Курсовая теория на тему Студенчество как социальное общество и малая социальная группа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1
Теоретические аспекты изучения структуры студенчества и малой социальной группы
1.1
Социально-психологическое определение понятия «студенчество»
1.2
Социально-психологическая характеристика малой социальной группы
ГЛАВА 2
Особенности студенчества как социального общества и малой социальной группы
2.1 Социальный
статус студенчества как одно из условий формирования его духовной самобытности
2.2
Социальное самочувствие студенческой молодежи
2.3
Современное состояние студенчества как специфического социального слоя
населения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Студенчество и в прошлом
и сегодня является весьма динамичным и специфическим социальным слоем
населения, которое по своим характеристикам достаточно сильно выделяется от
всех других слоев населения. В первую очередь своими видами потребностей, идеологическим
становлением и мобильностью влияния.
Актуальность изучения
такой общественной группы молодежи, как студенчество, определяется тем, что в
развитом обществе повысилась значимость высшего образования, роль студенчества
в жизни общества возрастает и увеличивает его количество. Студенчество является
не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и
само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу.
Наиболее активной и
инициативной частью молодежи выступает студенчество. Студенческая молодежь
высших учебных заведений представляет интерес как поколение, которое через значительный
образовательный уровень, активный трудоспособный возраст, динамического
социального поведения в ближайшем будущем займет место основной
интеллектуальной и производительной силы в обществе. Студенчество как в фокусе
вбирает в себя наиболее значимые социальные характеристики молодежи.
Постановка проблемы.
Студенчество как сообщество составляет неотъемлемую часть общества, а значит и является
социальным феноменом. Студенческая молодежь представляет собой не только
сообщество определенного возраста, но и специфическое социально-демографическое
образование.
Студенчество, как
социальная группа, является значительной частью российской молодежи и
представляет собой «будущее в настоящем». Студенчество, являясь источником
пополнения работников умственного труда – интеллигенции, может рассматриваться
инициатором нововведений, установок, идей, ценностные ориентации которого
кардинальным образом влияют на перспективы развития общества в целом. Таким
образом студенчество занимает видное место среди молодежной группы в целом по
стране.
Сущность и особенности
студенчества изучают такие области науки как: социология, возрастная и
социальная психология, педагогика высшей школы, социальная педагогика и др. В
частности, эти проблемы исследовали непосредственно и опосредованно такие
ученые как: В. Аридин, Г. Атанов, С. Гончаренко, Л. Даниш, К. Деликатный, М. Машовец,
Г. Мешко и др.
Объект:
студенчество
как социальное общество.
Предмет:
социальное
общество и малая социальная группа.
Цель:
рассмотреть студенчество как социальное общество и малая социальная группа.
Задачи:
1) определить социально-психологическое
понятия «студенчество»;
2) рассмотреть социально-психологическую
характеристику малой социальной группы;
3) определить социальный
статус студенчества как одно из условий формирования его духовной самобытности;
4) раскрыть социальное
самочувствие студенческой молодежи;
5) изучить современное состояние
студенчества как специфического социального слоя населения.
Основной метод сбора
информации: анализ вторичной информации об изучаемой проблеме (публикации в
книгах, учебниках).
Практическое значение
проведенного исследования заключается в том, что полученные в результате могут
быть использованы при подготовке материалов к выступлениям на конференциях, при
чтении курсов «Социология молодежи».
Заключение:
Подводя итоги, можно
сказать следующее:
Студенчество — это
потенциальная интеллектуальная политическая, экономическая и творческая элита
общества и от того, какие ценностные ориентации сформируются у студенчества
сегодня, во многом будет зависеть перспектива развития российского государства
в будущем. Студенчество -это ученые, архитекторы, художники, инженеры, учителя,
преподаватели, врачи, но будущие. В рядах современной студенческой молодежи
находятся будущие госчиновники, депутаты, министры и президент страны. Другими
словами, студенчество — это будущая интеллигенция.
Можно сказать, что
студенчество — особая фаза социализации, ведущая социальная функция которой в
том, чтобы подготовить студентов к выполнению особых профессиональных и
социокультурных задач преимущественно интеллектуального, научно-технического и
управленческого характера.
С ростом социальной
значимости высшего образования возрастает роль студентов в жизни общества и
увеличивается их количество. Студенты являются не только источником
квалифицированных кадров и интеллигенции, но и составляют достаточно большую и
важную социальную группу. Растущая массовость высшего образования подрывает его
прежний эгалитаризм и делает студентов более демократичными по социальному
происхождению.
Социально значимой чертой
студенчества как малой социальной группы является интенсивный поиск смысла
жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. С
каждым годом эта социальная группа модернизируется и совершенствуется, поэтому
изучение этого вопроса будет актуальным во все времена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения структуры студенчества
и малой социальной группы
1.1 Социально-психологическое определение понятия
«студенчество»
1.1 Социально-психологическое определение понятия
«студенчество»
В научной литературе,
несмотря на немалое количество работ, посвященных этой теме, нет единой точки
зрения по поводу социологического определения понятия «студенчества». Вероятно,
этот факт связан с многомерностью и сложностью его социальных характеристик.
Поскольку перед нами не стоит задача детально рассмотреть все составляющие
данного определения, то в дальнейшем мы будем опираться на следующую
интерпретацию понятия «студенчество»: «Студенчество — это мобильная социальная
группа, целью существования которой является организованная по определенной
программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в
материальном и духовном производстве».
Основная мысль этого
определения сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную
группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности
и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции.
Студенчество является
самой значительной группой молодежи, как по численности, так и по роли в
системе общественного воспроизводства. Однако от молодежи студенчество
отличается характером труда, для которой характерное овладение научного знания.
Отличие студенчества от молодежи также детерминировано такими его пределами,
как объективность существования, определенная целостность и самостоятельность по
отношению к другим социальным группам, выполнение в обществе определенных
функций, специфические социально-психологические границы и системы ценностей.
Студенчество— это
мобильная группа, целью существования которой организованная по определенной
программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в
материальном и духовном производстве.
"Студент" в
переводе с латинского означает "добросовестно работающий", "тот,
кто желает знания". По определению А. С. Власенко, "студенчество — это
особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований
общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда, быта, особым
общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и
подготовка себя для будущей работы в общественном производстве «науке и
культуре является главным и в основном единственным занятием».
Своеобразие студенчества
как социальной группы заключается в том, что значительная часть молодежи не
имеет пока собственного социального положения и характеризующейся либо своим
прошлым социальным статусом (социальным положением родителей, семьи), или своим
будущим статусом, который связан с профессиональной подготовкой.
М. Дзугкоева указывает на
специфичность студенчества как социальной группы, что оказывается в родстве
системы ценностных ориентаций студентов разных специальностей, в ведущей роли
социального престижа в мотивационной сфере студента, в активном взаимодействии
студентов с различными социальными институтами, в стремлении к поиску смысла
жизни, к новым идеям и прогрессивным преобразованиям [4; 22].
Студенчество, считает Л.
Столяренко, специфической общностью людей, организационно объединенным
институтом высшего образования. По мнению В. Лабунской, студенческий возраст
является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций
человека. В это время происходит овладение полным комплексом социальных ролей
взрослого человека. У студенчества как специфической социальной общности —
особые условия жизни, труда и быта, специфическое социальное поведение и
психология, система ценностей.
В. Лисовский определяет,
что студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности
— обучением, направленным на специальное образование, имеют единые цели и
мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период
существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Определяются отличительные
черты студенчества: характер деятельности (систематическое усвоение и овладение
новыми действиями, новыми знаниями и новыми способами учебной деятельности, самостоятельное
«добывание» знаний; основные социальные роли и принадлежность к большой социальной
группы – молодежи [8; 53].