Курсовая теория на тему Структура образовательного процесса в ДОО.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты структуры образовательного процесса в ДОО 5
1.1 Структура образовательного учреждения и система его управления 5
1.2 Формы и виды контроля в управлении ДОО 6
Глава 2.Образовательный процес в ДОО 8
2.1 Характеристика ДОО 8
2.2 Структура органов управления ДОО 10
2.3 Инновационный подход и особенности в управлении дошкольным учебным заведением 14
Заключение 24
Список литературы 27
Введение:
Актуальность темы. Многие думают, что дошкольное образование – первая ступенька системы образования, и это если не маленькая школа, то место, где к ней готовят.
Но жизнь дошкольника – это не подготовка к школе, а уже жизнь, полноценная и очень значимое, но только при условии, что развитие ребенка планируется и осуществляется с учетом его потребностей и возможностей.
А легко ли быть лидером в образовательном учреждении? Педагогического образования для руководителя мало. Жизнь заставляет учиться и превращаться в психолога, юриста, менеджера, дизайнера. Заведующий детским садом не имеет права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность, а имеет право только на мудрость, гибкость, высокий профессионализм, высокую работоспособность, ответственность за осуществление образовательно-воспитательного процесса в учреждении и, конечно же, за повышение качества результатов работы педагогического коллектива. Руководитель должен оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию, гибко перестраиваться на все требования жизни.
Роль руководителя в образовании – понять, поставить перед собой задачу развития и совершенствования той системы заведующим которой он является.
Современная образовательная ситуация в России характеризуется противопоставлением требований к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют.
Все более актуальной становится проблема комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интеллектуального уровня, способных взять на себя мотивационную, ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в дошкольном учебном заведении, то есть проще говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольного учреждения должна отвечать всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками. Поэтому актуальностью данной работы является изучение состояния организации управления дошкольным учебным заведением.
В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего дошкольного учебного заведения, как социальной единицы, то есть управлять по результатам качеством образовательного процесса.
Важной задачей обновления содержания и качества дошкольного образования является ее перевод в режим инновационного развития, трансформирование научных идей, современных инновационных технологий в практику, обеспечение инновационной деятельности и инновационный подход в управлении дошкольным учебным заведением (ДОО). Для эффективного развития дошкольного учебного заведения нужны профессионалы — управленцы, которые бы смогли целенаправленно внедрять инновации в управлении образовательными учреждениями. Такое управление позволяет поддерживать конкурентоспособность нашего дошкольного образования. Над вопросом подходов к управлению образовательными учреждениями работали такие отечественные ученые как: Г. М. Артюх, Л. В. Батчен, И. В. Дронова и др. Однако данная проблема требует постоянного детального изучения и анализа.
Цель исследования: изучить структуру образовательного процесса в ДОО.
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: Структура образовательного процесса в ДОО.
Задачи исследования:
1.Изучить структуру образовательного учреждения и систему его управления;
2.Рассмотреть формы и виды контроля в управлении ДОО;
3. Изучить характеристику ДОО;
4.Проанализировать структуру органов управления ДОО;
5. Изучить инновационный подход и особенности в управлении ДОО.
Заключение:
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Развитие процесса управления предполагает совершенствование структуры всей организации учебного заведения и его переход на горизонтальный есть корпоративный принцип управления. Направленность всей системы управления ДОО на конечный результат несет в себе не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей, но и предусматривает качественно новый подход к информационному обеспечения, педагогического анализа, планирования, организации, контроля и регулирования всей деятельности. Подчеркнем, что в нашем исследовании «система» является универсальным методологическим понятием, которое имеет свои функции, структуру, содержание и технологию реализации. Это позволило при разработке и научном обосновании модели учесть глубинные существенные связи рассматриваемых явлений и процессов в управлении ДОО и осуществить системный анализ, который предусматривал декомпозиции проблемы на составные части, учитывая специфику управления ДОО на основе инновационных технологий.
Итак, изучив структуру и структурные компоненты педагогического процесса, мы пришли к следующим выводам, что структуру педагогического процесса образуют содержательно-целевой, организационно-деятельностный, эмоционально-мотивационный, контрольно-оценочный компоненты. Каждый из них характеризуется определенными целями и задачами, что определяет результативность педагогического процесса, и способствует правильной его организации.
В структуре педагогического процесса выделяют противоречия как движущие силы педагогического процесса. Так, Г. М. Коджаспирова считает, что движущими силами педагогического процесса являются противоречия, которые классифицируются на внешние и внутренние.
Перечислим внешние противоречия:
противоречия между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать;
целенаправленность и планомерность образовательного процесса, и неупорядоченное влияние социальной среды;
нарастающий поток информации и ограниченные возможности охватить его в учебно-воспитательном процессе;
обобщенный опыт, представленный в содержании образования и воспитания, и индивидуальный жизненный опыт отдельной личности;
новые воспитательные или образовательные задачи и наличный уровень воспитанности и обученности ребенка;
коллективные формы воспитания и обучения и индивидуальный характер овладения духовными ценностями;
регламентация учебно-воспитательного процесса и собственная активность воспитанника.
Внутренние противоречия — противоречия внутренней сферы личности:
знание личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровень сформированных соответствующих умений и привычек;
сформированный идеал личности и реальное поведение и др [4, с. 63-64].
Таким образом движущими силами в структуре пелагогического процесса являются противоречия. Так, по Г. М. Коджаспировой противоречия классифицируются на внешние и внутренние. К внешним противоречиям относятся: противоречия между внешними воздействиями; целенаправленность и планомерность образовательного процесса; нарастающий поток информации; обобщенный опыт; новые воспитательные или образовательные задачи; коллективные формы воспитания; регламентация учебно-воспитательного процесса. К внутренним противоречиям относятся: знание личностью нравственно-этических норм; сформированный идеал личности воспитанника.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что образовательный процесс является важной частью любого образовательного учреждения, так как правильно организованный педагогический процесс способствует успешному усвоению детьми новых знаний, умений и навыков. С помощью этапов педагогического процесса можно создать среду, в которой происходит активное взаимоотношение воспитаеля и воспитуемых, так как каждый этап них подразумевает определенные цели и задачи воспитания и обучения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты структуры образовательного процесса в ДОО
1.1 Структура образовательного учреждения и система его управления
В аппарат управления ДОО входят:
— заведующий дошкольным образовательным учреждением — осуществляет управление коллективом ДОО;
— заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, который оказывает методическую помощь педагогам в организации непосредственно-образовательной деятельности, по вопросам повышения квалификации и аттестации педагогических работников, ведет контрольно-аналитическую деятельность по мониторингу качества образования и здоровьесбережения детей;
— заместитель заведующего по хозяйственной работе — ведет качественное обеспечение, сохранность, пополнение материально-технической базы в полном соответствии с целями и задачами ДОО и требованиями ФГС ДО;
— заместитель заведующего по безопасности — уполномоченное лицо, отвечающее за безопасность воспитанников, сотрудников, отслеживает выполнение всеми работниками учреждения требований охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, мероприятий антитеррористической безопасности;
— старшая медицинская сестра — отвечает за организацию деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Основными формами координации деятельности аппарата управления являются [17,c.90]:
— Общее собрание трудового коллектива ДОО;
— Педагогический совет;
— Родительский комитет;
— Совет ДОО;
— Общее родительское собрание.
В плане структурированного или модернизированного ДОО – создать в ДОО Попечительский совет или Управляющий совет (по итогам голосования)
Структура управления в ДОО состоит из 4-х уровней управления:
— руководитель учреждения — 1 уровень,
— заместители руководителя, общественное управление — 2 уровень,
— сотрудники ДОО — 3 уровень,
— родители (законные представители) воспитанников — 4 уровень,
Все функции управления – прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, коррекция и стимулирование направлены на достижение максимального результата [10,c.77].
Главные принципы управления коллективом – демократичность, уважение, поддержка, понимание друг друга.