Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Стресс и психологическое здоровье педагога

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Психология стресса. 6

1.1.   Понятие о стрессе. 6

1.2.   Признаки и психологические причины
стрессов. 9

1.3.   Стресс и психологическое здоровье
педагога. 11

2.   Исследование
стресса в педагогическом коллективе. 16

2.1.   Содержание
и методика эмпирического исследования. 16

2.2.   Способы
выхода из стресса. 21

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 28

  

Введение:

 

В современной жизни
стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его
работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс
представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического
напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает
эмоциональную перегрузку. Стресс является неотъемлемой частью нашего времени,
от его воздействия умирают люди во всём мире. Он действует на все организмы и
избежать его воздействия невозможно.

Проблема стресса остро
заявила о себе в XX столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и
на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек,
встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся
энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия
начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных
стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса,
когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.
Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на
несправедливые претензии начальника (многие оправдывают себя тем, что проще
сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы
с этим начальником).

Относительно большое
количество педагогов испытывают стресс от своей работы и условий, в которых они
должны преподавать. Вот почему многие люди покидают рабочие места
преждевременно из-за своей неспособности работать. Другим, в свою очередь,
удается «выжить» только за счет сокращения количества учебных часов или ценой
значительных жертв с точки зрения удобства жизни.

Стресс всегда состоит из
многих факторов: с одной стороны, это объективные (жизненные и рабочие) условия,
но с другой стороны, индивидуальные стратегии преодоления стресса не всегда
эффективны. Объективные условия работы педагога достаточно сложны сами по себе.
Однако неправильная организация работы, постоянно чрезмерные требования к себе
или чрезмерная чувствительность и беспомощность перед лицом конфликтов могут
привести к тому, что они станут невыносимыми.

Данная курсовая работа
посвящается изучению стрессовых факторов педагогического общения и пути борьбы
с ними.

Актуальность
данной проблематики обусловлена постоянным интересом психологов и педагогов
(Л.А. Китаева-Смыка, Л.П. Гримака, Л.Г. Дикой, А.Б. Леоновой и другими) к
изучению причин возникновения стрессовых факторов педагогического общения и поиска
эффективных способов их преодоления.

Анализ специальной
литературы показал, что несмотря на важность профессии педагога, до настоящего
времени исследований, раскрывающих причины возникновения стресса в
педагогических коллективах, существует недостаточно.

Наличие данного
противоречия позволило обозначить проблему нашего исследования.

Объект исследования
– технология преодоления стрессовых ситуаций педагогов.

Предметом
настоящей работы является выявление типичных стрессовых ситуаций, их типология
и способы разрешения.

Целью
работы является анализ подобных ситуаций в психолого-педагогическом аспекте, что
предусматривает решение следующих конкретных задач:

1. Выявление
характеристик педагогического общения с точки зрения социально- педагогического
взаимодействия.

2. Определение типологии
стрессовых факторов педагогического общения.

3. Характеристика
типичных проблемных ситуаций и рекомендации их

разрешения.

Методы
исследования:

1.    
Анализ психологической литературы.

2.    
Наблюдение и психологический эксперимент.

3.    
Анализ и обобщение материалов
исследования.

Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения, выводов и списка литературы. Объем текста
(без списка литературы и содержания) составляет 25 страниц. Список
использованной литературы включает 28 источников.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Психическое здоровье
является частью общего здоровья. Как и физическое здоровье, оно оказывает
существенное влияние на чувство благополучия отдельных людей, а также целых
семей или общества. Исследования, проведенные в Европейском Союзе, показывают,
что профессиональная деятельность часто оказывает негативное влияние на
психическое здоровье. Более 75% сотрудников считают свою работу источником
стресса.

 Выводы исследования позволяют определить
профессии, в зависимости от их специфики, как более или менее подверженные
конкретным нарушениям психического здоровья. Профессия учителя, как профессия
социальных служб, считается одной из наиболее подверженных любым психическим
расстройствам, и, в частности, считается, что учителя наиболее подвержены риску
депрессии.

С учетом приведенных
данных одним из наиболее важных аспектов заботы о здоровье учителей должна быть
профилактика стресса и его последствий, например, профессионального выгорания. Стресс,
как один из основных факторов, влияющих на здоровье учителей, следует учитывать
при профилактике профессиональных заболеваний. Этот тезис может быть оправдан
тем фактом, что выгоды от снижения подверженности стрессам или формирования
навыков для минимизации их воздействия получат не только сами учителя, но и
руководители школ — работодатели и, прежде всего, молодые люди.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1.     Психология
стресса

 

1.1.        
Понятие о стрессе

 

Проблема
стресса была и остается одной из наиболее интересных и в то же время
недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия.

Экологические,
экономические, технологические, социокультурные изменения, произошедшие в нашей
стране в последние десятилетия, кардинально повлияли на изменения в жизни и
деятельности людей. Постоянные физические и эмоциональные нагрузки,
переживаемые в наши дни практически каждым человеком, значительно влияют на его
здоровье, полноценную жизнедеятельность [1].

Не
случайно проблема стресса является сегодня одной из важнейших проблем медицины.
Как отмечает Л.А. Китаев-Смык, согласно демографическим данным, на
протяжении последних десятилетий наблюдается специфическая «эпидемия стресса»,
лишающая жизни миллионы людей. Особенно это касается высоко индустриально
развитых стран.

 Создатель теории стресса канадский ученый
Г.Селье, раскрывая содержание этого термина, отмечал, что на воздействие
разного рода — холод, усталость, быстрый бег, страх, потерю крови, унижение,
боль и многое другое — организм отвечает не только защитной реакцией на данное
воздействие, но и неким общим однотипным физиологическим процессом вне
зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный
момент. Организм с помощью этого процесса как бы мобилизует себя целиком на
самозащиту, на приспособление к новой ситуации, на адаптацию к ней [25].

 Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул
весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым
подвергался организм в течение своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения”
общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой
ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный
бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их
накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые
последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная
деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения,
следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете
подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

 Стресс
– слово английское, произошло от французского estresse – угнетённость,
подавленность, которое, как предполагается, восходит к латинскому districtus
разделённый, от глагола distringere разделять (dis- отдельно + stringere крепко
связывать)
[13].

Селье
определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в
чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма.
И если рассматривать стресс именно как состояние человека, как реакцию его
организма, то устойчивость к нему действительно выглядит чем-то абстрактным и
непонятным.

В
русском языке стресс обозначает состояние повышенного нервного напряжения,
перенапряжения, вызванное каким-либо сильным воздействием. Под стрессом всё
чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные
нагрузки, приводящие к стрессу. В обыденной жизни большинство людей путают
понятие "стресса" с "дистрессом". Чрезмерно сильный и
вредоносный по своему характеру стресс называют "дистрессом". Именно
он оказывает разрушительное воздействие на организм и может приводить к
неприятным последствиям, о которых всем хорошо известно. Это различные
психосоматические заболевания (гастрит и язва желудка и двенадцатиперстной
кишки, гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца,
инфаркты, инсульты, гормональные нарушения, нарушения дыхания и т.д.).

 По
статистическим данным врачей, физиологов, социологов, психологов, у современных
людей произошло снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным
факторам, что, по мнению ученых, вызывает различные «болезни стресса». Многие
рассматривают стресс как неотъемлемый «атрибут» современной высоко
технократичной эпохи и указывают на необходимость интенсификации разработки
проблемы защиты от ситуаций стресса [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы