Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Стрессоустойчивость студентов с различными свойствами темперамента

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические представления о стрессоустойчивости 5
1.1 Развитие взглядов на стрессоустойчивость 5
1.2 Стрессоустойчивость и механизмы ее развития 9
2. Теоретические представления о темпераменте 22
2.1 Развитие идеи о темпераменте 22
Заключение 36
Список литературы 38

 

  

Введение:

 

Введение

Мир развивается стремительной скоростью. Огромные потоки информации непрерывным потоком окружают человека. Постоянно появляется что-то новое. И нужно не отставать от последних тенденций, быть в курсе всех событий. В результате человек живет в постоянной погоне за чем-то новым, неизведанным. Он не успевает привыкать к одним реалиям, как они заменяются совершенно новыми. Все это приводит к стрессу. Особенно данная особенность современного мира касается студентов. На них сваливается много учебной информации. После школьной полурасслабленной жизни, им приходится вливаться в струю новых, активных событий. Кроме этого, два раза в год необходимо сдать множество экзаменов и зачетов, писать курсовые. Все это приводит к перенапряжению и, как следствие, к стрессу. Чтобы сохранить здоровье, стать успешный человеком во всех сферах жизни этот стресс нужно научиться правильно преодолевать и использовать себе во благо, то есть для развития и формирования личности. Устойчивость к стрессу зависит от темперамента личности. Знание этой особенности позволить выработать стрессоустойчивость, а, значит, сохранить свое здоровье. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель исследования – проанализировать стрессоустойчивость студентов с различными типами темперамента.
Объект исследования – стрессоустойчивость студентов.
Предмет – особенности стресса у студентов с различными типами темперамента.
Задачи:
1. Изучить развитие взглядов на стрессоустойчивость.
2. Выявить механизмы развития стрессоустойчивости.
3. Исследовать развитие идеи о темпераменте.
Результаты данного исследования можно использовать психологами в практической деятельности при уменьшении негативного воздействия стресса у студентов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в ходе теоретического исследования нам удалось выяснить, что стресс – является неотъемлемой частью существования всего живого, в том числе и человека. Пока человек живет, он испытывает стресс постоянно. Стресс – это не всегда какая-то негативная реакция на происходящие вокруг изменения или перенапряжение. Стресс может быть приятным, например, предвкушение от поездки. Стресс является двигателем человека, толчком к его развитию. Поэтому, по мнению, некоторых психологов, его не стоит избегать. Нужно научиться справляться с ним и преодолевать возможные неприятные последствия. Способность преодолевать стресс, справляться с ним является стрессоустойчивостью. Исследования ученых показали, что существует реальная возможность прогнозирования степени чувствительности личности к стрессам различной модальности, где доминирующее значение придается личностном компонента стрессоустойчивости.
Внешними психологическими факторами устойчивости к стрессу является оценка стрессовой ситуации, стратегии преодоления стресса, особенности личностной саморегуляции, степень проработки травматического опыта, социальная поддержка, психологическая готовность к действиям в экстремальных условиях. Стрессоустойчивость личности имеет многоуровневую детерминации и обусловлена как характеристиками окружающей среды, так и личностными характеристиками.
Как интегративная качество личности она включает взаимодействие со всеми структурными характеристиками психики как во время, так и после воздействия стрессогенных факторов.
Устойчивость к стрессу обусловлена нервно-психической устойчивостью, уровень развития которой приводит толерантность к стрессу; самооценкой личности, является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущением социальной поддержки, поддерживает чувство собственной значимости для окружающих (личностная референтность) особенностями построения контактов с окружающими, характеризующие уровень конфликтности личности; опытом социального общения, выявляет потребность в общении и возможность построения контактов с окружающими на основе собственного опыта; моральной нормативностью личности, характеризующий степень ориентации на существующие в обществе нормы и правила поведения; ориентацией на соблюдение требований коллектива (уровень групповой идентификации).
Итак, детерминантами стрессоустойчивости есть все структурные компоненты личности: направленность, опыт, психические процессы, нейродинамики, темперамент, характер, способности.
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.
В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе.

  

Мир развивается стремительной скоростью. Огромные потоки информации непрерывным потоком окружают человека. Постоянно появляется что-то новое. И нужно не отставать от последних тенденций, быть в курсе всех событий. В результате человек живет в постоянной погоне за чем-то новым, неизведанным. Он не успевает привыкать к одним реалиям, как они заменяются совершенно новыми. Все это приводит к стрессу. Особенно данная особенность современного мира касается студентов. На них сваливается много учебной информации. После школьной полурасслабленной жизни, им приходится вливаться в струю новых, активных событий. Кроме этого, два раза в год необходимо сдать множество экзаменов и зачетов, писать курсовые. Все это приводит к перенапряжению и, как следствие, к стрессу. Чтобы сохранить здоровье, стать успешный человеком во всех сферах жизни этот стресс нужно научиться правильно преодолевать и использовать себе во благо, то есть для развития и формирования личности. Устойчивость к стрессу зависит от темперамента личности. Знание этой особенности позволить выработать стрессоустойчивость, а, значит, сохранить свое здоровье. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель исследования – проанализировать стрессоустойчивость студентов с различными типами темперамента.
Объект исследования – стрессоустойчивость студентов.
Предмет – особенности стресса у студентов с различными типами темперамента.
Задачи:
1. Изучить развитие взглядов на стрессоустойчивость.
2. Выявить механизмы развития стрессоустойчивости.
3. Исследовать развитие идеи о темпераменте.
Результаты данного исследования можно использовать психологами в практической деятельности при уменьшении негативного воздействия стресса у студентов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические представления о стрессоустойчивости

1.1 Развитие взглядов на стрессоустойчивость

В широком смысле «стресс» является особой формой существования живых организмов. Это механизм, который способен разрушать или созидать окружающую действительность, и природа постоянно использует его для строительства и реконструкции жизни во Вселенной. Она (природа), подобно ученому–экспериментатору, который путем проб и ошибок открывает закономерности мироздания в своей лаборатории, применяет весь свой арсенал раздражителей, фиксируя и систематизируя реакции объектов своего исследования двумя записями в журнале «имеет право на жизнь» / «обречен на смерть».
Это мнение, более 200 лет назад, сформулировал Ч. Дарвин в своей «эволюционной теории», которая основывалась на понимании жизни как динамического процесса постоянной адаптации к условиям среды, вымирании слабых и хилых в противовес сильным и здоровым. Руководствуясь результатами проведенных исследований в области стресса и его влияния на организм, мы правомерно можем утверждать, что «стресс» и является тем рычагом, который осуществлял «естественный отбор»: было замечено, что люди, которые постоянно находятся в стрессе, не имея сил и возможностей ослабить или преодолеть его, страдающих соматическими заболеваниями кишечника, желудка, сердечно–сосудистой системы и т.п., в результате становится причиной преждевременной смерти. Природа словно запускает программу самоуничтожения, которая должна вывести нежизнеспособного, стрессочуствительного индивида из природного круговорота [14, 94].
Особого внимания, в разрезе изучения проблемы стресса, требует научное наследие Г. Селье [19], которого без преувеличения считают здесь первопроходцем. Ему принадлежит введение термина «стресс» (что с английского языка означает «давление», «напряжение») в первое научное толкование данного явления, не сразу получило поддержку научного сообщества – легитимизация срока проходила в форме ожесточенных дискуссий и разгромных статей, результатом чего в 1972 году стало утверждение Всемирной организацией здравоохранения понятие «стресс» как неспецифической реакции организма на любое предъявленное ему требование. Однако, такое толкование, скорее всего, является более биологизаторского, чем психологическим. Поэтому мы склоняемся к определению советского патофизиолога, академика П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как общую адаптивную реакцию организма, которая развивается в ответ на угрозу нарушения гомеостаза [6, 49]. Интересное мнение по этому поводу высказал собственное основатель теории гомеостаза французский медик Бернар, который считал относительное постоянство внутренней среды важнейшим условием поддержания жизнеспособности организма [10, 84].
За последние полвека ученые создали большое количество теорий, концепций, классификаций, получили экспериментальные факты по проблеме стресса. Однако парадокс состоит в том, проблемы, которые вызывают стресс разные, но организм реагирует на них одинаковыми биохимическими, физиологическими изменениями. Это доказывает, что возникновение стресса зависит не столько от объективных условий стрессовой ситуации, сколько от субъективных характеристик человека и отношение к происходящему. Вспомним исследования с использованием искусственной ситуации авиакатастрофы военного самолета. Опросы военных, участвовавших в эксперименте, показало разный уровень травмирующего воздействия стресса: были такие, которые переживали страх за свою жизнь, кто-то просто не верил в возможность гибели и были уверены в том, что это розыгрыш [8, 93].
Следовательно, правомерно утверждать, что для нашего организма неважно мы падаем вместе с авиалайнером, или ожидаем в автомобильной пробке. Разница в том, как мы воспринимает и оценивает такую ситуацию. Этот тезис автоматически перекладывает ответственность за ухудшение здоровья (физического, психологического, социального) на самого человека, а не на стрессовую ситуацию. Поэтому закономерно говорить о том, что каждый отдельный индивид обладает сугубо индивидуальным потенциалом устойчивости к стрессам.
Проблема стрессоустойчивости была актуальна во все времена: легендарный Ликург сформировал спартанскую систему воспитания, которая основывалась на жестких условиях жизни граждан Спарты, с целью их привыкания к военным тяжб; Чингисхан, ища зелье бессмертия, встретился с даосским мудрецом Ван Чуне, который на вопрос о бальзаме вечной жизни ответил, что есть средства для сохранения здоровья, но нет лекарства от бессмертия [16, 92]. А почти через тысячелетия Г. Селье сформулировал постулат: «Полную свободу от стресса дает только смерть» [18, 82]; общеизвестна «Система воспитания джентльмена» Дж. Локка, опираясь на абсурдность, способствовала привыканию воспитанников к когнитивному диссонансу [9, 101]; уместно вспомнить легендарного Порфирия Корнеевича Иванова, за счет систематических тренировок (программа «Детка») длительное время обходиться без сна, еды, теплой одежды и тому подобное [13]. И таких примеров в историческом наследии человечества.
Обобщая взгляды Д.А. Андреевой [2], В.А. Бодрова [3], Ф.П. Космолинского [11], В.С. Мухиной [12], В.В. Суворовой [21], можем констатировать, что стрессоустойчивость является индивидуальной способностью организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора. Обзорно–критический анализ взаимодополняющих данных исследований отечественных и зарубежных психологов (Т.Дж. Смит [20], А.С. Фаустова [22], Ю.В. Щербатых [23]), позволяет выделить 3–х психологические компоненты стрессоустойчивости.
1. Социальный. В то время, когда единственным развитым компонентом стрессоустойчивости была физиологическая сфера, человечество встретилось с глобальной проблемой – развитие сознания, эмоционально–волевой, когнитивной сферы усиливал интенсивность психологического стресса, поскольку эти «недозрелые структуры» не могли оказать ему сопротивление. Это позволяет нам предположить, что механизмами, которые способствовали решению этой проблемы, стали именно социальные новообразования.
Обращаясь к теории Л.П. Гримак, по которой человеческий зародыш повторяет все стадии развития органического мира (от одноклеточного существа до человека), и так же ребенок в своем созревании воспроизводит этапы человеческой истории [7, 71], – мы можем предположить, что, как и десятки тысяч лет назад, так и сегодня социальный компонент является первичным базисом развития внутренней уверенности человека в собственных силах (при условии веры в поддержку других людей). Это созвучно с тезисом В.А. Бодрова [4] о том, что любая психическая функция появляется дважды: сначала на внешнем, потом на внутреннем плане.
2. Поведенческий. Это совокупность приобретенных в процессе воспитания форм поведения, направленных на мобилизацию защитных сил с целью преодоления стресса. Обобщенно, все формы поведения организма в отношении стрессора, мы относим к средствам управления стрессом существует мнение, что по критерию направленности последние, можно условно разделить на такие типы.
А. Изменение стрессовой ситуации. Г.С. Абрамова [1] отмечает, что устойчивость к стрессу формируется на основе жизненной практики, через активную, а не созерцательную позицию личности, когда и не избегает сложных и опасных жизненных ситуаций, а иногда даже активно их ищет.
Б. Изменение самого себя. Становится возможным за счет: тренировок, различных механизмов саморегуляции (медитация, самопознание, упражнения дыхания, вербализация переживаний, организация досуга, антистрессовое питания, аутофиторегуляция, адаптивное биоуправления с биологической обратной связью и т.п.), изменения образа жизни (изменение ежедневных привычек, контроль неприятных мыслей, развитие навыков решения проблем и поиска социальной поддержки, изменение темпа жизни) и др.
3. Личностный. Вобрал и обобщил в своей структуре все особенности человеческой психики. Мы считаем его наиболее значимым в определении степени устойчивости индивида к стрессу.
Обзорно–критический анализ научной литературы, привлек наше внимание к проблеме характерологических особенностей структуры личности, как потенциально важных детерминант личностного компонента стрессоустойчивости. Существует мнение, что прогнозирование поведения личности возможно через изучение ее диспозиций, которые являются более или менее устойчивыми ее свойствами. В этом контексте, особого внимания заслуживает структурная теория черт личности Р. Кеттела, о которой говорит в своей работе Ю.В. Щербатых [24, 960], в основе которой находится факторный анализ данных экспериментальных исследований. Автор утверждал, что основу личности составляют 16 исходных черт. Все остальные – производные от базовых. Соответственно, зная, какие именно черты сформированы, гипотетически можно прогнозировать особенности поведения человека в определенной ситуации. Опираясь на взгляды ученого, мы предполагаем, что объем стрессоустойчивости личности определенным образом обусловлен именно сформированными в нее чертами.
Таким образом, существует реальная возможность прогнозирования степени чувствительности личности к стрессам различной модальности, где доминирующее значение мы придаем личностном компонента стрессоустойчивости.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы