Курсовая теория на тему Структура внутриэкономической безопасности страны, ее основные составляющие.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5
1.1. Сущность и объекты внутриэкономической безопасности как основы экономической безопасности 5
1.2.Элементы экономической безопасности страны 10
1.3.Структура концепции безопасности РФ 16
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ 19
2.1. Методология оценки внутриэкономической безопасности РФ 19
2.2.Анализ концепции экономической безопасности РФ 25
2.3. Практика обеспечения экономической безопасности в зарубежных странах 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Экономическая безопасность рассматривалась в контексте национальной безопасности. Главными ее характеристиками выступали равновесие и устойчивость экономики. Достигать этого состояния экономики удалось с помощью административных изменений. Самым главным инструментом выступал план социально-экономического развития. Наибольшее внимание уделялось проблемам укрепления внутренней экономической безопасности.
Важность изучения теоретических основ и разработка прикладных рекомендаций по укреплению внутренней экономической безопасности в РФ обусловлена приостановкой темпов развития малого и среднего бизнеса, снижением уровня деловой активности населения, что не позволяет улучшить основные показатели развития предпринимательства, достичь уровня развитых государств, обеспечить надлежащий и равный доступ каждого гражданина к предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, стоит отметить, что в экономически развитых странах мира уделяется больше внимания вопросам разработки теоретико-прикладных основ развития предпринимательства, формированию благоприятного экономико-правовой среды для ведения предпринимательской деятельности.
В свою очередь, вопросы, касающиеся обеспечения непосредственно внутренней экономической безопасности, актуальные в странах, которые в корне меняют систему государственного устройства и / или находятся в кризисном состоянии.
В современных условиях система внутриэкономической безопасности как базовая составляющая экономической безопасности в целом, является крайне важной. Это обусловлено усилением процессов глобализации, ослаблением государственного контроля за функционированием денежно-кредитных отношений и, учитывая это – необходимостью отстаивания национального финансового суверенитета, либерализацией внешнеэкономических связей, усилением международной мобильности капитала и влияния валютной сферы на развитие национальной экономики в каждой отдельной стране.
Обеспечение внутренней экономической безопасности особенно актуально для России, как для страны, в которой система экономика не всегда устойчива. В связи с этим выбранная для разработки тема актуальна.
Цель курсовой работы заключается в изучении структуры внутриэкономической безопасности страны и ее основных составляющих.
Для раскрытия темы в работе были поставлены такие задачи:
изучить теоретические основы экономической безопасности;
рассмотреть сущность и объекты внутриэкономической безопасности как основы экономической безопасности;
изучить элементы экономической безопасности страны ;
рассмотреть труктуру концепции безопасности РФ;
дать характеристику внутренней экономической безопасности в РФ;
проанализировать методологию оценки внутриэкономической безопасности РФ;
провести анализ концепции экономической безопасности РФ ;
проанализировать практику обеспечения экономической безопасности в зарубежных странах.
Объектом исследования курсовой работы являются внутриэкономическая безопасность.
Предметом исследования является изучение особенностей системы внутренней экономической безопасности в РФ.
Заключение:
Обеспечение внутренней экономической безопасности является гарантией независимости и целостности страны, устойчивости социально-экономической ситуации, условием стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. Поэтому обеспечение экономической безопасности относится к важнейшим национальным приоритетам большинства стран мира.
Обобщение зарубежного опыта показывает, что обеспечение внутренней экономической безопасности в масштабах национальной экономики существенно влияет на международный авторитет страны. В связи с этим применение положительного опыта зарубежных стран по обеспечению экономической безопасности должна стать одним из важнейших направлений в стратегии долгосрочной перспективы развития российской национальной экономики.
Таким образом, одной из задач совершенствования системы мониторинга состояния экономической безопасности, наряду с внедрением систем их оценки, являются вопросы сбора, обработки и анализа соответствующей информации.
В большинстве моделей, сущность оценки уровня внутренней экономической безопасности сводится к определению определенной системы показателей и индикаторов безопасности. При этом оценка состояния экономики и других сфер жизнедеятельности человека, общества и выполняются с позиции развития процессов и в рамках индикативного анализа. Сопоставление таких показателей с их предельными значениями дает возможность получить общую картину и акцентировать внимание на оперативном вмешательстве в случае необходимости.
Система управления экономической безопасностью, как любая система управления социально-экономическим процессом, начинается в целях, стратегии (путей достижения) и задач и включает две подсистемы:
управляющая (субъект управления);
управляемый (объект управления).
Важность разработки прикладных рекомендаций по укреплению внутренней экономической безопасности в РФ обусловлена нестабильностью экономической ситуации в стране, снижением уровня деловой активности населения, что не позволяет улучшить основные показатели развития предпринимательства.
Итак, основная задача Российской Федерации в контексте обеспечения внутриэкономической безопасности государства – это создание экономической и правовой среды, а также институциональной инфраструктуры, которые бы стимулировали наиболее жизнеспособные предприятия, инвестиционные процессы. Основная цель экономической безопасности связана с реализацией задачам экономической политики и представляет собой поддержание стабильного курса национальной валюты, стабильности цен, а также сдерживание инфляции.
С вступлением в силу в 2017 году Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года возник вопрос о необходимости улучшения подходов к укреплению экономической безопасности среди российских субъектов. Для обеспечения бесперебойной работы системы региональной экономической безопасности в РФ необходима реализация ряда мер на государственно уровне, которые были бы направлены на поддержку развития территорий, в том числе посредством формирования особых режимов ведения хозяйства.
Эта задача актуальна для современного этапа развития и функционирования регионов Российской Федерации, и поиск путей для ее решения должен осуществляться за счет адаптации региональных экономик, а также за счет гарантий их экономической безопасности и устойчивости к внешним угрозам, вызовам и рискам.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Сущность и объекты внутриэкономической безопасности как основы экономической безопасности
В экономической науке и практике пока не существует единого мнения по поводу определения категории экономической безопасности. Впервые термин «экономическая безопасность» был применен Ф. Рузвельтом в программах выхода из Великой депрессии 1933-1937 гг. Но надо отметить, что примерно в тот же период эта категория была составляющей программ социально-экономических преобразований демократической партии США.
Примечательно, что именно в период экономического спада актуализировался вопрос обеспечения экономической безопасности страны. Ф. Рузвельт разработал свою знаменитую программу «Новый курс», которая постепенно совершенствовалась из года в год .
Экономическая безопасность рассматривалась в контексте национальной безопасности. Главными ее характеристиками выступали равновесие и устойчивость экономики. Достигать этого состояния экономики удалось с помощью административных изменений. Самым главным инструментом выступал план социально-экономического развития. Наибольшее внимание уделялось проблемам укрепления экономической безопасности.
Уже в 1944 г. Ф. Рузвельт рассматривает экономическую безопасность в контексте существования таких экономических прав, как достойное жилье, хорошее образование, социальная защита, умный доход в обмен на продукцию и достаточный уровень занятости населения .
Официально термин «экономическая безопасность» был признан в 1985 году, когда на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена резолюция о международной экономической безопасности. В этой резолюции было принято, что мир должен содействовать обеспечению международной экономической безопасности для достижения целей социально-экономического развития и прогресса каждой страны и мирового сообщества в целом. На 42-й сессии Генассамблеи ООН принята Концепция международной экономической безопасности
В 1993 г. была принята концепция экономической безопасности РФ. Таким образом, Россия возглавила движение на постсоветском пространстве по решению проблем обеспечения национальной экономической безопасности.
В начале 90-х годов В. Рубанов определяет экономическую безопасность как способность национальной экономики обеспечить благосостояние нации и стабильность внутреннего рынка независимо от действия внешних факторов .
Богомолов В. А. отмечает, что экономическая безопасность — это такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов .
Позже Вечканов Г.С. определяет экономическую безопасность как состояние экономической системы, который позволяет ей развиваться динамично, эффективно, решать социальные задачи и когда государство имеет возможность разрабатывать и внедрять в жизнь независимую экономическую политику. Обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха .
В научном пространстве постоянно продолжались исследования данной категории.
По утверждению Лизиной О.М. национальная экономическая безопасность — это состояние экономики и институтов власти, когда обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничный, социально направленный развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов .
Таким образом, экономическая безопасность — понятие широкое, включающее множество направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности. Под экономической безопасностью понимают такое состояние национальной экономики, который позволяет сохранить устойчивость к внутренним и внешним угрозам и способен удовлетворить потребности личности, семьи, государства .
Экономическая безопасность базируется на экономической независимости, стабильности национальной экономики, способности к экономическому саморазвития, высоком уровне самодостаточности экономики.
В. Б. Голованов в общем представлении экономическую безопасность понимается как состояние страны, в котором народ (через систему государственного управления) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития .
Обобщая все приведенные трактовки сущности экономической безопасности, можно отметить разнообразие определений категории, что свидетельствует о ее сложность, многогранность и разноплановость. Больше всего исследователей склоняются к мнению, что экономическая безопасность представляет собой состояние экономики государства. Эффективность экономики рассматривается диалектически: она одновременно выступает результатом и инструментом достижения социальных целей и общего равновесия.
Большая часть ученых исследователей главным выделяет социальный фактор (жизнедеятельность населения, благосостояние). Достижения желаемого состояния тоже будет возможным, прежде всего, за счет экономических и административных инструментов.
Много специалистов интерпретируют экономическую безопасность как фактор независимости и самостоятельности страны. Некоторые ученые акцентируют внимание на составляющей понятия «безопасность» и раскрывают ее как защищенность жизненных и экономических интересов государства от воздействия внешних факторов. Другие выдвигают на первый план эффективность государственной власти, производственной подсистемы.
Основными структурными составляющими элементов экономической безопасности выделяют энергетическую, финансовую, социальную, инновационно — технологическую, продовольственную, внутри экономическую, внешнеэкономическую, демографическую и экологическую безопасность.
Кроме того, разделяют внешнеэкономическую безопасность и внутренние составляющие экономической безопасности, среди которых рассматривались:
сырьевая и ресурсная;
энергетическая;
финансовая;
военно-экономическая;
информационная;
технологическая;
продовольственная;
социальная;
демографическая;
экологическая безопасность;
теневая экономика .
В целом состояние экономической безопасности государства характеризует общий уровень развития экономики страны;
наличие и уровень угроз государству, обществу и личности;
эффективность экономической политики государства и государственного регулирования экономики;
полноту реализации функции государства.
Основными объектами экономической безопасности является государство, общество, личность. Основными субъектами экономической безопасности также является государство, в лице уполномоченных государственных институтов, общественные организации, отдельные граждане, органы местного самоуправления . В зависимости от обстоятельств объекты экономической безопасности будут выступать субъектами, или наоборот.
Отметим, что объекты экономической безопасности могут быть в двух защищенном и незащищенном состоянии. С целью обеспечения защищенности объектов экономической безопасности государство, с помощью законодательной, исполнительной и судебной ветви власти, создает и поддерживает систему правовых норм, определяет ключевые векторы деятельности государственных органов в этих вопросах, формирует органы обеспечения безопасности и механизм контроля их деятельности.
В общем, сущность и стратегия внутренней экономической безопасности не ограничивается проблемами экономического роста на основе конкуренции, развития потребительского и инвестиционного спроса, но включают также проблемы создания рынка ценных бумаг, решения задач оптимизации отношений собственности и менеджмента, а также гибкого государственного регулирования рыночной экономики.
Итак, анализ экономических процессов, различных точек зрения исследователей на сущность экономической безопасности как экономической категории, позволяет нам выявить следующее: сущность экономической безопасности заключается в обеспечении стабильности, независимости и развития экономики страны, с помощью экономических механизмов.
Важность изучения теоретических основ и разработка прикладных рекомендаций по укреплению экономической безопасности в РФ обусловлена приостановкой темпов развития малого и среднего бизнеса, снижением уровня деловой активности населения, что не позволяет улучшить основные показатели развития предпринимательства, достичь уровня развитых государств, обеспечить надлежащий и равный доступ каждого гражданина к предпринимательской деятельности.