Курсовая теория
Юриспруденция
Теория государства и права
Курсовая теория на тему Структура и функции права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5
1.1 Понятие функций права 5
1.2 Научные подходы к определению понятия функций и структуры права 8
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРАВА. СТРУКТУРА ПРАВА 14
2.1 Классификация функций права 14
2.2 Структура права 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 28
Введение:
Проблема актуальности исследования функций права заключается в необходимости решения научных и практических задач, в частности, повышения качества законов и эффективность их применения.
Функции права были и являются предметом исследований в отечественной и зарубежной науке. Такие научные исследования осуществлялись как теоретиками права, так и учеными, которые представляют отраслевые юридические науки.
В функциях права раскрывается общечеловеческая и классовая природа права и его социальное назначение: историческая цель и служебная роль в жизни общества. Будучи продуктом общественного развития, право как государственная воля общества оказывает на него активное обратное воздействие, которое осуществляется посредством выполнения им своих функций. Однако функции права и воздействие права, хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия.
Вопрос о функциях права на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства. Это обусловлено, во-первых, тем, что в функциях имеет место проявление сути права, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего права в государстве.
Во-вторых, функции права определяют ее структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые право осуществляет необходимое воздействие, и ее нельзя характеризовать в отрыве от системы общественных отношений, регулируемых государством. Изменения функций, несомненно, ведут к изменениям структуры. Поэтому функциональный метод познания является выходным.
В юридической литературе небезосновательно подчеркивается, что с момента активного развития государственности в мире перед учеными встал вопрос о необходимости поиска таких характеристик, которые бы позволили оценить роль и назначение права в обществе. Такими характеристиками названы задача права, цели и ее функции. При этом добавляется, что эти понятия не являются самостоятельными. В юридической литературе отмечается, что вопрос о функциях права имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, поскольку позволяет охарактеризовать право с точки зрения многосторонности ее деятельности и функционирования. В то же время, отмечается, что с помощью функций возможно с точностью определить характеристику, приоритеты и уровень организованности и эффективности.
При написании курсовой работы использовались работы современных ученых в области теории государства и права: Акишин М.О., Белоусова М.С., Бредихин А.Л., Венгеров А.Б., Лабоцкая Р.Е., Мелехин А.В., Новак З.А., Новикова А.С., Смоленский, М. Б., Тихомиров Ю.А., Туманов С.Н., Фролов Е.А., Хропанюк В.Н., Юрашевич Н.М.
Предметом исследования являются функции права, их классификация.
Цель курсовой работы — определить понятие функции права, описать структуру права.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие функций права;
Охарактеризовать научные подходы к определению понятия функций права;
Исследовать классификацию функций права;
Проанализировать структуру права .
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
Заключение:
Таким образом, под функцией права следует понимать главные направления его воздействия на общественные отношения. Эти направления обусловлены социальным назначением права. Что касается собственно юридических функций права, то они делятся на регулятивные и охранительные.
Регулятивная функция направлена на закрепление общественных отношений или обеспечения их развития. В осуществлении регулятивной функции особое значение приобретает конституционное закрепление форм собственности и основных политических институтов, существующих в обществе.
Задачей охранной функции права является осуществление воздействия на общественные отношения путем постепенного выдавливания тех явлений, которые являются нежелательными для общества.
Эта функция осуществляется для охраны личности и общественной безопасности с помощью установления запретов и негативных последствий нарушений, путей выполнения принятых по правонарушителей решений и т.д.
Способность права быть регулятором общественных отношений — главная его полезное свойство. Именно из-за наличия этого свойства право имеет огромную инструментальную ценность — оно необходимо и полезно для общества феноменом, важной составляющей нормативной основы его жизни.
Функции права способствуют воплощению в жизнь определенных государственных приоритетов, что требует не только благоустройства, но и устранения конфликтов, коллизий, локализации социальных противоречий и тому подобное.
Эмпирический аспект функции права закреплен в политических и правовых документах, в программах и государственных концепциях преобразований в государстве. Многие положения, непосредственно связанных с эмпирическим аспектом функций права, содержится в статусных законах, в частности, о деятельности органов милиции, о прокуратуре, о судоустройстве, о банках и банковской деятельности, о системе исполнительного производства, исполнения наказаний и т.д.
Эмпирически распространения тех или иных правовых отношений и правовых фактов обусловлено наличием или появлением новых систематизированных (консолидированных, кодифицированных или инкорпорированных) нормативно-правовых актов. Речь идет о социальном назначении правотворчества, устанавливает определенные стандарты, требования к правовому поведению, а не о «даровании» юридическим или физическим лицам определенных возможностей или благ.
Мы имеем в виду именно объективное право, на основании которого вырисовываются стандартные правовые роли, в которых лицо выступает как право активный субъект.
Важность функций отражается в сущностных признаках права, включая цели, задачи, содержание институтов и норм права, границ влияния и т.д., а также роль, которую играют именно конституционные нормы в формировании основ, которые в совокупности определяют социальную и правовую сущность государства, направляют деятельность ее руководящих и уполномоченных органов. То есть функции права должны быть катализатором развития правовой государственности, проявлением социальной сущности и направленного развития государства к демократии, к человеку и гражданину.
В общем, сама сущность права, если она анализируется в контексте его функций, должен рассматриваться в непосредственной связи с процессами социализации индивидов и самого государства, демократизации политической жизни при активном участии граждан в процессе правотворчества.
Рассмотрение структуры права как единства его догмы, субъекта и ценностей, воплощенной в правовой ситуации, позволяет говорить о нем не как о порождении европейской цивилизации, но как об общечеловеческой ценностью.
Действительно, структура — это то, что позволяет праву быть универсальным общественным институтом, безотносительно к конкретным правовых систем или даже семей правовых систем. Правовые системы в этом контексте следует рассматривать как локализованный (или, наоборот, универсализований или глобализированный) вариант реализации структуры права, ее наполнение специфическими нормативами, становление особых отношений между теми или иными субъектами в контексте отстаивания и реализации присущих конкретной правовой системе правовых ценностей. Здесь принципиальным является вывод о том, что в правовых системах существует уникальность права применительно к культурно детерминированной иерархии ценностей, специфики правового мышления и правовой практики, в то время как структура права выражает всеобщность права как общественного института и общечеловеческой ценности.
Исходя из этого, следует отметить, что право, наряду со свойством системности, исходя из, которого оно рассматривается как целостная система правовых нормативов, характеризуется также свойством структурности, которое раскрывается через представление о праве как об универсальном общий общественный институт, имеющий собственную и инструментальную ценность. Таким образом, через признак структурности раскрывается единая природа права, позволяет ему оставаться правом в совершенно разных по специфике, состава участников и сферах жизни общества и человека — от межличностных правовых коммуникаций к транснациональным и глобальным правовым отношениям и институтам.
Рассмотрение права сквозь призму его структурности позволяет не только по-новому соотнести право, систему права и правовую систему, но и раскрыть его фундаментальные онтологические основы, специфику действия и эффективности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1.1 Понятие функций права
Под функцией права следует понимать основные направления его воздействия на общественные отношения. Эти направления обусловлены социальным назначением права.
Влияние права осуществляется через сознательное или возможное поведение людей. Функции права непосредственно направлены на выполнение задач, стоящих перед обществом.
Характеристику права дополняет перечень его функций и внутренняя система построения. Что касается собственно юридических функций права, то они делятся на регулятивные и охранительные функции.
Регулятивная функция направлена на закрепление общественных отношений или обеспечения их развития. В осуществлении регулятивной функции особое значение приобретает конституционное закрепление форм собственности и основных политических институтов, существующих в обществе. Общественные отношения, таким образом, вводятся правом в определенные рамки.
Функция правового регулирования может быть направлена на упорядочение и развитие общественных отношений, на определение конкретных направлений поведения людей, реализацию ими своих прав и обязанностей (например, регулирование договорных отношений).
Регулятивная функция права осуществляется на основе правовых велений и разрешений. Регулирования при этом может быть общим, когда регулируется поведение широкого круга неопределенных субъектов (например, правило о необходимости проведения регистрации новых политических партий или установления размера налога). Или индивидуальным — когда регулируется поведение конкретного лица или узкого круга лиц (например, из-за решения, выносимых судом в конкретном деле), то есть через акты применения права. Задачей охранной функции права является осуществление воздействия на общественные отношения путем постепенного выдавливания тех явлений, которые являются нежелательными для общества.
Эта функция осуществляется для охраны личности и общественной безопасности с помощью установления запретов и негативных последствий нарушений, путей выполнения принятых по правонарушителей решений и т.д.
Следует обратить внимание на несколько условный характер разделения функций права на регулятивные и правоохранительные функции. Обе функции являются проявлением одного свойства права — быть регулятором общественных отношений, так и при осуществлении охранной функции общественные отношения тоже регулируются. В обоих случаях речь идет о превращении нормативности права на урегулированность общественных отношений. Различными остаются только задачи, которые выполняются при осуществлении регулятивной и правоохранительной функций.
Социальные функции — это специфический ракурс права, где регулятивная и охранительная функции «сочетаются» в уединенной качественно однородной сфере социальных отношений, экономике, политике, идеологии.
Общество как сложная и даже сверхсложная целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Поэтому, следует различать экономические, политические, культурные, экологические и другие функции права. Рассмотрим некоторые из них.
Экономическая функция права состоит в его положительном влиянии на экономику, на интересы и потребности людей как действующих лиц процесса производства. Она имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из рода взаимосвязанных элементов распределительной, обеспечительной и производственной функций, влияет на отношения методом установления меры труда и меры потребления, а также дифференциации работы по уровню ее сложности, в том числе, определение качественных и количественных показателей работы, а также стимулирование материальным способом высокопроизводительной работы.
При регулировании трудовой деятельности граждан, право активно влияет на производство и благодаря этому осуществляет производственную, экономическую функцию. Собственно, с помощью трудовых отношений выполняются производственные программы, а также создается и увеличивается народное богатство, включая фонды материального обеспечения работающих.
Экономическая функция непосредственно влияет и на социальные факторы развития общества. К социальной сфере общественной жизни относят в основном отношения, касающиеся положения людей в обществе. Политическая функция права состоит в том, что она направлена на формирование политических убеждений и ориентаций в обществе, на становление высокой политико-правовой культуры, без которой не существует ни цивилизованного общества, ни правового государства. Она также обосновывает политико-юридические акции государства, в том числе в связях с другими странами, дает толкование таких понятий, как «суверенитет народа», «разделение властей», «государственная власть», «самоуправление», «идеологическая и политическая многообразие».
1.1 Понятие функций права
Под функцией права следует понимать основные направления его воздействия на общественные отношения. Эти направления обусловлены социальным назначением права.
Влияние права осуществляется через сознательное или возможное поведение людей. Функции права непосредственно направлены на выполнение задач, стоящих перед обществом.
Характеристику права дополняет перечень его функций и внутренняя система построения. Что касается собственно юридических функций права, то они делятся на регулятивные и охранительные функции.
Регулятивная функция направлена на закрепление общественных отношений или обеспечения их развития. В осуществлении регулятивной функции особое значение приобретает конституционное закрепление форм собственности и основных политических институтов, существующих в обществе. Общественные отношения, таким образом, вводятся правом в определенные рамки.
Функция правового регулирования может быть направлена на упорядочение и развитие общественных отношений, на определение конкретных направлений поведения людей, реализацию ими своих прав и обязанностей (например, регулирование договорных отношений).
Регулятивная функция права осуществляется на основе правовых велений и разрешений. Регулирования при этом может быть общим, когда регулируется поведение широкого круга неопределенных субъектов (например, правило о необходимости проведения регистрации новых политических партий или установления размера налога). Или индивидуальным — когда регулируется поведение конкретного лица или узкого круга лиц (например, из-за решения, выносимых судом в конкретном деле), то есть через акты применения права. Задачей охранной функции права является осуществление воздействия на общественные отношения путем постепенного выдавливания тех явлений, которые являются нежелательными для общества.
Эта функция осуществляется для охраны личности и общественной безопасности с помощью установления запретов и негативных последствий нарушений, путей выполнения принятых по правонарушителей решений и т.д.
Следует обратить внимание на несколько условный характер разделения функций права на регулятивные и правоохранительные функции. Обе функции являются проявлением одного свойства права — быть регулятором общественных отношений, так и при осуществлении охранной функции общественные отношения тоже регулируются. В обоих случаях речь идет о превращении нормативности права на урегулированность общественных отношений. Различными остаются только задачи, которые выполняются при осуществлении регулятивной и правоохранительной функций.
Социальные функции — это специфический ракурс права, где регулятивная и охранительная функции «сочетаются» в уединенной качественно однородной сфере социальных отношений, экономике, политике, идеологии.
Общество как сложная и даже сверхсложная целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Поэтому, следует различать экономические, политические, культурные, экологические и другие функции права. Рассмотрим некоторые из них.
Экономическая функция права состоит в его положительном влиянии на экономику, на интересы и потребности людей как действующих лиц процесса производства. Она имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из рода взаимосвязанных элементов распределительной, обеспечительной и производственной функций, влияет на отношения методом установления меры труда и меры потребления, а также дифференциации работы по уровню ее сложности, в том числе, определение качественных и количественных показателей работы, а также стимулирование материальным способом высокопроизводительной работы.
При регулировании трудовой деятельности граждан, право активно влияет на производство и благодаря этому осуществляет производственную, экономическую функцию. Собственно, с помощью трудовых отношений выполняются производственные программы, а также создается и увеличивается народное богатство, включая фонды материального обеспечения работающих.
Экономическая функция непосредственно влияет и на социальные факторы развития общества. К социальной сфере общественной жизни относят в основном отношения, касающиеся положения людей в обществе. Политическая функция права состоит в том, что она направлена на формирование политических убеждений и ориентаций в обществе, на становление высокой политико-правовой культуры, без которой не существует ни цивилизованного общества, ни правового государства. Она также обосновывает политико-юридические акции государства, в том числе в связях с другими странами, дает толкование таких понятий, как «суверенитет народа», «разделение властей», «государственная власть», «самоуправление», «идеологическая и политическая многообразие».
Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы