Курсовая теория на тему Субрегиональные международные организации в Африки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОЛОЖЕНИЕ АФРИКИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 6
1.1.Африка в современных международных отношениях 6
1.2.Субрегионы Африки 10
1.3. Современные проблемы миротворчества в Африке 14
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУБРЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АФРИКИ 19
2.1. Экономические сообщества стран Западной, Южной и Центральной Африки 19
2.2. Восточно-африканское сообщество и Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки 24
2.3. Общность стран Сахарского региона и Союз арабского Магриба 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность темы. Интернационализация хозяйственной жизни во второй пол. XX и нач. XXI вв. стала главной тенденцией развития мирового хозяйства. Развитие интеграционных процессов – важнейшая характеристика мирового современного хозяйства, а экономическая интеграция странам помогает рационально использовать трудовые, топливные, сырьевые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от экономического обыкновенного сотрудничества, которое базируются, в основном, на торговле, экономическая интеграция отличается углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов.
Африка – богатейший континент по запасам полезных природных ископаемых; экономики африканских стран показывает высокие темпы роста, а население растет.
Но низкий социально-экономический уровень развития, а также высокая политическая напряженность на Африканском континенте препятствуют достижению устойчивого развития и экономического ускоренного роста. Страны Африки получили независимость, освободившись от колониального гнета, но их экономики остаются все еще зависимыми от Запада, от его инвестиций, технологий и помощи.
Основное значение для ускорения в Африке прогресса имеет региональная интеграция в условиях политической стабильности и мира. Она принесет экономические (т.е. приток инвестиций, увеличение товарооборота, доступ на новые рынки), социальные (образование, медицина, культура, наука) и политические дивиденды благодаря усилению общей позиции стран-участниц интеграционного объединения на мировой арене, что наиболее актуальным становится в условиях глобализации мирового хозяйства и обострения противоречий в контексте «Юг – Север»
С учетом потребностей большее внимания уделяется реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АфЭС), соглашение о котором в силу вступило в мае 1994 г. План постепенного – в 6 этапов – создания АфЭС реализован должен быть за 34 года. При этом, т.к. основными элементами АфЭС являются существующие уже субрегиональные группировки, в т. ч. КОМЕСА, ЭКОВАС, САМЭСГЦА, САДК, ЮДЕАК, в первые 20 лет внимание уделить планируется именно им, их усилению и укреплению, скоординированность их деятельности. Создание АфЭС зависит от дальнейшего «самочувствия» африканских субрегиональных группировок, которое пока оставляет желать лучшего.
Интеграционные процессы на Юге Африки идут достаточно нелегко, наталкиваясь на препятствия субъективного и объективного характера. Даже в данном регионе, где находятся благополучные страны, между ними сохраняются различия в социальном и экономическом развитии, расстановке внешнеполитических и внутренних приоритетов, на что накладываются часто и личные амбиции государственных лидеров. Естественно, характер субрегионального развития определяется во многом позицией ЮАР, экономически самой сильной страны в регионе [2, c.103].
Именно региональная интеграция должна быть противовесом, который способен сбалансировать процессы глобализации, и стать инструментом для экономического развития, а также строительства новой мировой архитектуры полицентричного мира. Поэтому изучение региональной интеграции на Африканском континенте, который усиливает позиции в мире, является крайне актуальной и важной задачей.
Информационная база исследования – труды российских ведущих специалистов в сфере международной торговли Каленова Б.В., Бельянинова А.Ю., Чемезова С.В., Тулинова Б.М., Кудашкина В.В., Артякова В.В., Бандурина В., Швец Н.Н., Чуб С.В., Макиенко К., Кузык Б.Н. и др.
В работе учитывались важные теоретические разработки и практические результаты исследований проблем развития экономической интеграции, таких российских специалистов, как B.C. Баскин, Н.И. Аникина, Ю.А. Борко, С.А. Бессонов, Л.И. Глухарев, A.M. Васильев, П.И. Куприянов, Л.П. Калинина, М.М. Максимова, В.В. Лопатов, В.В. Павлова, З.С. Новикова, Н.Ф. Чеботарев, Ю.В. Потемкин, Ю.В. Шишков, В.Н. Шитов и др.
При написании курсовой широко использовались информационные данные официального сайта ООН, Центра Украино-Африканских исследований, а также материалы Международной научно — практической конференции
Объект курсовой работы – субрегиональные международные организации в Африке.
Предмет курсовой работы – отношения, которые возникают в процессе деятельности субрегиональных международных организаций в Африке.
Цель курсовой работы – изучить субрегиональные международные организации в Африке.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть положение Африки в современных международных отношениях,
– изучить состояние субрегионов Африки,
– определить современные проблемы миротворчества в Африке,
– рассмотреть экономические сообщества стран Западной, Южной и Центральной Африки,
– рассмотреть Восточно-африканское сообщество и Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки,
– изучить Общность стран Сахарского региона и Союз арабского Магриба.
Методология и методы исследования. В процессе работы применялись следующие методы научного познания наблюдение, сравнение, абстрагирование, анализ и синтез.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Экономическая интеграция – важнейшая характеристика мирового современного хозяйства. В Африке с нач. 1960-х гг. организовано было около 20 экономических региональных группировок. Их цель – формирование общего регионального рынка, который предусматривает отмену ограничений во взаимной торговле, таможенных пошлин, барьеров для движения капитала.
Усиление в Африке интеграционных процессов свое выражение нашло в формировании экономических и политических организаций общеконтинентального и регионального уровня, в первую очередь Организации африканского единства (с 1963 г. – Африканского союза, АС), для координации и укрепления межгосударственного сотрудничества в разных сферах деятельности: социальной, политической, экономической и культурной.
Подкреплялось это принятым в 1991 г. договором о создании Африканского экономического сообщества (АЭС, в силу вступил в мае 1994 г.) на основании крупных экономических региональных сообществ (Regional Economic Communities, RECs): Сообщество развития Юга Африки (САДК), Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Экономический и таможенный союз Центральной Африки (ЮДЕАК) и Западноафриканский валютный и экономический союз (ЮЭМОА).
В современное время в Африке действуют 14 субрегиональных и региональных интеграционных объединений, 8 из которых Африканским союзом признаются как успешно функционирующие – это, кроме САДК и ЭКОВАС, также Общий рынок Южной и Восточной Африки, Сообщество Сахарских и Сахельских государств, Экономическое сообщество стран Центральной Африки, Восточноафриканское сообщество, Союз арабского Магриба, Межгосударственная администрация по развитию.
Субрегиональные организации играют огромную роль в решении территориальных споров. Это, в первую очередь, ЭКОВАС, которое создано в 1975 г. Учредительный документ организации пересмотрен был в 2001 г., и ст. 58 пересмотренного договора за ЭКОВАС закрепляет ответственность по урегулированию и предотвращению региональных споров.
Миссия ЭКОВАС в том, чтобы развивать экономическую интеграцию. Органы ЭКОВАС в себя включают: Комитет глав правительств и государств; Парламент сообщества; Совет министров; Суд сообщества; Экономический и социальный совет; фонд сотрудничества и секретариат.
Сообщество развития Юга Африки (САДК) является одним из крупнейших и наиболее влиятельных субрегиональных объединений Африки. Договор о САДК был подписан в Виндхуке (Намибия) в августе 1992 г. В 1996 г. было принято решение создать орган по политике, обороне и сотрудничеству в области безопасности, и в 2001 г. был принят «Протокол по вопросам политики, обороны и сотрудничества в области безопасности».
Согласно данному протоколу цель органа состоит в том, чтобы способствовать достижению мира и безопасности в регионе и в особенности «рассматривать возможность обращения к действиям принудительного характера, в соответствии с международным правом в качестве последнего средства, если исчерпаны мирные средства разрешения спора».
Данный орган наделен компетенцией для решения любого «существенного межгосударственного спора». Для выполнения этой задачи орган имеет возможность использовать широкий круг средств разрешения споров, включая дипломатию, переговоры, посредничество, арбитраж и судебное разбирательство в рамках международного трибунала, а также превенцию возникновения споров.
Фрагмент текста работы:
.ПОЛОЖЕНИЕ АФРИКИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1.Африка в современных международных отношениях
Африка – второй по размерам континент в мире, площадь которого – 29,2 млн. км. На нем находятся 53 государства с населением больше 900 млн. человек. Африканский континент объединяет неоднородные в собственном развитии территории.
С геополитической точки зрения Африка является наиболее фрагментированным континентом, а с точки зрения разнообразия населения — наиболее космополитичным. В таком контексте вопрос интеграции африканских государств является более чем когда-либо актуальным.
Основной проблемой на пути африканского единства является существование массы фрагментированных между государствами пространств, история которых восходит, по сути, к девятнадцатому веку, когда произошел колониальный раздел Африки, в результате которого сформировалась конфигурация существующих границ современных африканских государств. Это произошло в период истории, когда Африка полностью потеряла свою автономию, а основной функцией этого континента стало обеспечение американских плантаций рабами, а стран Западной Европы — сырьем.
Внутренние интеграционные процессы в рамках отдельных крупных африканских регионов, которые существовали в доколониальный период, были приостановлены посредством фрагментации континента колониальными державами. Этому подверглись все африканские государства, за исключением Эфиопии и Либерии.
Экономика большей части африканских государств основана на сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Африканский континент в себе хранит большую часть запасов алмазов, платины, золота, около четверти — меди и урана. Газ и нефть в число главных богатств «черного континента» пока не входят, но их доказанные запасы достаточно значительны и составляют 10,3 млрд. т (75,4 млрд. бар.) нефти и 10,2 трлн. м3 природного газа (7,1 и 7% их мирового объема).
Более перспективный нефтеносный район Африки – континентальный шельф Гвинейского залива, который многие исследователи склонны сравнивать с Персидским. В настоящее время на долю Гвинейского залива приходится больше 42% запасов африканской нефти [4, c.159].
Несмотря на наличие человеческих и природных ресурсов в Африке стоит проблема благосостояния населения и развития экономики. Поэтому африканские страны в последние десятилетия не раз предпринимали попытки объединить усилия в борьбе с бедностью и отсталостью. Свидетельство стремления к интеграции – решения о создании Африканского экономического сообщества (1991), образовании Африканского Союза (2001).
В 2001 г. появился и НЕПАД – «Новое партнерство для развития Африки». Суть данной организации в том, чтобы положить конец отсталости Африки, провести возрождение континента, избежать маргинализацию через внутреннюю интеграцию. Для укрепления трансафриканского сотрудничества подана была идея о введении единой валюты «афро». В контексте интеграционных процессов на Африканском континенте для решения глобальных проблем планируется создание ой трансконтинентальной новинституции — панафриканского парламента [6, c.123].
Восприятие Африки только в негативном ключе (войны, бедность и прочее) правильным не является. Сейчас при всём разнообразии многие страны Африки в экономическом плане развиваются успешно – экономики субрегиона Африки южнее Сахары в 2000–2013 гг. демонстрировали темпы прироста ВВП в среднем в 5,2%. Быстрыми темпами в странах Африки растет средний класс, что формирует новый потребительский рынок, в т.ч. и для российских товаров. И конечно, Африка остаётся главным источником важнейших ресурсов – энергетических, сырья для инновационных производств, редкоземельных, редких и цветных металлов, платины и золота. Среди этих ресурсов есть и те минералы, по которым у России дефицит, и добывать их в африканских странах вполне экономически обоснованно [8, c.44].
В соответствии с Резолюцией 1514 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой 14 декабря 1960 года, большинство африканских стран присоединилось к международному сообществу в качестве суверенных держав. Тем не менее это не способствовало предотвращению ряда сложностей, связанных с поддержанием их территориального единства или суверенитета на всей территории.
Несмотря на то что было предпринято много усилий в пользу создания панафриканского интеграционного объединения, и сегодня остается очевидным, что африканским государствам еще предстоит сделать многое для его реализации.
На международном уровне Африке придется приложить много усилий с целью интеграции в мировую экономику. Поиск путей развития африканского континента в условиях глобализации становится все более неотложным. В этой перспективе региональная интеграция также представляется как наиболее подходящий инструмент включения постколониальных африканских государств в мировое пространство.
Принимая во внимание незначительные размеры африканских стран, интеграция является средством, позволяющим достичь результатов, которых в масштабах одного государства было бы трудно или даже невозможно добиться. Создание Организации африканского единства в 1963 году отражает понимание государственными деятелями той эпохи, что сила Африки фактически будет основываться на панафриканском сотрудничестве. В разных регионах материка политические лидеры довольно быстро предприняли шаги для открытия и преобразования своих экономик, повышения уровня участия частного сектора в них и создания институтов, которые могут поддерживать политическую стабильность и экономическое развитие.
Региональные экономические сообщества существуют сегодня в Западной Африке, Восточной Африке, Северной Африке, Центральной и Южной Африке. Так, например, договор о создании Африканского экономического сообщества предполагает возможность создания континентальной экономики [10, c.222].
Устав Организации африканского единства и Учредительный акт Африканского союза определяют региональную интеграцию как один из столпов африканского единства. План Лагоса и договор, подписанный в Абудже, также свидетельствуют о том, что экономические механизмы, поддерживаемые политическими и институциональными средствами, способствуют развитию интеграционных процессов. Новое партнерство в интересах развития Африки (НЕПАД) предлагает общие рамки развития континента, что делает региональную интеграцию ключевой целью в области развития континента.
Региональные интеграционные процессы в Африке отвечают двум целям. Первая заключается в укреплении панафриканского политического единства. Второй является содействие экономическому росту и развитию. Регионализм с целью интеграции региональных рынков, в частности, стал способом помощи африканским странам для преодоления структурных проблем, с которыми они сталкивались.
Некоторые региональные интеграционные сообщества смогли продвинуться по пути интеграции, но результаты таких проектов остаются неоднозначными. Среди позитивных инициатив можно назвать Экономическое сообщество стран центральной Африки (СЕМАС), которому удалось создать таможенный и валютный союз, согласовать условия конкуренции и создать нормативно-правовую базу для развития бизнеса, а также достижения прогресса в макроэкономическом развитии. Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) установило правила единого происхождения товаров и упрощения таможенных процедур. Ему также удалось устранить нетарифные ограничения (особенно процедуры лицензирования импорта), а также ограничения товарооборота и удалить квоты на импорт и экспорт.
Сообщество развития юга Африки (САДК) согласовало меры, регулирующие налоги, инвестиции, биржевую деятельность и страхование, достигнув синхронного макроэкономического развития. В других сферах сотрудничества (например, в области энергетики) Сообщество развития стран юга Африки также достигло прогресса.
Экономическое сообщество стран Западной Африки (CEDEAO) устранило таможенные тарифы на сырье, достигло успехов в синхронном развитии на макроэкономическом уровне. Здесь был также создан таможенный союз, согласована нормативно-правовая база для предприятий, были согласованы пути развития макроэкономической политики.
Однако региональные инициативы в Африке немного сделали для улучшения экономической ситуации в странах-членах или для обеспечения устойчивого экономического роста и либерализации. В соответствии с договоренностями о региональной интеграции в Африке доля внутрирегиональной торговли в общем объеме торговли значительно ниже, чем в Азии и Латинской Америке [12, c.77].