ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Субъекты авторского права

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
АВТОРСКИХ ПРАВ. 5

1.1.Авторское право как элемент
отрасли гражданского права. 5

1.2. Особенности субъектов авторского
права. 9

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ.. 13

2.1. Особенности объектов и субъектов
авторского права. 13

2.2. Способы защиты авторских прав. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 37

  

Введение:

 

Авторское
право является одним из институтов права интеллектуальной собственности,
которое в свою очередь является подотраслью гражданского права; представляет
собой совокупность правовых норм, регулирующих и охраняющих права и законные
интересы создателей интеллектуальных произведений. Данный правовой институт
представляет особый интерес для изучения в связи со своей спецификой,
заключающейся в том, что в отличие от иных институтов гражданского права, где
объектами правоотношений выступают материальные вещи, либо же с ними тесно и
неразрывно связаны действия обязанного лица, в авторском праве правоотношения
складываются в связи с созданием, использованием и охраной нематериальных
объектов. Помимо этого, авторское право обеспечивает защиту как имущественных
прав и интересов автора, так и личных неимущественных, что также является
особенностью данного института. Авторское
право, обеспечивая права и законные интересы авторов, играет важнейшую роль:
оно стимулирует их творческую активность к созданию новых произведений. Помимо
этого, будучи уверенными в защите и гарантиях своих прав на произведения, имея
возможность получить вознаграждение, авторы обнародуют свои труды, что
обеспечивает доступность результатов их творческой деятельности для широкой
публики. Это в свою очередь, безусловно, работает на пользу развития науки,
литературы и искусства в целом, «рождения» для общественности новых талантливых
авторов и выхода в свет их произведений. Общество же может считаться
образованным лишь имея доступ к культурным ценностям, которые включают труды
учёных, поэтов и писателей, других творческих личностей. К тому же, данные
права гражданина (на образование и доступ к культурным ценностям) закреплены 43
и 44 статьями Конституции РФ. Последняя статья так же закрепляет:
«Интеллектуальная собственность охраняется законом».[1] Таким образом, авторское
право затрагивает не только интересы частных лиц – авторов произведений, но и
общественные интересы, так как касается сферы просвещения, необходимой для
существования и жизнедеятельности любого цивилизованного общества. Объектом настоящей курсовой работы
являются общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и
использованием произведений науки, литературы и искусства и возникающие в связи
с этим правовые проблемы. Предметом являются нормы российского
авторского права, практика их применения, доктринальные источники в исследуемой
области.

Целью
настоящей курсовой работы является более углубленное изучение основных
положений авторских прав и выявление актуальных проблем, возникающих на
практике в связи с их защитой и обеспечением.

В
связи с этим мною были поставлены следующие задачи:

1) Определить
понятие и виды авторских прав, изучить их содержание, а также историю
возникновения;

2) Изучить
объекты авторского права и раскрыть их содержание;

3) Рассмотреть
вопросы защиты авторских прав;

4) Изучив
судебную практику, выявить актуальные проблемы, связанные с охраной и защитой
авторских прав, их закреплением и отчуждением.

Методологическую
основу работы составляют научное познание, анализ и синтез, описание,
формально-логический и системный методы.

Рассмотреть все вопросы авторского
права подробно, проработав все нормативно-правовые акты, касающиеся
функционирования данного правового института, в рамках курсовой работы не
представляется возможным, поэтому в своей работе я постараюсь наиболее полно
раскрыть основные положения авторского права и выявить возникающие в данной
области проблемы. [1] Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N
7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный
интернет-портале правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru,

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак,
рассмотрев основные вопросы и положения, касающиеся такого правового института
как авторское право, и актуальных проблем авторского права, можно подвести
некоторые итоги. В первую очередь необходимо подчеркнуть особую значимость
данного правового института как регулирующего отношения, связанные с объектами
культурной и духовной жизни общества, обеспечивающими доступность к просвещению
и рост уровня образования населения, так и регулирующего отношения по поводу
нематериальных активов, способных приносить доход правообладателям. Всё это
требует наличия развитого механизма правового регулирования в указанной сфере,
функции которого так раз осуществляет авторское право.

Проанализировав
законодательные и доктринальные источники, а также судебную практику, можно
сделать вывод, что наибольшую актуальность представляют вопросы охраны и защиты
авторских прав. Так в век развития технологий расширяются возможности, способы
использования произведений, что в свою очередь требует новых подходов к охране
и защите объектов авторских прав в сети Интернет. Помимо этого, растёт
количество авторов, нуждающихся в охране их прав на произведения, а также спрос
«потребителей» произведений – читателей, зрителей, слушателей. Также
недостаточно полно урегулирован вопрос о критериях, подлежащих учету судами при
определении размера взыскания компенсации за нарушение авторских прав, что
порождает огромный массив различной судебной практики.

Стоит
также отметить развитие творчества в целом, его проникновение в различные сферы
общественной жизни, наличие творческого характера в объектах, признание которых
объектами авторского права может показаться неожиданным и даже бессмысленным.
Однако если объект отвечает критериям охраноспособности, и правообладатель
обращается с требованием об охране и защите его авторских прав, суды вынуждены
такую охрану и защиту предоставлять.  
Уровень современного законодательства не всегда можно признать
адаптированным для применения его норм в отношении таких объектов, а судебная
практика в отношении их только начинает формироваться или же в принципе
отсутствует. Помимо этого, следует отметить, что современное творчество
обладает определенной спецификой, и даже «классические» объекты авторского
права могут требовать обеспечение особой охраны и защиты, непредусмотренной
современным законодательством. Творчество является продуктом умственной
деятельности человека, которая в свою очередь непредсказуема, и предусмотреть нормы,
осуществляющие всестороннее правовое регулирование в данной сфере,
предоставляющие и обеспечивающие абсолютную охрану и защиту данных объектов,
представляется невозможным.

Неотчуждаемость
личных неимущественных прав авторов и некоторых иных прав порождает множество
проблем на практике, затрудняет включение прав на произведения в торговый
оборот и  использование произведений
лицами, приобрётшими исключительные права по договору. Вместе с тем
установление режима неотчуждаемости таких прав на определенные произведения
видится бессмысленным. Помимо этого, возникают некоторые коллизии неотчуждаемых
прав автора и прав собственника материального носителя произведения.

К
проблемным вопросам также следует отнести вопрос установления ограничений при
выборе псевдонима, урегулирование которого на данный момент не осуществлено
законодательством. Актуальным является вопрос о возможности добровольного
отказа от исключительных прав и перехода произведения в общественное достояние.
Ряд проблем возникает в отношениях, складывающихся в результате соавторства, а
также создания служебных произведений. Сложная и двоякая правовая природа иных
прав автора порождает множество доктринальных дискуссий. В отношении
определённых вопросов еще не достигнута гармонизация национального
законодательства с международными нормами.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ 1.1.Авторское право как элемент отрасли гражданского
права В настоящее время определение авторских
прав легально закреплено в п. 1 ст. 1255 ГК РФ.[1] Так, авторские права – это
интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.
Интеллектуальные же права, в свою очередь, в соответствии со статьей 1226 ГК РФ
представляют собой исключительные права на результаты интеллектуальной
деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, являющиеся
имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные
неимущественные права и иные права. Данные права необходимы для охраны
произведения в процессе его использования автором, его защиты в условиях
доступности общественности. Однако современной системе авторских прав,
состоящей из трёх, перечисленных в самом определении интеллектуальных прав
категорий, предшествовал длительный период становления и развития института
авторского права в целом, а также правомочий, предоставляемых автору и
охраняемых законом.

Так,
российское авторское право возникло в начале 19 века, впервые за автором
закреплялось исключительное право на произведение в Цезурном Уставе 1828 г.,
продолжившее свое развитие в Законе 8 января 1830 г., Своде законов 1887 г. В
это время авторские права рассматривались как разновидность права частной
собственности, а его объекты являлись «имуществом благоприобретенным», что
вполне характерно для периода буржуазии, «превратившей личное достоинство
человека в меновую стоимость».[2] Иными словами, о выделении
личных неимущественных прав автора речи в то время не шло, и если автор
произвел отчуждение своего произведения, например, издателю, последний
становился его полным правообладателем. Первая гарантия, направленная на охрану
личного неимущественного права автора, закреплялась в Законе об авторском праве
от 20 марта 1911 г., в котором формально запрещалось дополнять, изменять,
сокращать произведение автора, хотя и с определенными оговорками.[3] Таким образом, мы видим
зарождение такого личного неимущественного права автора как право на
неприкосновенность произведения. И хотя на практике данное право практически не
охранялось, юридическая конструкция в документе присутствовала. Декрет СНК «О
прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений
литературы и искусства» от 10 октября 1919 г. стал первым актом, закрепившим
окончательный уход от теории «литературной собственности».[4] Так, в соответствии с
данным документом признавались недействительными все сделки, в результате
которых лицо, приобретшее у автора права на произведения, становилось его
полным собственником. Помимо этого, Декрет закреплял необходимость определения
в договоре срока, в течение которого издатель может использовать переданное ему
право. В Основах авторского права 1925 г.
закреплялась необходимость четкого определения объема отчуждаемых прав по
издательскому договору или иными способами (включая их уступку) и характера
использования произведения лицом, приобретающим права.[5] Помимо этого, Основы
закрепили право авторства, полную неприкосновенность произведения, право автора
на имя и псевдоним, на обнародование произведения, а также возможность
требовать защиты от нарушений, не связанных с имущественными интересами. Так мы
наблюдаем, что в период социализма законодательство в сфере авторского права
развивалось в направлении усиления защиты авторских прав, предоставив автору
защиту его личного интереса, а также регламентируя порядок отчуждения
исключительных прав, закрепляя определенные требования к договору. В результате
в это время в литературе утвердилась классификация авторских прав на
имущественные и личные неимущественные праваНе все авторы в полной мере
поддерживали подобную классификацию. Например, В.И. Серебровский не поддерживал
данное деление в силу отсутствия прямого указания на него в законе, а также
выдвигал собственное мнение о том, что каждое правомочие в равной степени
защищает и личные, и имущественные авторские права.[6] В.А. Кабатов же признавал
классификацию авторских прав, относя, однако, лишь право авторства и право на
имя к неотчуждаемым личным правам.[7]

Впоследствии
деление авторских прав на имущественные и личные неимущественные прочно
закрепилось в российском законодательстве, еще Закон «Об авторском праве и
смежных правах» 1993 г. исходил из данной классификации.[8] Однако  вступлением в силу части 4 ГК РФ система
авторских прав получила своё дальнейшее развитие, так как законодатель выделил
третью категорию авторских прав – иные права, относя к ним ряд прав со спорной
правовой природой.

На
мой взгляд, классификация авторских прав имущественные и личные неимущественные
права оправдана, так как обусловлена спецификой авторского права, его
двойственной природой: с одной стороны, тесной взаимосвязью с самой личностью
автора и, с другой, имущественной ценностью объекта – результата творческой
деятельности, возможностью извлекать прибыль из его обращения на рынке. Таким
образом, существует необходимость не только законодательно регулировать порядок
использования и обращения произведений, но и регламентировать охрану личных,
неотчуждаемых прав автора. В то же время в силу того, что ряд прав носит
спорный характер и подвержен дискуссиям в научной среде, целесообразно их
выделение в отдельную категорию, а также законодательное закрепление специальной
регламентации возможности и порядка их отчуждения. К таковым в частности
относятся: право на вознаграждение за использование служебного произведения,
предусмотренное в отдельных случаях ГК РФ, право на отзыв, право следования,
право доступа к произведениям изобразительного искусства. Отсутствие чёткого
отнесения некоторых прав к числу имущественных или личных неимущественных
вполне оправдано, ведь авторские права являются очень сложным взаимосвязанным комплексом
прав. Профессор А.П. Сергеев в своих трудах справедливо отмечал: «выделить
среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно
трудно». [1] Часть четвертая Гражданского
кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в ред. от
03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) // СЗ РФ. 2006. № 52 (часть I). Ст. 5496;
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, [2] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения.
Том 4. Изд. 2-е. — М.: Издательство политической литературы, 1995г. — С. 426. [3] Закон от 20 марта 1911 г. «Об
авторском праве» // Собрание узаконений и распоряжений Правительства. 1911. №
61. С.560. [4] Декрет СНК РСФСР от 10 октября
1919 года «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность
произведений литературы и искусства» // СУ РСФСР. 1919. № 51. Ст. 492. [5] Постановление ЦИК и СНК СССР от 30
января 1925 г. «Об основах авторского права» // СЗ СССР. 1925. № 7. Ст. 67. [6] Серебровский. В.И. Вопросы
советского авторского права. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1956г. — С.
107. [7] Кабатов В.А. Советское авторское
право на произведения изобразительного искусства, автореферат кандидатской
диссертации. — М. 1954. С. 4-5. [8] Закон от 09.07.1993 г. №5351-1 «Об
авторском праве и смежных правах»  //
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы