Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Структура и виды политической системы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Политическая система: теоретические основы.. 6

1.1. Понятие политической системы.. 6

1.2. Классификация политических систем. 8

2. Содержание политической системы.. 10

2.1. Понятие, значение и признаки политических партий как
составляющей политической системы.. 10

2.2. Совершенствование правового положения политических
партий  в Российской Федерации с учетом
зарубежного опыта партийного строительства. 17

2.3. Политическая идеология. 21

Заключение. 24

Список использованной литературы.. 30

  

Введение:

 

Актуальность темы.
Сегодня интенсивно развивающиеся общественные процессы нуждаются в создании
новых политических средств, которые позволили бы оперативно влиять на динамику отношений,
содержащихся в политической системе. Одним из решающих факторов, способных
обеспечить вышеназванную задачу, является модернизация. Результатом проводимых
модернизационных преобразований должно стать новое качество политической
системы Российской Федерации[1].

Демократические
преобразования, заложенные Конституцией Российской Федерации 1993 года,
определили основные параметры нынешней политической системы страны. Однако
окончательного перехода к заявленной модели пока не произошло. Россия находится
в ситуации, при которой имеет место как «моноцентризм» власти, так и уже
запущенные, необратимо действующие механизмы демократизации политико-властной
системы, разделения властей, формирования гражданского общества, политического
плюрализма.

Основную
роль среди собственно политических, а также и среди всех остальных структурных
элементов политической системы общества, несомненно, играет государство. Оно –
главный источник и олицетворение политической власти. Успех и результаты
политической системы зависят от выбора пути, который обеспечил бы ей опору в
гражданском обществе. Поэтому одной из актуальных проблем является формирование
и применение надежных механизмов социальной обратной связи, подчинение
государства контролю гражданского общества, демократизация политической жизни.
Надо более четко определить место и роль государства в политической системе.
Необходимо улучшить деятельность государства по укреплению законности в сфере
политических отношений. В первую очередь надо устранить негативное влияние нелегальных
преступных сообществ на политико-правовой климат России. Следует активнее
бороться с правонарушениями, которые совершают государственные служащие.
Продолжить совершенствовать российское законодательство, закрепляющее правовой
статус компонентов политической системы страны.

Целью
данной курсовой работы является изучение структуры и видов политической системы.

Исходя
из заявленной цели были поставлены следующие задачи:


рассмотреть понятие политической системы;


изучить классификацию политических систем;


охарактеризовать понятие, значение и признаки политических партий как
составляющей политической системы;


выявить аспекты совершенствования правового положения политических партий  в Российской Федерации с учетом зарубежного
опыта партийного строительства;


дать характеристику политической идеологии.

Объект исследования
выступают нормативно-правовые акты, регулирующие регистрацию и деятельность политической
системы, а именно, Конституция Российской Федерации, федеральные законы
Российской Федерации, административные регламенты и прочие документы.

Предмет  исследования.
Предметов изучения в данной курсовой является реальная деятельность политической
системы.

Методологическая основа.
Цели и задании при написании данной курсовой работы были достигнуты благодаря
частным и общим методам.  Основу данной
курсовой работы составляют общенаучные методы познания.

Теоретическая база исследования.
При написании данной курсовой работы использовались как нормативно-правовые
акты, такие как Конституция Российской Федерации, федеральный закон Российской
Федерации «О политических партиях», так и научная литература, учебные издания,
периодические журналы. Также  при
написании данной работы были использованы интернет-ресурсы.

Структура работы.
Данная курсовая работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность
выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и пяти параграфов, в которых
раскрывается сущность рассматриваемого  в
данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка
использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных
при написании данной курсовой работы. [1] Зимин В.А.
Политические модернизационные процессы в Российской Федерации // Исторические,
философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2012. № 12
(26). Ч. 2. С. 74-79.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Модернизация
политической системы в России сможет принести фактические результаты только при
условии нарастающей демократизации политической системы: например, с одной
стороны, формирование обособленной политической элиты – реформаторской,
политически ответственной и со взглядами на будущее развитие страны, приход в
государственную политику новых лидеров с передовыми идеями, а с другой –
активизация гражданского общества и его взаимодействие с властью с целью
проведения перемен.

Характер,
масштаб и глубина уровня демократизации и модернизации в стране зависят от
большого числа факторов: от качества существующего политического класса, а
также понимания им определенных государственных интересов, его возможности и
готовности к сотрудничеству с гражданским обществом, наличия определённой
политической воли, также и от качества современного гражданского общества, его
системности, активности и силы влияния на властные структуры.

Развитым
демократический процесс можно назвать тогда, когда ценности демократии
становятся бесспорно доминирующими в менталитете населения страны, а власть
становится все более открытой общественному мнению, формируется правовое
государство, происходит ограничение властных структур, гражданское общество
достигает уровня развитого института, рождающее культуру демократии. Таким
образом демократия формирует существенное количество общественных инициатив,
возможностей их реализации и вариантов альтернативного развития государства.

Выборы
2016 года в Госдуму России, выборы Президента РФ в 2018 году и массовые
мероприятия граждан показывают ряд существующих проблем актуального состояния
российской политической системы, гражданского общества и демократии. Итоги этих
выборов являются отражением современного уровня развития российского
государства, действующей избирательной системы, политической элиты, гражданских
и демократических институтов.

Изменения
в процедуре выборов и многие другие факторы коснулись граждан России, они стали
в определённой степени более внимательно и вдумчиво выбирать из числа
представленных партий и кандидатов. Направление в рамках электорального
процесса является в целом позитивным, что свидетельствует о том, что Россия
делает шаги в правильном направлении по пути политических трансформаций.

В
дальнейшем развитии выборы в ситуации стабильности медленно и проблемно будут
приближаться к демократическим стандартам.

Постепенно
начинают появляться и развиваться новые идеи, партии, лидеры. Какие-то из них
не выдерживают конкуренции, другие же получают развитие и занимают позиции во
власти. Реальная политическая борьба будет и дальше развиваться не только на
федеральном, но и на региональном и муниципальном уровне: за представительные и
исполнительные органы власти, за посты губернаторов и мэров.

Однако
несомненным доказательством ещё только формирующейся на данный исторический
момент политических перемен в электоральном процессе является все еще неполная
реализация принципа свободных, равных и справедливых выборов в Российской
Федерации. Например, на данный момент, некоторая часть общества считает
современные выборы легитимными, а другая – не признает их легитимности.
Происходит в какой-то степени разделение общества на основе разного отношения к
итогам выборов. Из чего возникает проблема легитимности власти как реальный
фактор общественного сознания. Значительное влияние на формирование
политических взглядов личности, на становление ее в качестве субъекта
политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат серьезные
предпосылки того, формируются ли у личности демократические убеждения и
ориентации, или она будет отдавать предпочтение авторитарным и другим
недемократическим идеям и практике. На наш взгляд, российскому государству
совместно со средствами массовой информации необходимо продолжить формирование
политической и гражданской культуры граждан, которая позволила бы нашему
обществу выйти на новый уровень развития и помогла укоренению демократических
ценностей, стать центром общественного и гражданского согласия.

Выступления
граждан в 2011–2018 годах по разным вопросам указывают на еще одно существующее
явление в политическом процессе Российской Федерации – о решающей роли
гражданского общества в современных политических трансформациях. Настоящая
политическая практика указывает на то, что импульсы к активизации развития
политического процесса и проведению необходимой политической модернизации в
России на данный момент времени задается не властью, а структурами гражданского
общества, при этом не в организационно-институционализированных формах (не
через органы власти, а с помощью проведения мероприятий).

Это
указывает на недостаточный уровень развития российской политической системы,
неэффективность взаимодействия властных структур с общественностью,
определённый консерватизм и некоторая застойность политической элиты.

Не
менее очевидным является то, что в России не сформировалась эффективная
партийная система, которая была бы способна в полном объёме отражать интересы
всех социальных групп в обществе и институтах власти.

События
последнего года также затронули проблему политических партий как института
гражданского общества. Выяснилось, что в стране не все партии способны в полной
мере выполнять свои первостепенные политические функции: лоббирование интересов
общества и доведение их до органов власти, формирование определённой
политической элиты и выделение лучших в органы власти, проведение контроля за
властью через парламент, а также проведение работы с гражданским обществом и т.
д. Становится явным, что общественность самоорганизуется и продвигает свои
интересы сама по себе, редко прибегая к помощи партии, а партии не представляют
для них авторитета.

Для
фактических преобразований, постепенного движения вперед модернизации общества
необходима стабильность, которая не исключает, а предполагает в себе
политическую креативность, стремление к переменам, устремленность в будущее.
Это может быть реализовано только лишь в открытой политической системе, в
которой стабильность означает, прежде всего, стабильное развитие политического
режима, его открытость к изменениям и гибкость к современным реалиям.

Необходимо
продолжить дальнейшее реальное разделение властей, реальную политическую
конкуренцию, правовые и институциональные гарантии деятельности оппозиции,
партийность власти, независимость суда и СМИ, демократизацию власти, реальное
следование принципам правового государства, сформировать оптимальную модель
федерализма. К тому же нуждается в повышении качества и эффективности
государственное управление. Чрезмерная же централизация властных полномочий и
коррумпированность чиновников делает власть хрупкой и может привести ее к
кризису, что обуславливает задачу совершенствования в этом направлении.

Примечательно,
что в Европе ведущей темой политической повестки является не централизация
власти, которая, по мнению европейцев, снижает эффективность госаппарата, а,
напротив, децентрализация, регионализация и местное самоуправление[1].

Важное
направление совершенствования российской политической системы – это
формирование системы открытой динамической политической стабильности, системы
гибкой, восприимчивой к изменениям и, следовательно, развивающейся.

Сейчас
можно говорить о системе политической стабильности смешанного, переходного
типа. Здесь соединяются элементы как автономной, так и мобилизационной
политико-властной стабильности. Это означает сочетание главенствующих интересов
государства, правящей элиты, берущей ответственность за формулировку интересов
общества с демократическим согласованием максимально большого числа интересов.
В этом отношении задача политической модернизации заключается в создании такой
политической системы, которая поддерживала бы стабильное развитие и
динамическое равновесие между интересами всех политических групп.

Отсюда
возникает следующая задача модернизации политической системы современной России
– это выстраивание таких политико-властных отношений, основой которых послужат
три элемента единого целого: гражданское общество, политические партии и
государственная власть, где «базовый элемент» – общество, «производящее» партии
и власть. Сейчас такая «система сообщающихся сосудов» еще не сформирована, есть
лишь крепнущие элементы, существующие во многом сами по себе. Власть пытается
не только «сверху» отстраивать и выстраивать сама себя, но и подстраивать под
себя партии и институты гражданского общества. Партии пока не являются
естественным порождением общества, не транслируют в должной мере волю общества
во власть, не инициируют государственные решения и слабо влияют на
государственную политику. Все это свидетельствует о недостроенности и
неукорененности по настоящему современной и демократической политической
системы в российском обществе.

Современное
состояние российской государственности требует еще один уместный в данном
случае запрос политической модернизации – обновить современную модель
федеративного государства. На сегодняшний день в стране насчитывается 85
субъектов федерации. Все из них имеют свою историю, ресурсы, свои возможности
для проведения экономических и социокультурных перемен. В настоящий момент времени
федерализм, который бы обеспечивал самостоятельность и ответственность
регионов, пока не сформирован до конца. На это влияет и отсутствие концепции
современного российского федерализма.

Структурная
перестройка экономики России и субъектов РФ не возможна без эффективного
развития кадрового потенциала, научной проработки методов кадрового обеспечения
территориальных структур. В стране формируются новые системы территориального
управления и местного самоуправления, которые в наибольшей мере ориентированы на
реальный и устойчивый рост уровня и жизни жителей России[2].

Эффективность
функционирования политической системы Российской Федерации зависит от полноты
реализации ее функций, а они в свою очередь, способны развиваться,
воспроизводиться, расширяться, а также терять свое значение. Перемены в
политической системе не закончатся, этот процесс будет идти. «В этой связи
задачи и принципы модернизации не должны восприниматься как очередная компания,
как рывок под воздействием импульса сверху. Они должны позиционироваться и
получать политико-правовое оформление как основной стиль политического
управления, суть которого состоит в выявлении накопившихся проблем и
предложении адекватных способов их решения. Данная адекватность возможна при
наличии реальной, а не имитационной конкурентной политической среды, при
наличии реальных каналов обратной связи во взаимоотношениях власти и общества,
при наличии понятных большинству граждан правил и механизмов формирования
органов власти и т. п. политических преобразований»[3]. [1] Фененко Ю.В. Муниципальные
системы зарубежных стран: правовые вопросы социальной безопасности /
МГИМО-Университет. – М., 2014. 401 с. [2] Зимин В.А.,
Пастухова Л.Ш. Совершенствование политики по развитию кадрового потенциала
органов государственной власти : монография. – Самара : АНО «Издательство
Самарского научного центра Российской академии наук», 2015. 116 с [3] Вилков А.А.
Аграрный вопрос как фактор политической модернизации России // Реформы 1861 г.
и современность: 150 лет со дня отмены крепостного права в России. – Саратов:
Саратовский источник, 2016.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Политическая система: теоретические основы 1.1. Понятие политической системы Политическая
система общества – это сложная многогранная система отношений государственных и
негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические
функции по защите интересов определенных социальных групп, возможной их
гармонизации. Американский политолог Р. Даль считает, что политическую систему
можно определить как любой устойчивый тип человеческих отношений, который
включает в себя в качестве главных компонентов власть, руководство или
авторитет.

Современные
интерпретации политической системы отличаются разнообразием концепций: одни
рассматривают политическую систему как комплекс идей, лежащих в основе
политики, другие – как систему взаимодействий, третьи – как совокупность
определенных элементов и т.п. Всем этим определениям присуще стремление к
универсальному истолкованию политической жизни, устраняющее ее зависимость от
истории, социальной ситуации, выявляющей общие черты, характерные для любой
политической системы.

Так,
профессор Артыкбаев М.Т. считает, что политическая система общества – это
целостная упорядоченная совокупность политических институтов, политических
ролей отношений, процессов, принципов политической организации общества,
подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических,
культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима
конкретного общества.

Как
видно, политическая система общества имеет более или менее однородную структуру
(различия заключаются в содержании ее составляющих элементов). Эта структура
включает прежде всего совокупность; во-первых, политических институтов
(государства, партии, трудовые коллективы, обусловленные организации)
выполняющих политические функции; во-вторых, все эти политические институты
осуществляют политическую власть, при этом ядром политической организации
является государство со всеми его составляющими частями: законодательной,
исполнительной и судебной властью, вооруженными силами, органами разведки,
внутренних дел, прокуратуры и т.д.

Характеризуя
политическую систему общества, следует иметь ввиду наличие его государственных
институтов – это наличие партий, групп интересов (типа профсоюзов) и социальных
движений (гражданских инициатив, феминистского, зеленого, Ассамблеи народов и
т.д.). Наряду с деятельностью государства воспринимается в демократических
обществах как естественная и неотъемлемая составляющая мира политики в целом.

Общее
и особенное различных видов негосударственных объединений позволяет установить
исходный смысл базового понятия группа интересов.

Таким
образом, общеродовое понятие политической группы (или группового объединения)
обозначает негосударственные социально-политические институты, обладающие
общностью интересов и коллективных целей, некоей организационной структурой и
ведущие совместную политическую деятельность. В типологии негосударственных
институтов, в политической литературе классифицируют по двум разрядам:
политические партии и группы давления (интересов), которые в свою очередь,
подразделяются на групповые объединения аграриев, рабочих, бизнесменов и т.д.
Критерием деления выступил такой факт, как официальная и публичная борьба за
контроль над государственной властью, в ходе которой партии участвуют в
выборном процессе непосредственно, а группы давления пытаются косвенно, внутри
оказать на них влияние по отдельным вопросам.

Исходя
из такого теоретического анализа, следует исходить из того, что партии это как
политический институт. Со времен Аристотеля и до XVII в партиях тогда их
называли факциями – видели «политические тела», сравнимые с таковым организмом,
где каждый орган отвечает за определенную функцию, а весь организм един в своих
устремлениях. Одним из самых общих определений особенности политических партий
могло быть следующее: это официально институлизированная и функционально
специализированная организация, борющаяся за контроль над механизмами
государственной власти и управления.

В
понятие «политическая система общества» входят также политическая власть,
политические отношения, политическая культура, политическое сознание,
политическая психология, политические принципы и нормы, политическая идеология
и т.д. 1.2. Классификация политических систем Интересное,
хотя и небесспорное, направление в области классификации политических систем
тоже связано с работами Алмонда. Он различает их по типу политической культуры
и разделению политических ролей между участниками политического процесса,
выделяя четыре таких типа.

Для
англо-американской политической системы характерна высокая степень разделения
ролей и функций между участниками политического процесса – государством,
партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между
различными звеньями политической системы. Она функционирует на базе однородной
культуры, ориентированной на защиту либеральных ценностей (свободы,
безопасности, собственности и т.д.), которые общепризнанны гражданами.

Европейско-континентальная
система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической
культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций,
идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии.
Распределение ролей и функций в такой системе происходит не в масштабах
общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных
субкультур не мешает находить согласие в обществе, поскольку имеется единая
культурная основа – либеральные ценности.

Доиндустриальные
и частично индустриальные системы имеют смешанную политическую культуру. Она
состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности
клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая
к насилию, здесь почти невозможно. Интеграция общества с помощью насилия обычно
приводит к концентрации власти у узкого круга лиц.

Тоталитарные
политические системы функционируют на основе приоритета классовых,
национальных, религиозных ценностей. Власть в них захвачена монопольно правящей
партией или группой людей и контролирует все стороны жизнедеятельности общества
и отдельного человека.

Главный
недостаток, за который многие ученые критикуют вышеизложенный широкий
социокультурный подход к типологии политических систем, – убеждение его
создателей, что все типы систем могут оцениваться лишь в их соотнесении с
западными. С одной стороны, функционирование политической системы испытывает
влияние не только социо-экономических, социокультурных, но и географических факторов.
Характер границ и масштабы территории, запасы природных ресурсов и количество
земли, пригодной для аграрных целей, климат и масса населения – все это влияет
на особенности политической системы. Верно и противоположное. Универсальные
принципы организации, которые могут быть представлены современной сравнительной
и ретроспективной политологией, помогают усмотреть общую логику в соединении
различных, на первый взгляд взаимоисключающих, политических моделей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы