Курсовая теория на тему Структура и функции социологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Социология как наука 5
1.1. Зарождение и развитие социологии 5
1.2. Понятие и функции социологии 9
Глава 2. Компоненты и структурные элементы социологии 14
2.1. Общая характеристика структуры социологии 14
2.2. Главные компоненты структуры социологии 18
Заключение 23
Список литературы 25
Введение:
Социология является одной из наиболее молодых наук. Ее возникновение связано с именем ученого Огюста Конта, а время ее становления и развития пришлось на первую половину ХХ века.
Социология как наука играет важную роль в жизни современного общества. В широком смысле слова она занимается систематизацией знаний о жизнеустройстве индивидов и различных проявлений коллективности.
Сложно представить какую-либо сферу жизнедеятельности, в которой не применяются знания и опыт, полученные в процессе социологических исследований. Социология изучает логику общественного развития, социальную действительность и ее изменения, и создает механизмы регулирования общества при помощи разрешения социальных противоречий.
Современная социология изучает различные протекающие в обществе процессы. Данная научная дисциплина имеет несколько ответвлений, охватывающих самые разные социальные аспекты.
Основная задача социологии как науки заключается в обеспечении человечества знаниями об обществе как целостном социальном организме во взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования.
Актуальностью исследования данной темы является, определение структуры социологии, значимость её функций, а также роль социологии, как науки в жизнедеятельности общества, как совокупности социальных связей. В современной социологии существует огромное количество течений, отраслей и научных школ. Каждая из них стремится дать свое определение предмету, роли и проблематике социологии.
Степень научной разработанности проблемы. Научные труды, посвященные исследованию проблем структуры и функций социологии, отражены в работах: О. Конта, Э. Дюркгейма, В. Парето, У. Самнера, Дж. Мида, Л. Смолла, У. Томаса, Ч. Хендерсона и др.
В концепциях отечественных исследователей (Г.В. Осипов, С.А. Кравченко, Ю.Г. Волков, Г.И. Козырёв и др.) продолжает существовать трехуровневая интерпретация социологии, восходящая к Р. Мертону с его знаменитой формулировкой о теориях среднего уровня.
Анализ научных работ, посвященных исследуемой теме, вызывает потребность в более обстоятельном анализе структуры социологии, ее компонентов, функций.
Объект исследования – социология как наука.
Предмет исследования – компоненты и структурные элементы социологии.
Цель работы проанализировать структуру и функции социологии на современном этапе развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить зарождение и развитие социологии.
2. Описать понятие и функции социологии.
3. Дать общую характеристику структуре социологии.
4. Выделить главные компоненты структуры социологии.
Теоретико-методологические основания исследования представлены учебными пособиями, научными работами, касающихся вопросов структуры социологии, ее компонентов, а также ее функций: В.Ф. Горохов, Т.Е. Зерчанинова, Т.Е. Баразгова, Б.А. Исаев, Г.И. Козырёв, В.В. Латышева, С.С. Повтарева, И.Ф. Петров, В.Н. Плаксин и др.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка литературы.
Заключение:
В XVIII-XIX вв. появилась новая наука об обществе – социология, которая стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы.
Социология представляет собой науку, которая изучает общество в его целостности, взаимосвязях; системы, которые его составляют; закономерности его развития и функционирования; социальные институты, отношения, общности.
Объект социологии – это социальные связи, взаимодействие, отношения и способ их организации.
Предмет социологии – общество (социальная реальность) как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, которые вступают во взаимодействие.
К основным функциям социологии относятся:
1. Теоретико-познавательная, или гносеологическая функция предоставляет возможность получения нового социологического знания, уточнять и создавать концепции, теории, социальные связи общества, общий взгляд на социум.
2. Информационная функция позволяет получать социологические знания общественности, широкому кругу населения.
3. Управленческая функция. Задача социологов: объяснить социальные процессы и явления, найти причины их возникновения и пути разрешения проблемных вопросов, предоставить рекомендации для социального управления.
4. Организационная функция. Организация различных социальных групп: в политической сфере, на производстве, на отдыхе, в воинских частях и т.д.
5. Прогностическая функция позволяет прогнозировать будущие события в социальной жизни.
6. Пропагандистская функция позволяет формировать общественные ценности, идеалы, создавать определенные общественные отношения, формировать образы героев общества.
Современную социологию в целом можно разделить на три уровня. На верхнем уровне располагаются общесоциологические теории и знания. Средний уровень содержит отраслевые теории: культурную, политическую, правовую, экономическую социологию и другие. Здесь же находятся специальные теории (личности, молодежи, семьи и т.д.). Нижний же содержит конкретные научные исследования в области социологии.
Современная социология также подразделяется на микро- и макросоциологию в зависимости от того, на каком уровне изучается общество. Микроуровень составляют малые социальные системы и взаимодействия, а макроуровень — глобальные системы и процессы в рамках единого общества.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время представления о структуре социологии меняются, как и сама наука, эволюционируют, поэтому многие исследователи выделяют также социальную философию, теоретическую социологию, конкретно-социологические дисциплины, практическую и прикладную социологию.
Призвание социологии состоит в формировании современной, научно обоснованной картины существующей реальности, являющейся результатом действия определенных властных персонифицированных структур. Данные структуры обязаны отвечать перед народом за социальные и экономические последствия своих действий.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи выполненными.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Социология как наука
1.1. Зарождение и развитие социологии
Социологические знания возникли еще в глубокой древности, но как самостоятельная научная дисциплина социология оформилась только в середине XIX века.
Термин «социология» в своей основе имеет два слова:
— латинское «societas» – «общество»;
— греческое «logos» – «слово», «учение» .
Впервые термин был использован в 1839 году французским ученым Огюстом Контом в его «Курсе позитивной философии». Конт полагал, что развитие общества подчиняется естественным фундаментальным законам, которые могут быть предметом научного изучения. Социологию он воспринимал как «социальную физику».
Еще до Конта основы социологических знаний развивались в трудах французских просветителей. Так, Клод Анри де Сен-Симон впервые высказал мысль о том, что наука о человеке должна носить позитивный характер, основываться на наблюдениях, а не спекулятивных рассуждениях .
В XIX веке западное общество оказалось перед новыми вызовами. Происходили следующие процессы:
— разрабатывались технологические новшества – они сокращали расстояние между людьми, улучшали качество жизни, но в то же время ставили под угрозу существование человеческого общества за счет изобретения новейших вид оружия, а также отчуждали человека от результатов его труда;
— интенсивными темпами развивались капиталистические отношения;
— происходила массовая урбанизация – рост числа городов и увеличение количества городского населения;
— продолжались географические открытия, расширявшие картину мира и открывавшие новые перспективы развития;
— углублялось социальное расслоение общества, вызывавшее серьезные социальные потрясения;
— появлялись новые социальные учения, требовавшие осмысления возможности их применения на практике .
Возник запрос на появление новой науки, которая могла бы объяснить происходившие в обществе явления и снизить уровень социального напряжения.
Непосредственно в качестве «заказчика» появления новой прикладной научной дисциплины выступил класс буржуазии, который был заинтересован в дальнейшем поступательном развитии общества без социальных взрывов. Неслучайно социология зародилась во Франции – в этой стране начиная с конца 1780-х годов происходили революционные потрясения, жертвами которых стали сотни тысяч людей.
Как уже было отмечено, основателем социологии как науки считается Огюст Конт, который в своих исследованиях выделил ряд особенностей установившегося нового социального порядка:
— повышение концентрации рабочей силы в городах;
— повышение значения получения прибыли;
— активное использование достижений науки и техники в производстве;
— усиление социального неравенства;
— формирование экономической системы, которая основана на свободном предпринимательстве и конкуренции .
Его наука состояла из двух частей: социальной статики и социальной динамики. Уже из их названия понятны направления изучения процесса развития общества:
1. Изучение структуры общества как бы в застывшем положении, остановившемся в развитии на данный момент времени.
2. Исследование процессов социальных изменений.
Конт был уверен, что социология способна дать ответы на самые остро стоящие вопросы и указать путь развития общества без катаклизмов и революций. Именно поэтому он назвал свою науку «позитивной» наукой.
В таком понимании она нашла свое продолжение в трудах английского ученого Герберта Спенсера, который является одним из основоположников биологического направления в социологии.
Общество, по мнению Спенсера, представляет собой биологический организм, каждый социальный институт (орган) которого отвечает за выполнение определенных функций и способствует жизнедеятельности всего общества .
Отличием процесса развития общества от процесса развития биологического организма Спенсер считал цель и особенности их функционирования.
Части биологического организма существуют для того, чтобы обеспечивать его жизнедеятельность. Социальный же организм отличается тем, что общество, т.е. организм в целом, существует для блага своих «частей» — отдельных членов.
Совершенно противоположных взглядов на процесс развития общества придерживался немецкий ученый Карл Маркс. Его учение гласило: процесс развития общества неразрывно связан с имеющимся способом производства и уровнем развития экономической системы .