Курсовая теория на тему «Стратегия поведения в конфликте — уклонение, приспособление, конфронтация.»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 5
1.1 Конфликт как предмет изучения рядом наук 5
1.2 Стратегии поведения в конфликте 7
1.2.1 Стратегия уклонения 9
1.2.2 Стратегия приспособления 12
1.2.3 Стратегия конфронтации 13
ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИТКНЫХ СИТУАЦИЙ 16
2.1 Методы разрешения конфликтных ситуаций 16
2.2 Итоги конфликта в зависимости от применённой стратегии 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Актуальность работы. Поведение человека в социуме тесно связано с таким явлением как конфликт. Исследование данного фактора как своеобразного социально-психологического феномена требует выдвижения своеобразной аксиомы о конфликтности человеческого существования. Человек живет в обществе, действует в системе межличностных отношений, его деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей. За исключением потребности в воздухе, все остальные нужды никогда не удовлетворяются полностью на каждом из этапов жизни. Таким образом, человек обречен на конфликт. То есть, он довольно часто находится в конфликтных ситуациях и выбирает различные стратегии поведения, приводящие как к положительным, так и негативным последствиям.
В природе любого конфликта — бытового, производственного, и даже политического есть фактор ограниченности ресурсов. Некоторые специалисты-конфликтологи утверждают, что конфликт — естественное состояние для общества, поскольку человеческие потребности неограниченные, а ресурсы — наоборот. Вот люди и сталкиваются постоянно, желая отвоевать «свое». Интересы при этом у каждого свои, оттого конфликты и неизбежны. Но действительно ли это является правдой? Представления об ограниченности наших ресурсов и возможностей — всего лишь следствие ограниченности наших представлений.
По последним сведениями социологов и специалистов, человечество учувствовало приблизительно в 15 тысячах войнах; А это ведь одна из самых страшных форм разрешения социальных противоречий.
Таким образом, опираясь на этот факт, можно сделать вывод о том, что вся история цивилизации пронизана социальными противоречиями, решение которых часто становится невозможным без привлечения силовых методов и приемов.
Однако современный мир отличается человекоцентричностью, что подталкивает к более дипломатичным способам разрешения противоречий. Роль конфликта в основном зависит от того насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать не только причины возникновения конфликтной ситуации, но и структуру конфликта, потому данное исследование представляется актуальным.
Целью написания курсовой работы является: изучение в теоретическом и экспериментальном планах стратегий поведения в конфликте
Исходя из цели, задачами исследования являются:
1. Определить понятие «конфликт» с точки зрения различных наук.
2. Рассмотреть основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
3. Определить основные методы разрешения противоречий.
4. Смоделировать итоги разрешения конфликта в зависимости от выбранной стратегии.
Объектом работы является конфликтная ситуация. Предметом – различные стратегии человеческого поведения в случае противоречий.
Методы работы включают в себя анализ научной литературы по теме исследования, аналитический метод, исторический метод, метод моделирования.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Знание о сущности, природе возникновения, механизме развития конфликтов важно в практической работе по управлению конфликтами. Такие познания помогают правильно и своевременно диагностировать конфликт.
Для уяснения сущности конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения.
Целесообразно любой конфликт рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс).
Конфликт возникает при условии осознания противоположности интересов и активного противодействия отдельных индивидов (или групп), но это еще не создает реальных условий для его развертывания.
Предпосылкой для развертывания конфликта является создание в социальной системе (производственном коллективе) потенциала напряженности. Перерастание потенциальной напряженности в реальную означает появление субъекта конфликтного действия, окончательное формирование которого возможно в случае осознания индивидом реального факта недостатка важного жизненного ресурса, составляющего объект конфликта.
Любому конфликту предшествует спорная ситуация. Если возникшая ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели одним из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Активные действия со стороны хотя бы одного из участников, направленные на достижение его целей, рождают инцидент.
Характерными чертами конфликта является неопределенность результата, различие целей и образ действий каждой из сторон.
Конфликт начинается тогда, когда стороны начинают активно противостоять друг другу, преследуя свои цели. Развитие конфликта происходит с постепенным расширением состава участников, предмета конфликта. Окончание конфликта — прекращение действий всех противоборствующих сторон, вне зависимости от причин, по которым начался конфликт.
Проведение структурного анализа позволит выделить объективные (объект и предмет конфликта, проблему, инцидент, условия протекания) и субъективные (мотивы, потребности, цели, позиции, интересы и ценности участников) составляющие конфликта. Подобный анализ следует считать необходимой процедурой в технологии диагностирования при формировании описательной модели, которая опережает и позволяет правильно выявить меры по урегулированию конфликта на конкретной стадии его развития.
Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий, большое значение имеет их типологизация, которая и была произведена в данной работе. Классификационная характеристика и определение вида позволяют выбрать адекватный метод воздействия в системе управления конфликтами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
1.1 Конфликт как предмет изучения рядом наук
Понятие конфликта принадлежит и повседневному сознанию, и науке. Однако наука наделяет его своим специфическим содержанием. Каждый из нас знает интуитивно, что такое конфликт. Но найти содержание этого понятия нелегко. В повседневной жизни слово «конфликт» мы применяем к широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния разных социальных групп до служебных или супружеских расхождений во мнениях. Мы называем конфликтом семейный спор, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний с чувством долга и т.п.
Для начала работы необходимо определить, что же такое конфликт: это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, он является распространенной чертой социальных систем . Он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия, хотя он определенно не является «лучшей» из них. Оценка конфликта зависит от отношения к нему. Не следует воспринимать конфликт как однозначно деструктивное явление и так же однозначно его оценивать.
Слово «конфликт» происходит от латинского «confliktus» – столкновение. Практически неизменным оно есть в других языках. Это понятие в научном обращении утвердилось во второй половине XX столетия.
Конфликт в психологии определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. В педагогике – это столкновение разно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме . В литературе — разногласие, противоречие, столкновение, острая борьба, воплощенные в сюжете литературного произведения .
В юриспруденции конфликт определяется как ситуация, в которой две или более стороны противостоят друг другу, спорят по поводу юридических прав, обязанностей . Юридический конфликт может возникнуть по поводу признания, восстановления, нарушения юридических прав, неисполнения юридических обязанностей.
В политике конфликт – это один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов . Он может быть определен как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы.
Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития . Жизнь общества состоит из конфликтов и консенсусов. Социальная структура общества представляет собой неиссякаемый источник конфликтов и чем сложнее социальная структура, чем более дифференцированно общество, чем больше в нем, свободы — тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов целей, ценностей и соответственно больше источников для конфликта. Однако в социальной системе существуют множество механизмов и путей успешного разрешения конфликтов.
Искусство разрешения конфликтов — это искусство проникновения в мир других людей с целью воздействия на него.
Конфликт — не норма отношений, а реакция на утрату жизнеспособности по сути на некую социальную болезнь
Конфликт является реальным и объективным проявлением противоречий существующих постоянно в жизни людей, так как без противоречий и, следовательно, без конфликтов невозможны развитие ни отдельного человека ни групп людей ни общества в целом. Конфликт является довольно острой фазой вероятного разрешения противоречий через реальные действия людей.
Конфликт представляет собой зону бифуркации, в которой согласно законам синергетики, любое внешнее воздействие может принципиальным образом повлиять на развитие событий. Наличие конфликта придает развитию социума и индивида необратимый и направленный характер.
Анализ причин конфликтов позволяет понять, почему и как развивается конфликт, наметить способы его устранения. Но в реальной жизни, как правило, чистые, то есть обусловленные только одной группой причин, факторов, конфликты встречаются очень редко.