, организаций,
объединений специально созданными государственными органами – судами, вступающая
в действие обычно тогда, когда необходимо разрешить с соблюдением гарантий
правосудия тот или иной правовой конфликт [1] Дикова И.В. Современные
подходы к определению понятия «Судебная власть» //Вестник Московского университета МВД
России. 2018. № 6. С.13-17.