Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Структурно-уровневая теория творчества

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 Роль и
значение творчества в развитии личности. 5

1.1 Основное
понятие творчества. 5

1.2
Характеристика творчества. 10

1.3
Психология творчества. 14

2 Структурно-уровневая
теория творчества. 25

2.1
Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева  25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

  

Введение:

 

Проблема творчества стала
в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Этой
проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские
психологи. Но феномен творчества долгое время ускользал от точного
психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не
укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной
целью.

Творчество далеко не
новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и
вызывало стремление создать «теорию творчества».

На рубеже XIX — XX
столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о
творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».

Ситуация
научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия,
открывающие новый этап развития исследований творчества: индивиду приходится самому
искать ответы на новые вопросы, к которым не применимы старые подходы; НТР
порождает новые виды искусства, делает произведения искусства доступнее для
людей.

Одно из самых
распространенных определений творчества – определение по продукту или результату.
Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового.
Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного
творчества, Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода
определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что
никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось».

Между тем разработка
научных основ творчества, разработка методов стимулирования творческого
процесса, преподавание основ творчества, создание благоприятных рамочных
условий для творчества в научных, творческих и инженерно-технологических
организациях, в компаниях и вузах стать насущной необходимостью.

Ускорение
научно-технического прогресса экстенсивными методами — сегодняшние цели не
могут быть достигнуты за счет увеличения численности научных сотрудников и
научно-вспомогательного персонала. Для ускорения процесса получения новых
знаний и создания высокоэффективных технологий на основе изобретений необходимо
иметь средства активизации творческого мышления. Особенность этих средств
связана с тем, что «логика научного открытия (изобретения) далека от формальной
логики и обстоятельства, сопровождающие прорыв на более высокий уровень
познания, не всегда соответствуют смыслу момента». И в течение Рабочего
времени, но, кажется, в самой неподходящей обстановке, и малейшего толчка извне
иногда бывает достаточно, чтобы скрасить сумерки ожидания яркой вспышкой
мгновенного прозрения и разбросанными осколками таинственной мозаичной рамы».

Изучение эвристических приемов
и методов активизации творческого мышления приближает момент «просветления», а
также развивает творческие способности личности [7, с.67].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема творчества стала
в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Этой
проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские
психологи.

Творчество – это
способность создавать то, что никогда ранее не было известно, не встречалось и
не наблюдалось. Психология творчества – раздел психологии, изучающий творческую
деятельность, созидание человеком нового, оригинального в различных сферах
деятельности, прежде всего: в науке, технике, искусстве, а также в обыденной
жизни, быту; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.

Структурно-уровневая
модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая
умственное развитие детей и решение задач взрослыми, следует, что результаты
опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического
интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер.

Внешние границы этих сфер
можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким
пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго
интуитивного мышления животных).

Сверху – логическое (за
ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров).

Критерием творческого
акта является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на
высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства
удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Роль и значение творчества в развитии личности

1.1 Основное понятие творчества Творчество — это процесс
создания человеком или группой людей качественно новых уникальных ценностей.
Результатом творчества может быть как материальный предмет (картина,
изобретение или книга), так и нематериальный объект (новаторская идея в
определенной области знаний, музыкальное произведение или научная теория).
Способности к творческой деятельности имеются у каждого человека, но
большинство людей очень редко их используют и развивают в повседневной жизни.

Творчество в английском
языке обозначается термином creativity. В русском же языке созвучное понятие
«креативность» является синонимом словосочетания «творческие способности»,
вместо которого в обыденной речи широко используется термин «смекалка». Хорошо
развитые творческие способности помогают людям находить нестандартные решения
всевозможных проблем, выход из разных ситуаций и добиваться поставленных целей.

Н. Идея творчества — это
единственный вид деятельности, который делает человека человеком. По мнению
В.Т. Кудрявцева, "со времен Аристотеля сущность души, психики, сознания
человека связана с его способностью ориентироваться и свободно действовать в
неопределенных ситуациях, что включает поиск и построение таких курсов
действий, которые соответствуют логике будущего, т.е. с особой
универсально-творческой деятельностью человека". Однако, продолжает Т.В.
Кудрявцев, "общепринятые — на уровне объяснений! — сформулированные
диалектической философией положения о творческом характере человеческой
деятельности и о том, что человеческое сознание не только отражает объективный
мир, но и творит его, не распространяются на определение предмета психологии.
Психология творчества, которая в связи с этими утверждениями должна приобрести
статус методологически составной теории в психологии, продолжает существовать
как частная область психологии. Но даже как отдельная отрасль психологии
творческая деятельность изучена относительно мало.

Движущей силой
человечества являются творческие люди. Выявление таких личностей является
актуальной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества.

Несмотря на
многочисленные исследования в области психологии творчества, не существует
целостной концепции творчества, отвечающей требованиям философской,
искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Отсутствуют вопросы
об источниках и детерминантах творчества, о взаимосвязи личности и творчества,
нет единой концепции творческого потенциала личности и условий творческой
самореализации.

Принципиальные
расхождения в определениях творчества ставят вопрос о том, является ли творчество
самостоятельным процессом или характеризует совокупность или определенный ход
других процессов, возможны ли законы, позволяющие описать творчество.

Психологи из Германии и
из-за рубежа уже давно занимаются проблемой креативности. Однако пик исследований
этой проблемы пришелся на первую треть XX века. Достаточно перечислить авторов,
опубликовавших свои работы в этот период. Это Е. Рибо и А. Пуанкаре за рубежом,
Д.Н. Овсянико-Куликовский, Б.А. Лезин, П.К. Энгельмейер, А.М. Евлахов, И.А.
Затуленев, П.И. Вальден, А.М. Блох, И.И. Лапшин, В.Л. Омелянский, А.Г.
Горнфельд, S.O. Грузенберг, В. Я. Курбатов, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, В.М.
Бехтерев, П.И. Карпов, Г.И. Маркелов, А.П. Нечаев, П.М. Якобсон, В.П. Полонский
— в нашей стране. Проблему творчества осознал также физиолог В. В. Савич,
который рассматривал творчество как образование новых условных рефлексов с
помощью ранее образованных связей, а вопрос об одаренности как высшем
проявлении творчества — В. Освальд.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы