Курсовая теория на тему Структура дефекта при дизартрии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
1.Теоретические
аспекты изучения структуры дефекта при дизартрии. 5
1.1
Произносительная сторона речи: характеристика, компоненты, параметры 5
1.2
Дизартрия у детей: причины, проявления и классификации. 10
1.3
Выявление дизартрии и комплексная оценка структуры нарушения. 19
Заключение. 23
Список
литературы.. 26
Введение:
Актуальность темы. Дизартрия
является актуальной сложной медико -психолого-педагогической проблемой на
современном этапе развития логопедии. Е. Н. Винарская, ведущий специалист по
вопросам нейролингвистики и логопатологии, утверждает, что «к сожалению, ни
врачи, ни нейро-психологи дать патогенетически дифференцированной диагностики
дизартрии не могут, в лучшем случае они ставят описательный синдромологический
диагноз» [4,c.90].
Каждая клиническая форма дизартрии
требует специфических приемов логопедической коррекции, а для этого необходимо
их патогенетическая диагностика. Поэтому, логопедам приходится самостоятельно
разбираться в структуре дизартрических расстройств.
Современное развитие коррекционной
педагогики, логопедии, неоднородность и многогранность микро-проявлений
нарушений у детей со стертой дизартрией определяют не только комплексный подход
коррекционной программы, но и внедрение инновационных мероприятий в работе с
детьми данной речевой патологии. [1, 3, 4, 5, 6].
Степень научной разработанности.
Анализ специальной литературы свидетельствует об устойчивой тенденции рост
количества детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи, особенно
дизартрий в минимальных проявлениях. Основным механизмом нарушения при
дизартрии является неспособность обеспечить реализацию речевой-двигательных
программ, вследствие органического поражения ЦНС. Актуальность проблемы
обусловлена во вторую очередь распространенностью дизартрии у детей.
Соответственно возникает проблема своевременного выявления данного типа
нарушения речи.
Учитывая актуальность темы
исследования, целью курсовой работы является изучение особенностей дизартрических проявлений у
дошкольников.
Объект исследования – процесс
дизартрических проявлений у дошкольников.
Предметом исследования является структура
дефекта при дизартрии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические
исследования в области изучения дизартрии.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику
детям с дизартрией.
3. Рассмотреть состояние
звукопроизношения и просодической стороны речи у детей с дизартрией.
4. Изучить структуру и содержание
обследования детей с дизартрией.
Для решения поставленных задач
использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической,
психологической, методической литературы по изучаемой проблеме.
Структура курсовой работы. Работа
состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Заключение:
В курсовой работе мы рассмотрели основные вопросы:
Дизартрия-легкие расстройства фонетического и просодического
компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных
органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков
из нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная
речь. Дизартрические нарушения диагностируются в процессе уточнения
логопедического и неврологического статуса. Коррекция осуществляется с
использованием артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, логопедического
массажа. Особых усилий требует автоматизация вызванных звуков и нормализация
просодики. Параллельно проводится лечение у невролога.
Этиология дизартрии связывается с органическими причинами,
влияющими на формирование мозговых структур в преднатальный, натальный и ранний
постнатальный период(л. В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, Р. И.Мартынова, С.
И.Маевская, Г.В.Гуровец, Е.Ф.Соботович).
Среди младенческих симптомов выделяется неврологическая и
психологическая симптоматика. Именно вследствие центрально-органического генеза
стертая дизартрия характеризуется наличием неврологической симптоматики.
Симптомы органического поражения проявляются в форме стертых парезов, изменении
тонуса мышц, гиперкинезах, особенно мимической и артикуляционной мускулатуре, в
наличии патологических рефлексов. Паретические симптомы наблюдаются в
артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением инервации
лицевого, подъязычного, языкоглоточного нервов (С.И.Маевская, Г.В.Гуровец).
Исследования Л.В.Лопатиной, Е.Ф.Соботович показали, что у детей
со стертой формой дизартрии имеют место нарушения функций мышц, инервируемых
нижней ветвью тройничного (Vпара), лицевым (VII пара), языкоглоточным (IX пара)
и подъязычным (XII пара) нервами.
При исследовании движений мышц, иннервируемых лицевым нервом,
отмечается их неполный объем, трудности удержания артикуляционной позиции, в
частности движений губ и языка, наличие синкинезий.
Нарушения функций тройчатого нерва проявляются в невозможности
невыполнения в полном объеме движений нижней челюсти.
При нарушении функций подъязычного нерва отмечается отклонение
кончика языка в сторону пареза, затрудняется подвижность в средней части языка.
Значительные трудности вызывают такие движения, как выдвигания языка и
удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание кончика языка.
Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений
тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом, трудностями при удержании
заданной позиции, наличием синкинезий. Характерно недостаточное поднятие
мягкого неба, иногда с отклонением маленького язычка в сторону. Задачи с
переключением движений у детей со стертой дизартрией осуществляются с трудом в
неполном объеме, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре,
с возникновением персевераций и перестановок. Имеют место беспорядные движения
языком.
Е.М. Мастюкова отмечает, что общие двигательные расстройства у
детей со стертой дизартрией проявляются в изменении мышечного тонуса, легкими
монопарезами, в недостаточно дифференцированных движениях пальцев рук,
нарушениях равновесия и координации движений. Для данной категории детей
характерна общая моторная неловкость, трудности переключения с одного движения
на другое, неврозоподобные синдромы в виде тика мышц лица.
Что касается речевой симптоматики стертой дизартрии, то ведущим
нарушением является нарушение произносимой стороны речи, также выявляется не
сформированность фонематических процессов, как вторичное нарушение, как
следствие расстройств звуковой стороны речи.
Полиморфное нарушение произношения, наблюдаемое при стертой
дизартрии, влияет на формирование слуховой дифференциации звуков речи, на
развитие фонематического восприятия. Именно не сформированность слуховой
дифференциации и вызывает трудности овладение произношением акустически близких
свистящих и шипящих звуков.
Сама по себе дизартрия не несет угрозы физическому развитию и
здоровью ребенка. Однако любые речевые нарушения, даже минимально выраженные,
препятствуют полноценной коммуникации, влекут за собой вторичные языковые и
психологические наслоения. Своевременно неисправленные дизартрические нарушения
из-за стойких дефектов дикции могут накладывать определенные ограничения на
выбор профессии и самореализацию индивида. Избежать возникновения дизартрии
поможет ведение будущими родителями здорового образа жизни, предупреждение
негативных воздействий на плод, бережное родоразрешение, профилактика инфекций
у детей раннего возраста.
Фрагмент текста работы:
1.Теоретические
аспекты изучения структуры дефекта при дизартрии
1.1 Произносительная
сторона речи: характеристика, компоненты, параметры Дизартрия-это нейрогенное
моторное расстройство речи, которое приводит к нарушению моторного исполнения
речи. Это нарушение часто является результатом повреждения центральной и / или
периферической нервной системы, что препятствует успешной передаче нейрональных
сигналов мышцам, используемым для речи. Такие повреждения могут возникать после
инсульта, травмы головного мозга и других физических повреждений, а также в
рамках различных прогрессирующих дегенеративных заболеваний, таких как болезнь
Паркинсона, рассеянный склероз, церебральный паралич и боковой амиотрофический
склероз (бас) [13].
В целом, семь отдельных
типов дизартрии были идентифицированы на основе их нервной этиологии и места
повреждения или повреждения. Каждый тип связан с повреждением определенного
нейроанатомического местоположения, что приводит к различным нарушениям мелкого
и грубого моторно-мышечного контроля, и выполнения движений. Каждый тип
дизартрии может влиять на речь человека с точки зрения силы, скорости,
диапазона, тона или точности движения, а также может влиять на дыхание,
фонетику, резонанс, артикуляцию и просодию. Трудности, связанные с нарушением
дыхания и поддержки дыхания, могут привести к нарушению вокальных качеств,
таких как сдавленный голос, резкость и разрывы тона. Нарушение резонансной и
вело-глоточной функции может вызвать гиперназальность, гипоназальность и
слышимое носовое выделение воздуха. Нарушение во время артикуляции может
привести к неточности согласных, искажению согласных и гласных, неправильным
артикуляционным нарушениям. Известные перцептивные речевые характеристики и
другие неврологические и физические признаки используются клиницистами для определения
правильного диагноза и планирования соответствующих планов лечения
[7,c.328].