Курсовая теория на тему Субъекты и объекты авторского права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Общая характеристика авторского права в системе
гражданского права РФ 5
1.1.Понятие и значение авторского права в системе
гражданского права РФ.. 5
1.2. Принципы авторского права. 8
Глава 2. Особенности правового статуса субъектов и
правовой режим объектов авторского права. 12
2.1. Правовой статус субъектов авторского права. 12
2.2. Правовой режим объектов авторских прав. 15
Заключение. 24
Список литературы.. 26
Введение:
Авторское
право является одним из институтов права интеллектуальной собственности,
которое в свою очередь является подотраслью гражданского права; представляет
собой совокупность правовых норм, регулирующих и охраняющих права и законные
интересы создателей интеллектуальных произведений. Данный правовой институт
представляет особый интерес для изучения в связи со своей спецификой,
заключающейся в том, что в отличие от иных институтов гражданского права, где
объектами правоотношений выступают материальные вещи, либо же с ними тесно и
неразрывно связаны действия обязанного лица, в авторском праве правоотношения
складываются в связи с созданием, использованием и охраной нематериальных
объектов. Помимо этого, авторское право обеспечивает защиту как имущественных прав
и интересов автора, так и личных неимущественных, что также является
особенностью данного института. Кроме того, изучение проблем авторского
права, безусловно, актуально, так как в современных реалиях развитого общества
продукты интеллектуальной деятельности активно обращаются на рынке. В связи с
техническим прогрессом и широким распространением сети Интернет, объекты
авторского права зачастую находятся в открытом общественном доступе,
осуществление же защиты данных прав на просторах Всемирной сети представляет
собой достаточно непростую задачу. Совсем недавно, чтобы получить доступ к тому
или иному продукту интеллектуальной деятельности, пользователю достаточно было
просто кликнуть по нужной ссылке. В настоящее время происходит некоторое
развитие охраны и защиты авторских прав в данной области, выражающееся,
например, в борьбе с «пиратством». Объектом настоящей курсовой работы
являются общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и
использованием произведений науки, литературы и искусства и возникающие в связи
с этим правовые проблемы. Предметом являются нормы российского
авторского права, практика их применения, доктринальные источники в исследуемой
области.
Целью
настоящей курсовой работы является более углубленное изучение основных
положений авторских прав и выявление актуальных проблем, возникающих на
практике в связи с их защитой и обеспечением.
В
связи с этим мною были поставлены следующие задачи:
1) Определить
понятие и виды авторских прав, изучить их содержание, а также историю
возникновения;
2) Изучить
объекты авторского права и раскрыть их содержание;
3) Рассмотреть
вопросы защиты авторских прав;
4) Изучив
судебную практику, выявить актуальные проблемы, связанные с охраной и защитой
авторских прав, их закреплением и отчуждением.
Методологическую
основу работы составляют научное познание, анализ и синтез, описание,
формально-логический и системный методы.
Практическая
и теоретическая значимость исследования заключается в актуальности выявления и
изучения проблем современного российского авторского права и путей их решения.
Рассмотреть
все вопросы авторского права подробно, проработав все нормативно-правовые акты,
касающиеся функционирования данного правового института, в рамках курсовой работы
не представляется возможным, поэтому в своей работе я постараюсь наиболее полно
раскрыть основные положения авторского права и выявить возникающие в данной
области проблемы.
Заключение:
Итак,
рассмотрев основные вопросы и положения, касающиеся такого правового института
как авторское право, и актуальных проблем авторского права, можно подвести
некоторые итоги. В первую очередь необходимо подчеркнуть особую значимость
данного правового института как регулирующего отношения, связанные с объектами
культурной и духовной жизни общества, обеспечивающими доступность к просвещению
и рост уровня образования населения, так и регулирующего отношения по поводу
нематериальных активов, способных приносить доход правообладателям. Всё это
требует наличия развитого механизма правового регулирования в указанной сфере,
функции которого так раз осуществляет авторское право.
Проанализировав
законодательные и доктринальные источники, а также судебную практику, можно
сделать вывод, что наибольшую актуальность представляют вопросы охраны и защиты
авторских прав. Так в век развития технологий расширяются возможности, способы
использования произведений, что в свою очередь требует новых подходов к охране
и защите объектов авторских прав в сети Интернет. Помимо этого, растёт
количество авторов, нуждающихся в охране их прав на произведения, а также спрос
«потребителей» произведений – читателей, зрителей, слушателей. Также
недостаточно полно урегулирован вопрос о критериях, подлежащих учету судами при
определении размера взыскания компенсации за нарушение авторских прав, что
порождает огромный массив различной судебной практики.
Стоит
также отметить развитие творчества в целом, его проникновение в различные сферы
общественной жизни, наличие творческого характера в объектах, признание которых
объектами авторского права может показаться неожиданным и даже бессмысленным.
Однако если объект отвечает критериям охраноспособности, и правообладатель
обращается с требованием об охране и защите его авторских прав, суды вынуждены
такую охрану и защиту предоставлять.
Уровень современного законодательства не всегда можно признать
адаптированным для применения его норм в отношении таких объектов, а судебная
практика в отношении их только начинает формироваться или же в принципе
отсутствует. Помимо этого, следует отметить, что современное творчество
обладает определенной спецификой, и даже «классические» объекты авторского
права могут требовать обеспечение особой охраны и защиты, непредусмотренной
современным законодательством. Творчество является продуктом умственной
деятельности человека, которая в свою очередь непредсказуема, и предусмотреть нормы,
осуществляющие всестороннее правовое регулирование в данной сфере,
предоставляющие и обеспечивающие абсолютную охрану и защиту данных объектов,
представляется невозможным.
Неотчуждаемость
личных неимущественных прав авторов и некоторых иных прав порождает множество
проблем на практике, затрудняет включение прав на произведения в торговый
оборот и использование произведений
лицами, приобрётшими исключительные права по договору. Вместе с тем
установление режима неотчуждаемости таких прав на определенные произведения
видится бессмысленным. Помимо этого, возникают некоторые коллизии неотчуждаемых
прав автора и прав собственника материального носителя произведения.
К
проблемным вопросам также следует отнести вопрос установления ограничений при
выборе псевдонима, урегулирование которого на данный момент не осуществлено
законодательством. Актуальным является вопрос о возможности добровольного
отказа от исключительных прав и перехода произведения в общественное достояние.
Ряд проблем возникает в отношениях, складывающихся в результате соавторства, а
также создания служебных произведений. Сложная и двоякая правовая природа иных
прав автора порождает множество доктринальных дискуссий. В отношении
определённых вопросов еще не достигнута гармонизация национального
законодательства с международными нормами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА В
СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РФ 1.1.Понятие и значение авторского права в системе
гражданского права РФ В настоящее время определение авторских
прав легально закреплено в п. 1 ст. 1255 ГК РФ.[1] Так, авторские права – это
интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Интеллектуальные
же права, в свою очередь, в соответствии со статьей 1226 ГК РФ представляют
собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства индивидуализации, являющиеся имущественным правом,
а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные
права. Данные права необходимы для охраны произведения в процессе его
использования автором, его защиты в условиях доступности общественности. Однако
современной системе авторских прав, состоящей из трёх, перечисленных в самом
определении интеллектуальных прав категорий, предшествовал длительный период
становления и развития института авторского права в целом, а также правомочий,
предоставляемых автору и охраняемых законом. Так, российское авторское
право возникло в начале 19 века, впервые за автором закреплялось исключительное
право на произведение в Цезурном Уставе 1828 г., продолжившее свое развитие в
Законе 8 января 1830 г., Своде законов 1887 г. В это время авторские права
рассматривались как разновидность права частной собственности, а его объекты
являлись «имуществом благоприобретенным», что вполне характерно для периода
буржуазии, «превратившей личное достоинство человека в меновую [1] Часть четвертая
Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в
ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) // СЗ РФ. 2006. № 52 (часть I). Ст.
5496; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Гражданско-правовое регулирование объектов авторских прав 5
1.1. Понятие объекта авторского права и его свойства 5
1.2. Охраняемые и неохраняемые объекты авторского права 10
Глава 2. Гражданско-правовое регулирование субъектов авторских прав 17
2.1. Виды субъектов авторского права 17
2.2. Соавторы как субъекты авторского права. 21
2.3. Составители как субъекты авторского права 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. Авторские права отнесены к важнейшим правам человека основополагающим международным договором — Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года , в которой отражена главная, необходимая и неизменная предпосылка авторского права: с одной стороны, информация, результаты и объекты интеллектуального творчества должны быть общедоступны для человечества, но с другой стороны, общество обязано защищать и соблюдать права авторов таких произведений. Именно эти принципы и являются признаками цивилизационного общества во времена быстроразвивающихся технологий и глобализации потока информации.
На сегодняшний день, в Российской Федерации регулирование отношений между пользователями творческих произведений и их авторами находится на стадии развития. Приняты несколько Федеральных законов, направленных на выстраивание механизма защиты авторского права, чему посвящена 4 часть Гражданского кодекса РФ , но сама система реализации не работает на достаточно высоком уровне. Особенно это заметно в области нарушения авторских прав в сети Интернет. Законодательные нормы не успевают за быстрым развитием новых способов нарушения авторских прав.
Тема, выбранная в качестве объекта исследования в данной работе, является актуальной, поскольку содержание авторских прав и их защита принадлежит к числу наиболее сложных гражданско-правовых проблем, которые необходимо решить как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.
Объектом исследования в курсовой работе являются гражданско-правовые отношения, связанные с содержанием авторского права.
Предметом изучения выступает законодательство, регулирующее положение объектов и субъектов авторского права.
Цель курсовой работы: анализ субъектов и объектов авторского права.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть понятие объекта авторского права и его свойства;
— изучить охраняемые и неохраняемые объекты авторского права;
— рассмотреть виды субъектов авторского права;
— проанализировать статус соавторы как субъекта авторского права;
— охарактеризовать составителей как субъектов авторского права.
Нормативную базу курсовой работы составили международные правовые акты, Конституция РФ , ГК РФ, конституционные и федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные, а также частные методы познания: исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический, формально-логический, логико-юридический, статистического анализа и обобщения. При осуществлении исследования применялись такие методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция, а также наблюдение, сравнение, моделирование.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В соответствии с поставленными задачами, в работе были достигнуты следующие основные результаты:
Объектами авторского права признаются как предоставленные на суд граждан плоды творчества, так и неизданные произведения. Главное, чтобы творческий результат был облачен в какую-либо ощутимую форму: написан, нарисован, продекламирован и т. п. Причем для формирования правовых последствий объекты авторского права не нуждаются в регистрации или иной фиксации произведения в каких-нибудь реестрах или списках. Однако авторы и правообладатели программ для ЭВМ или баз данных могут по своему усмотрению провести регистрацию продукта, исходя из требований ст. 1262 ГК РФ.
Необходимо акцентировать внимание на необходимость внесения изменений в ст. 1259 ГК РФ, дополнив ее определением термина «произведение», под которым следует понимать мысль в определенном самостоятельном (индивидуальном) изложении автором, выраженную вовне в форме результата интеллектуальной деятельности. Сама по себе мыслительная деятельность автора, не имеющая внешней формы объективации, объектом авторского права не является.
В национальном законодательстве об интеллектуальной собственности одни объекты охраняются авторским правом, другие — патентным правом и т.д. Это означает, что объекты, охраняемые патентным правом, являются неохраняемыми объектами авторского права, и наоборот. Однако существуют объекты, которые могут охраняться как авторским, так и патентным правом. К таким объектам относятся произведения прикладного искусства, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем и т.д. Именно поэтому в законодательстве об авторском праве устанавливается перечень неохраняемых объектов, которые могут охраняться иным законодательством. С другой стороны, законодательство об авторском праве не признает охрану некоторых произведений, несмотря на то, что они могут соответствовать условиям охраноспособности.
Субъекты авторского права — правовая категория, в состав которой входят не только авторы произведений, но и иные лица, ставшие правообладателями на основании закона либо договора, включая юридических лиц. Участниками судебных споров нередко являются такие субъекты авторского права, как соавторы, авторы служебных, составных, производных произведений в силу особенностей их правового положения, а также порядка реализации прав.
Для того чтобы решить все названные во втором параграфе проблемы соавторства законодателю необходимо установить императивный характер соглашения между соавторами, в котором они будут фиксировать все свои условия (место и время публикации, последовательность фамилий, размер вознаграждения, сроки создания произведения и ряд других условий). Также в гражданском законодательстве целесообразно закрепить четкое определение соавторства.
Правовой статус авторов отдельных, прежде всего составных и производных, произведений обладает определенной спецификой. Автору сборника, базы данных или другого составного произведения, именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или факты не являются объектами авторского права.
Разумеется, составители, имеющие дело с произведениями, охраняемыми авторским правом, обязаны считаться с авторами данных произведений. Более того, составитель пользуется авторским правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включаемых в составное произведение. Попросту говоря, необходимо заручиться письменным согласием этих авторов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Гражданско-правовое регулирование объектов авторских прав
1.1. Понятие объекта авторского права и его свойства
Эффективная защита нарушенных авторских прав может быть достигнута только при точном законодательном определении основных понятий, связанных с этими правами. Прежде всего, речь идет об объектах авторских прав.
Творческая деятельность всегда присутствовала в жизни человека, приводя к определенным результатам, важнейшими из которых являлись и являются изобретения; многие из них можно назвать поворотными моментами в развитии всего общества в целом.
Авторское право является одним из самых древних элементов правового регулирования интеллектуальной собственности. Оно возникло в связи с тем, что творческие личности во все времена были готовы отстаивать свое авторство на созданное ими произведение.
Современное российское законодательство об интеллектуальной собственности гарантирует охрану ряда разнородных видов объектов, которые являются результатами интеллектуальной деятельности человека (произведения, изобретения и т.д.) либо условно приравниваемыми к ним средствами индивидуализации, к которым относятся товарные знаки, фирменные наименования и иные средства.
Авторское право — это интеллектуальное право на произведения науки, литературы и искусства. Действие авторских прав в нашей стране регламентируется в основном ГК РФ, в котором ему посвящена отдельная глава .
Нормативное определение объектов авторских прав дано в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, в соответствии с которым к ним относятся произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Нетрудно заметить, что законодатель, определяя исследуемое понятие, пошел по пути перечисления видов объектов, а не их сущностных признаков. Несмотря на это, ст. 1259 ГК РФ содержит довольно обширный, но не исчерпывающий перечень объектов авторских прав, поскольку подобный перечень предусмотреть и даже спрогнозировать попросту невозможно. Это можно объяснить тем, что с развитием науки, техники, информационных и иных технологий могут создаваться новые объекты авторских прав. Именно такая концепция отражена, например, в § 102 Закона об авторском праве США, согласно которому авторско-правовой охране подлежат авторские произведения, зафиксированные не только в любой уже известной осязаемой форме, но и в той форме, которая будет открыта впоследствии. В этой связи следует согласиться с О.В. Богдановой, которая пишет: «ввиду появления новых форм авторского творчества было бы желательно не давать подробного перечня объектов авторского права. Наличие исчерпывающего перечня означало бы, что авторы произведений, не вошедших в этот перечень, лишены правовой охраны» .
Единственным сущностным признаком нормативного понятия «объект авторского права» является термин «произведение», однако законодательство оставляет данный термин без надлежащего определения, в связи с чем возникает необходимость обратиться к научно-исследовательской литературе.
Так, один из авторов проекта четвертой части ГК РФ П.В. Степанов дает следующее довольно лаконичное определение исследуемому понятию: «произведение — это такой результат творческой деятельности, который создан в сфере литературы, искусства, а также науки» . Классическим в науке гражданского права считается определение, данное В.И. Серебровским: «произведение — это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» .
Однако более логичным представляется определение, данное В.С. Витко, в соответствии с которым произведение — это мысль в определенном самостоятельном (индивидуальном) изложении автором в объективной форме, которая и подлежит охране авторским правом . В другой своей работе В.С. Витко отмечает, что под произведением следует понимать результат интеллектуальной деятельности, т.е. само по себе произведение — это идеальный объект, выраженный в объективной форме, ведь право имеет дело только с объективным миром.
Любое произведение должно быть объективировано вовне, т.е. определенным образом овеществлено. Объективация знания — это процесс превращения, трансформации знания, находящегося в голове человека, представляющего собой нечто субъективное, принадлежащее исключительно субъекту, индивиду, в нечто объективное, сливающееся с каким-то материальным носителем (звук, бумага и т.п.) .
Учитывая изложенное, объектом авторских прав не являются мысли, поскольку они, по справедливому замечанию Г.Ф. Шершеневича, «не поддаются исключительному присвоению» . Закон не защищает мысль саму по себе, потому что «мысль не поддается закреплению за известным лицом и закон остается бессильным при желании защитить этот личный интерес автора. Защита такого интереса достигается не юридическим путем, а посредством литературной критики», и поэтому мысль в уме не является объектом авторского права. Однако закон защищает мысль, объективированную в общедоступных формах.
Отсюда мы можем заключить, что закон различает содержание и форму объекта авторского права. Защите подлежит только содержание, облеченное в определенную форму. О.С. Иоффе приводит в качестве иллюстрации соотношения содержания и формы такой пример: «Содержание картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван» предопределено тем историческим фактом, которому картина посвящена (Грозный убивает своего сына). Выражено это содержание средствами живописи, причем теми именно средствами, которые применил художник Репин и которые придали произведению его собственную, только ему присущую форму» .
Из этого можно сделать вывод, что содержанием картины выступает мысль художника об осознании царем непостижимости содеянного (горе и ужас в глазах) и о безнадежной попытке исправить совершенное (рука на ране сына). Именно мысли (чувства) художника о совершенном царем убийстве сына, его понимание этого убийства как трагедии, выраженные на холсте линиями, очертаниями и красками, и являются содержанием картины.
Суды по этому вопросу занимают твердую позицию и не признают заимствование идей нарушением авторского права. Как отметил, например, Суд по интеллектуальным правам по делу № А40-84902/2014, использование идеи, концепции нарушением авторского права в смысле п. 5 ст. 1259, п. 3 ст. 1270 ГК РФ не является .
Аналогичным образом объектом авторских прав не может являться непосредственно труд (мыслительная деятельность) создателя произведения. Несмотря на то, что произведение должно нести след личности автора, быть результатом личного, индивидуального, уникального творческого труда, саму по себе мыслительную деятельность присвоить невозможно. Точнее будет говорить о присвоении результата творческого труда, а не самого по себе труда творца. Вместе с тем, не обработанные личностью, исключительно информационные материалы (сведения о фактах — например, сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.) не являются произведением, охраняемым авторским правом, что подтверждается пп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК РФ.
В настоящее время весьма актуальной является защита авторских прав на такое составное произведение, как сайт в сети Интернет. В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под сайтом в сети Интернет понимается совокупность программ для ЭВМ и другой информации, которая содержится в информационной системе, доступной при помощи информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, благодаря которым осуществляется идентификация сайтов в сети Интернет. Интернет-сайт обычно состоит из материалов (дизайна, текстов, рисунков, фотографий, чертежей, аудиовизуальных произведений) в электронной форме. Естественно, не любое содержание интернет-сайта в целом и отдельных материалов может быть объектом авторских прав, а только то, что создано в процессе творческой деятельности. Однако большинство элементов интернет-сайтов как программ для ЭВМ создаются в результате творческой деятельности по подбору и расположению материалов, которые должны охраняться авторским правом, а права их создателей защищаться гражданско-правовыми способами .
Подводя итог изложенному, отметим, что объектами авторского права признаются как предоставленные на суд граждан плоды творчества, так и неизданные произведения. Главное, чтобы творческий результат был облачен в какую-либо ощутимую форму: написан, нарисован, продекламирован и т. п. Причем для формирования правовых последствий объекты авторского права не нуждаются в регистрации или иной фиксации произведения в каких-нибудь реестрах или списках. Однако авторы и правообладатели программ для ЭВМ или баз данных могут по своему усмотрению провести регистрацию продукта, исходя из требований ст. 1262 ГК РФ.
Необходимо акцентировать внимание на необходимость внесения изменений в ст. 1259 ГК РФ, дополнив ее определением термина «произведение», под которым следует понимать мысль в определенном самостоятельном (индивидуальном) изложении автором, выраженную вовне в форме результата интеллектуальной деятельности. Сама по себе мыслительная деятельность автора, не имеющая внешней формы объективации, объектом авторского права не является.