Курсовая теория на тему Субъекты международного права в Древней Греции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. Источники и основные
направления международного права Древней Греции 4
1.1.Союзные
договора – как источник международных отношений Древней Греции 4
2.2.
Международные отношения в Древней Греции. 8
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.. 11
2.1.
Субъекты, участвующие в традиции проксении. 11
2.2. Субъекты
симмахии. 15
2.3.
Зарождение дипломатических отношений и их субъекты.. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
Введение:
Несмотря на то, что международное право
изучается не очень давно, его зарождение произошло ещё в древности, во время
распада родоплеменных отношений и становления первых государств. На тот момент
у древних людей уже имелся определённый опыт межродовых и межплеменных
отношений, сложились правила, регламентировавшие эти отношения, закреплённые в
обычаях. В ходе своего развития эти правила выросли в международное право, а
толчком для этого послужило возникновение государств. Государства оказывались,
связаны политическими, экономическими, военными, научно-техническими,
демографическими, культурными отношениями.
Таким образом, международное право
является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и
реально, и, будет развиваться дальше до тех пор, пока существуют государства.
Сегодня вопрос исторического развития международного права становится особенно
актуальным в связи с разрушением прежних договорённостей между крупнейшими
государствами мира и формированием новой картины мира, основанной на
зарождающихся международных отношениях нового типа. Каким быть этим отношениям?
Какова логика развития международного права в историческом контексте?
Возможность проследить развитие международного права в историческом развитии
может под сказать дальнейшее направление движения, понять каким будут
международное право и международные отношения в будущем.
В своем
историческом развитии Древняя Греция, или Эллада, прошла ряд сменявших друг
друга общественных укладов. В гомеровский период эллинской истории (XII—VIII
века до нашей эры), в условиях складывавшегося рабовладельческого государства
еще сохранялся родовой строй. Для Греции классического периода (VIII—IV века до
нашей эры) характерным типом политического образования являлись
города-государства, по-гречески «полисы». Между этими самодовлеющими мирками
возникали самые разнообразные формы международных связей.
Объектом курсовой работы
являются общественные отношения в сфере международного права в Древней Греции.
Предметом курсовой работы
являются нормы, регулирующие субъектов международного права в Древней Греции.
Целью курсовой работы является
анализ субъектов международного права в Древней Греции.
Задачами курсовой работы
являются:
1. Провести анализ международных
отношений и международного права Древней Греции;
2. Дать характеристику
субъектному составу международных отношений Древней Греции
Методологическую основу
курсовой работы составили общенаучные методы познания, такие как анализ,
синтез, системный подход.
Теоретическую основу
исследования составили труды таких авторов, как: Э.В. Рунг, Е.А. Венидиктова,
Ю.В. Щекин, Ж.М. Кембаев, М. Ростовцев, и др.
Структура работа обусловлена
целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение
и список использованной литературы.
Заключение:
Система, юридических принципов
и норм, которые сложились в период с 4 тыс. до н.э. по 476 ᴦ. н.э. и регулировали
отношения государств той исторической эпохи, называют международным правом
Древнего мира.
Межгосударственные правовые
нормы начали складываться в 4 тыс. до н.э. с возникновением первых
рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного
межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток,
долины рек Тигра, Евфрата͵ Нила. Именно там в 4 тыс. до н.э. образовались
древнейшие , государства. В процессе взаимодействия между ними формировались
первые межгосударственные правовые нормы.
Основными чертами таких
межгосударственных правовых норм были:
1) пришедшие из
догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и
договорах;
2) религиозность;
3) регионализм;
4) обычай как главный источник
международного права. В то время отсутствовали международные отношения в
современном понимании.
В сферу мирового рынка и
глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия,
большая часть Африки), не известные европейцам, население которых жило еще при
родовом строе.
В различных географических
районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия,
Китай, Греция, Рим и др.). Οʜᴎ включали сравнительно небольшие группы
государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.
Древнейшим из известных на
сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 ᴦ. до
н.э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он
подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По этому
договору, споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража.
Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к
богам.
К первым древним договорам
следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским
фараоном Рамзесом II (начало ХШ в. до н.э.). Это был договор, отражавший в
своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне
против захватчиков, выдачу беглых рабов.
В период зарождения норм
международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и
другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов
международного права. Следствием этого явился институт признания и государство,
получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах.
В Древней Греции (VI – IV вв.
до н.э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его
собственное гражданство и государственную территорию, а в связи с этим он
(полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать
мир.
Древние греки не знали
института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего
посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы,
удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения
переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался
дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»). Неприкосновенность послов
была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Источники и основные
направления международного права Древней Греции
1.1.Союзные договора – как источник международных отношений
Древней Греции
Международные обязательства являются одной
из основных международно-правовых категорий. Как отмечается в доктрине,
международные обязательства государств возникают из регулятивных норм
международного права, которые устанавливают необходимость определенного
поведения государств в международных отношениях. При этом международные
обязательства могут требовать от государства совершать определенные активные
позитивные действия либо воздерживаться от их совершения[1].
Основным источником международных
обязательств государств наряду с общепризнанными принципами международного
права служат международные договоры. Как отмечает И. И. Лукашук, соглашения и
договоры являются необходимыми институтами человеческого общения. Без них не
могли обойтись ни племена, ни государства. Договоры между государствами
заключались задолго до возникновения идеи о том, что межгосударственные
отношения должны регулироваться правом[2].
Одним из первых авторов, в чьих сочинениях
была затронута тема международных обязательств государств, следует считать
Гомера. В частности, основополагающий принцип международного права pacta sunt
servanda (договоры должны соблюдаться) нашел свое отражение в его поэмах
«Илиада» и «Одиссея», в которых описывается процедура заключения договоров,
сопровождавшаяся рукопожатиями, раздачей шерсти жертвенных овец, скреплением
договоров клятвами и присягой.
Отказ от выполнения взятых международных
обязательств мог повлечь санкции в виде денежного штрафа, а также разбитие
специальных досок, на которых вырезался текст договора (стел), возлияние вин из
чаши на землю и угрозы нарушителям договора: «да будет разбросан их мозг по
земле, как это вино»[3].
Таким образом, порядок заключения
международного договора, а также характер мер международноправовой
ответственности за отказ от договора, описанные в произведениях Гомера,
свидетельствуют о том, что возникновению международных обязательств государства
придавался религиозный смысл. Объяснением этому может служить тот факт, что
главы государств, принимающих взаимные международные обязательства, заключали
договор от имени богов, «присутствие» которых должно было способствовать
выполнению сторонами принципа соблюдения обязательств
В распоряжении историков
имеется очень много союзных договоров, сохранившихся в записях, но практически
нет мирных соглашений, которые в большинстве своем сохранились лишь в
нарративной традиции.
Так, тексты Каллиева мира 449
г. до н.э. 1, тридцатилетнего мира 446 г. до н.э. между Афинами и Спартой,
Никиева мира 421 г. до н.э., мирного договора между Афинами и Спартой 404 г. до
н.э., который закончил Пелопоннесскую войну, Анталкидова мира 386 г. до н.э.,
договоров κοινὴ εἰρήνη6 отсутствуют в надписях[4].
Остается только предполагать,
в чем причина этой диспропорции: в том, что союзные договоры заключались
гораздо чаще, чем мирные, и потому сохранились в большом количестве, или же
большинство копий мирных соглашений на стелах могли быть уничтожены уже самими
современниками в связи с разрывом между сторонами договорных отношений, как это
засвидетельствовано, например, в отношении Филократова мира 346 г. до н.э.
(Philoch. FGrHist. 328 F. 162) (следует обратить внимание на то, что,
безусловно мирные договоры нарушались гораздо чаще, чем, например, союзные,
поскольку первые обычно завершали состояние войны между традиционными
противникам; союзные же соглашения заключались в большинстве случаев между
традиционными партнерами и союзниками и могли быть более долговечными).
В нашем распоряжении имеются
сохранившиеся в надписях более двух десятков договоров афинян с другими
государствами, которые относятся к V столетию до н.э.: некоторые из этих
соглашений представляют собой билатеральные симмахии8, один договор –
мультилатеральный, ряд договоров посвящены урегулированию отношений с
участниками Делосского союза. Что касается же IV столе тия до н.э., то в
надписях сохранилось в два раза больше экземпляров договоров, которые были
заключены афинянами с другими греками.
К этому перечню необходимо также добавить еще
некоторое количество не упомянутых в нарративных источниках, а известных
исключительно по данным надписей второй половины VI–IV вв. до н.э. договоров
неафинского происхождения, которые представляют особенный интерес в плане
изучения их терминологии и внутренней структуры по сравнению с соглашениями
афинян с другими греческими полисами.
Союзные договоры обычно
включали в себя условия военного сотрудничества против врага, а также текст
клятвы. Впрочем, стандартная формула в симмахии не оставалась неизменной на
протяжении V–IV вв. до н.э. и зависела во многом от местных традиций составления
договоров в различных греческих государствах[5].
В V столетии до н.э. союзные
договоры греков, например, включали условие быть верными, искренними,
справедливыми и сильными союзниками, иметь одних и тех же друзей и врагов. Но в
большинстве афинских договоров IV в. до н.э. подобных условий не отмечается,
хотя все же возможно обнаружить их в неафинских соглашениях того периода (Tod2.
II. 158; SEG. XXII.339, fr.bc). Подобные условия находили отражение также и в
нарративных источниках, в частности, у Геродота и Фукидида.
По обыкновению, греки
присягали заявленным условиям при заключении своих союзных договоров. Так,
например, в афинском договоре с ботиэйцами заявлено, что афиняне присягнули
соблюдать союз неукоснительно и без обмана, защищать боттиэйцев; последние
присягнули быть друзьями и союзниками афинян неукоснительно и без обмана, иметь
одних и тех же друзей, и врагов и не оказывать помощи противникам афинян (IG.
I3. 76, 12–20).
Некоторые изменения в
традиционных формулах симмахий происходят на рубеже V–IV вв. до н.э. Именно в
IV столетии до н.э., как справедливо замечает Дж. Моузли, большинство греческих
союзных договоров уже содержали условие оказывать помощь в случае нападения
врага и не заключать договора с врагом без согласия всех участников соглашения.
Условие о военной взаимопомощи засвидетельствовано в союзных греческих
договорах конца V в. до н.э. (IG. I3. 75, 83; 86; 89), но оно становится
неотъемлемым свойством всех союзных соглашений в IV столетии до н.э. В
греческих надписях это условие встречается в различных вариациях, которые
зависели в том числе и от традиций составления договоров в конкретном полисе[6].
Распространенное выражение «если
кто-то пойдет войной…» (ἐὰν τις ἴηι ἐπὶ πόλεμωι) присутствует в ряде афинских
договоров IV в. до н.э. с официальным обозначением συμμαχία.
В договоре между писатами,
мессенцами и сикионцами 365 г. до н.э. (SEG. XXII, 339) вполне традиционное
условие о взаимопомощи упоминает также и о возможности свержения
государственного строя неприятелем, а это предполагает, что договор был
направлен против спартанцев, которые стремились к уничтожению Мессении в 360-е
гг. до н.э. [1] .Ушаков, Н. А. Международное право
: учебник / Н. А. Ушаков. – Москва : Юрист, 2015. – 304 с. [2] Лукашук, И. И. Современное право
международных договоров : в 2 т. / И. И. Лукашук. – Москва : Волтерс Клувер,
2019. – Т.1: Заключение международных договоров. – 672 с [3] Матвеева, Т. Д. Международное
право : учебник для академического бакалавриата / Т. Д. Матвеева. – Москва :
Издательство Юрайт, 2019. – 370 с [4] Рунг Э.В., Венидиктова Е.А.
Межгосударственные договоры классической Греции: нарративная традиция и
эпиграфика // Проблемы истории, филологии, культуры. 2017. Т. 4. № 58. С. 64. [5] Попова А.В. История государства и
права зарубежных стран: учебник и практикум для СПО. М.: Издательство Юрайт,
2016. С. 48. [6] Щекин Ю.В. Межполисные и
межплеменные союзы древней Греции VIII-IV веков до н.э. // Теорія і практика
правознавства. 2016. № 2 (10). С.
14.