Курсовая теория Гуманитарные науки История России

Курсовая теория на тему Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ТРАНССИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ 11
1.1. Выбор направления и проектирование Транссибирской железнодорожной магистрали 11
1.2. Дискуссии и обоснование экономической выгодности строительства Транссиба 15
2. ДИНАМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНССИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ 18
2.1. Начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали 18
2.2. Ход строительства и участки Транссибирской железнодорожной магистрали 21
2.3. Расходы на строительство Транссибирской железнодорожной магистрали 27
3. ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ ДЛЯ РОССИИ 31
3.1. Роль Транссибирской железнодорожной магистрали в инфраструктуре России 31
3.2. Историческое значение Транссибирской железнодорожной магистрали для развития Дальнего Востока 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

  

Введение:

 

Актуальность темы. Транссибирская железнодорожная магистраль превосходит любую линию железнодорожного сообщения на нашей планете, общая ее протяженность более чем 10 000 километров. Это один из самых впечатляющих инженерных проектов в современной истории.
В 2016 году исполнилось 125 лет с начала строительства Транссибирской железной дороги и 100 лет — с окончания работ по усилению путевой инфраструктуры этой дороги. Транссибирская железнодорожная магистраль, как и железнодорожная сеть в целом, всегда играла в царской и советской России важную роль. Большое геополитическое значение железнодорожного транспорта России сохраняется и сегодня. Так, сегодня Россия заинтересована в участии в китайском экономическом проекте «Экономический пояс Шелкового пути», который заключается в создании единого евразийского торгово-экономического пространства, а также трансконтинентального транспортного коридора.
Один из предполагаемых маршрутов проекта «ЭПШП» проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по Транссибирской магистрали через европейскую Россию в Европу. Таким образом, у России возникает возможность стать транзитным мостом между Китаем и ЕС. Также для России использование Транссиба в рамках этого транспортно-логистическом проекта открывает возможности по модернизации неразвитых регионов Сибири и Дальнего Востока, которые нуждаются в современной инфраструктуре и инвестициях. Использование маршрута Транссиба окажет благоприятное влияние на создание возможностей участия России в транспортно-логистической сети единой Евразии, что позволит обеспечивать дополнительные возможности для транзита, предоставления логистических услуг и для выхода России на новые рынки.
Здесь стоит сказать, что длительное время применению и развитию транзитного потенциала Транссиба не уделялось необходимого внимания. Но в последние годы ситуация изменилась. За 2017 год объем транзита по магистрали вырос в сравнении с 2014 годом почти на 90%. Сегодня магистраль поддерживает маршруты из КНР в города Европы – Мадрид, Пардубице, Гамбург, Дуйсбург, Варшаву, Лодзь. Существует контейнерный маршрут по Транссибу в Финляндию. Ключевым преимуществом континентального торгово-экономического сотрудничества на пространстве Евразии с использованием маршрута по Транссибирской магистрали является возможность дальнейшего развития транспортного потенциала Транссиба и соответствующей инфраструктуры. Для России это очень выгодно, поскольку загружает мощности российских железнодорожных магистралей, в том числе и Транссибирской железной дороги.
В связи с тем, что железнодорожная составляющая положена в основу дальнейшего развития транзитного потенциала России, что может оказать влияние на возможности улучшение геополитического положения Российской Федерации в современном мире, тема работы является актуальной и злободневной.
Историография. По теме строительства Транссибирской железнодорожной магистрали существует огромное количество исследований.
Первый период исследований представлен работами, дореволюционных авторов, опубликованных с конца XIX века по октябрь 1917 года. Исследователи того периода рассматривали проблему необходимость строительства железнодорожного пути в Сибири, который мог бы мог связать Европейскую часть России с Дальним Востоком. В работах по вопросу анализировалась будущая роль магистрали в экономическом и социальном развитии страны, а также ее место в обеспечении национальной безопасности империи. Непосредственно во время строительства железной дороги появляются работы, посвященные истории строительства. После завершения строительства публикуются работы, посвященные развитию магистрали и проблемам, возникшим во время строительства и эксплуатации. Среди исследователей этого периода отметим: Г.В. Адрианов , И.О. Балашев , А. Васильев , Л.Г. Жданов , И.А. Милютин И.А .
Второй период изучения Транссибирской железной дороги начался в советское время, с октября 1917 по 1990 гг. В работах А.И. Алексеева, В.Н. Вовк , Д.В. Залужной, В.Н. Казимиров , Б.Н. Морозова, Т.Козлова , Б.Яковлева исследуются вопросы история строительства магистрали.
В работах советского периода значительное внимание уделялось проблеме рабочей силы строительства магистрали: ее национальный и социальный состав, бытовые условия рабочих, экономическое положение проанализировано в работе А.И. Алексеева и Б.Н. Морозова «Освоение русского Дальнего Востока (кон. XIX в. — 1917 г.)»
В этот период времени по тематике строительства магистрали создаются фундаментальная работа Д.В. Залужной . Первая глава этого труда посвящена строительству Транссиба. В можно проследить весь путь строительства: от появления проектов, до его завершения.
Учитывая условия, в которых писалась книга, была исследована и проблема эксплуатации строителей железной дороги и формирование железнодорожного пролетариата. Также в работе уделялось внимание роли строительства этой железнодорожной магистрали, выделялись как положительные, так и отрицательные последствия строительства.
В двухтомной работе Казимирова В.Н. «Великий сибирский путь» также были проанализирована истоки и ход строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, расходы, положение рабочих, а также роль и значение магистрали.
Несмотря на наличие идеологического компонента, присутствующего в литературе по Транссибу советского периода, стоит признать огромный вклад авторов того периода в изучение строительства Транссиба.
Третий период историографии по Транссибирской железной дороги начался с 1991 года и длится по настоящее время . У современных исследователей возникает неподдельный исследовательский интерес к вопросам изучения истории строительства магистрали.
Так, в книге В. Г. Третьякова «Железнодорожный транспорт Восточной Сибири из XIX в XXI век: к 100-летию Транссибирской магистрали» освещена история возникновения железнодорожного транспорта в России, указаны предпосылки для начала работ по сооружению Транссиба. В центре внимания авторов ход борьбы за выбор направления будущей магистрали, проблемы изыскательских, проектных и строительных работ в районах СреднеСибирской, Забайкальской и Кругобайкальской дорог. Второй том начинается с анализа деятельности восточносибирских железнодорожников в условиях военного времени 1941-1945 гг. В книге прослеживается, как в послевоенные годы для железнодорожников центральной проблемой стало укрепление материально-технической базы всех предприятий отрасли в Восточно-Сибирском регионе .
А.В. Хобта является известным исследователем истории строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Он издал множество работ по вопросам, связанным с созданием Великого Сибирского пути: изысканиями для железной дороги в Средней Сибири (на участке Красноярск – Иркутск – Верхнеудинск); применением трудоспособности предпринимателей на строительстве Транссиба; использованием труда иностранных подданных в период строительства и эксплуатации Сибирской железной дороги; применением труда арестантов на сооружении Транссиба.
В сборнике «Пролегли пути вокруг Байкала. Станции Восточно-Сибирской железной дороги» под редакцией А. Н. Гаращенко описывается история и современное состояние станций Тайшетского, Иркутского, Улан-Уденского, Северобайкальского отделений Восточно-Сибирской железной дороги .
Объект: Транссибирская железнодорожная магистраль.
Предмет: Анализ этапов создания, роли и значения Транссибирской железнодорожной магистрали для России
Цель работы состоит в анализе роли строительства Транссибирской железнодорожной магистрали для исторического развития России.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
 изучить предпосылки создания Транссибирской железнодорожной магистрали ;
 провести анализ выбора направления и проектирования Транссибирской железнодорожной магистрали ;
 рассмотреть дискуссии и обоснование экономической выгодности строительства Транссиба;
 исследовать динамику строительства Транссибирской железнодорожной магистрали;
 изучить начало строительства Транссибирской магистрали ;
 рассмотреть ход строительства и участки Транссибирской железнодорожной магистрали;
 привести расходы на строительство Транссибирской железнодорожной магистрали;
 рассмотреть значение создания Транссибирской магистрали для России и ее инфраструктуры;
 изучить историческое значение Транссибирской железнодорожной магистрали.
Источниковедческой базой для исследования данной работы являются работы исследователей по вопросам строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, монографии, научные публикации, периодические издания, статистические данные, личные источники.
В работе рассматриваются «Баланс счетов управления Сибирской железной дороги на 1 января 1906 года» и «Баланс счетов управления Сибирской железной дороги на 1 января 1908 года», в которых проанализированы расходы на начальные этапы строительства дороги . Также в работе использовалась статистическая информация из справочников, среди них: «Железнодорожный транспорт России: Федеральный справочник» , «Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 г.» , «Справочник железнодорожных станций СССР» .
Также в работе рассматривали научные публикации, периодические издания, среди которых публикация Канна С.К. «С.Ю.Витте и создание Комитета Сибирской железной дороги» , в которой рассматривается история создания и деятельности Комитета Сибирской железной дороги, а также вклад С.Ю. Витте в строительство Транссиба. В публикации Канна С.К. «Публикация результатов научного изучения Сибири, организованного Комитетом Сибирской железной дороги» , в котором изложены предпосылки и значение строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.
В работе была проанализирована книга А.Б. Вульфова «Повседневная жизнь российских железных дорог» , в которой идет речь о прошлом российской железки, автор книги широко использует исторические документы, воспоминания ветеранов-железнодорожников и собственные впечатления. Заслуживает внимания работа К.Волмара «Транссибирская магистраль. История создания железнодорожной сети России» . В книге описана история создания железнодорожной сети России, описаны истории очевидцев и участников создания Великого Сибирского пути.
Хронологические и территориально-географические рамки: Исследования в работе начинаются с 1870-х г. XIX века, когда начались изыскательные работы по проекту. В период с 1891 по 1916 г. происходил непосредственно сам процесс строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1903 году дорога была принята в эксплуатацию, а в1916 году был открыт мост через Амур возле Хабаровска, что обеспечило функционирование ж/д от пункта назначения (Москва) до конечного пункта следования (Владивостока). Территориально-географические рамки охватывают всю Евразию от Москвы через восточносибирские и дальнесибирские города до Владивостока. На Европу приходится около 19% длины Транссиба, на Азию – около 81%
Структурное содержание работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников
Методология. В качестве основных методов в исследовании были использованы как общенаучные аналитические методы, так и ряд методов, характерных непосредственно для проведения исторических исследований, в том числе, базирующихся на системном подходе. Например, исторический анализ, который основывался на анализе исторических источников времени строительства магистрали. Анализ исторических источников дал возможность составить мнение об особенностях строительного процесса Транссибирской железной дороги.
Итак, для того чтобы достичь основной цели работы и решить намеченные задачи, при написании работы были использованы различные общенаучные методы исследования, исторический анализ, статистический анализ, факторный и кластерный анализ, метод дедукции и индукции, сравнительный анализ, библиографический, логический метод, метод системного подхода, метод логического обобщения, что наиболее соответствует тематике проведенного исследования. Совокупность методов включает в себя анализ различного рода источников и материалов, синтез информации, сопоставление данных, интервью с представителями экспертного сообщества.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Роль Транссибирской железнодорожной магистрали на сегодняшний невозможно переоценить. Это крупнейшая железная дорога Евразии, сократившая время перемещения из Владивостока в Москву до 6 суток.
Строительству Великой сибирской дороги придавалось огромное значение, так как она должна была соединить европейскую и азиатскую часть России.
Официальной датой начала строительства Великой Сибирской магистрали принято считать 31 мая 1891 года. К первому этапу была отнесена постройка Уссурийской (Владивосток – Графская), Западно-Сибирской (Челябинск – Обь), Средне-Сибирской (Обь – Иркутск) и Екатеринбург – Челябинской железнодорожной линии. Ко второму этапу — участок железной дороги от Графской до Хабаровки (Хабаровска) и Забайкальскую линию (Мысовая – Сретенск). К третьему этапу – Кругобайкальскую (Байкал – Мысовая) и Амурскую (Сретенск – Хабаровка) железную дорогу.
После завершения постройки Кругобайкальской магистрали в 1904 году строительство Транссибирской магистрали, длившееся 15 лет, было окончено. С 1901 по 1916 год уже проводились только вспомогательные работы — по возведению мостов и различных инженерных сооружений. Но их объем впечатляет не меньше, чем протяженность рельсового полотна.
Транссибирская магистраль как крупнейшая евроазиатская транспортная артерия внесла неоценимый вклад в усиление геополитической мощи Российской Империи и ее наследниц на мировой арене в целом.
Итак, Транссиб остается непревзойденных памятником технической мысли, целеустремленности и трудолюбия — это самая протяженная в мире двухпутная железная дорога, длинна ее составляет 9298,2 км. Строительство Транссиба считается выдающимся событием в истории не только инженерной мысли, но и цивилизации в целом.

   

Фрагмент текста работы:

 

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ТРАНССИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ

1.1. Выбор направления и проектирование Транссибирской железнодорожной магистрали

Транссибирская магистраль (первоначально – Великий Сибирский Путь, сокращено Транссиб) является рельсовой дорогой, соединяющей европейские регионы России с регионами Сибири и Дальнего Востока. Вопрос о ее строительстве назревал в России давно, поскольку к началу XX века огромные регионы Восточной и Западной Сибири и Дальнего Востока не имели связи с европейскими регионами России .
Первый раз мысль о необходимости строительства железной дороги через Сибирь, которая бы способствовала росту темпов заселения этих районов, разведке и добыче природных ископаемых, развитию торговли и промышленности, была в 1830 году предложена русским инженером путей сообщения Н. И. Богдановым. Он проводил изыскания Кругобайкальского грунтового тракта от Иркутска на Кяхту, по которому происходила русско-китайская торговля . Тем не менее, практические шаги по началу строительства железной дороги были сделаны более чем через пятьдесят лет.
Отметим, что история разработки проекта железной дороги начинается с середины XIX века. Так, по причине создания морской базы русского флота на Дальнем Востоке генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский в 1857 году поручил военному инженеру Д. Романову провести изыскательные работы между рекой Амур и побережьем Японского моря. По результату работ планировалось избрать направление прокладки обычной дороги, которую в дальнейшем можно было бы преобразовать и в железную дорогу .
Этот исторический факт способствовал возникновению множества российских проектов по возведению железной дороги на восточных окраинах России. От иностранных предпринимателей также поступали предложения на разработку проектов и строительство железной дороги. Но российское правительство, не желая допустить усиление влияния иностранцев в Сибири и Дальнем Востоке, оставило без внимания все их предложения. Российские проекты железной дороги тоже не заинтересовали правительство, поскольку в период с 1860 по 1870 год отдавался приоритет проекту по соединению Западной Сибири с общей сетью железных дорог европейской России вместо строительства железнодорожной линии через Сибирь .
Новая активизация по проектированию железной дороги произошла в 1886 году, когда на отчете генерал-губернатора Восточной Сибири графа А.П. Игнатьева император Александр III написал: «Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края! А пора, давно пора» . Так был решен вопрос о начале строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Через год после этого, в 1887 году под руководством инженеров Н. Меженинова, А. Урсати и О. Вяземского были проведены три экспедиции для изыскания направления прокладки путей Южно Уссурийской, Забайкальской и Среднесибирской железных дорог. К началу 90-х годов XIX века в изыскательные работы по Транссибирской железнодорожной магистрали были закончены .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы