Курсовая теория на тему Стратегические меры по антимонопольному регулированию и развитию конкуренции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 2
Глава 1. Монополии в современной рыночной экономике 4
1.1. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции 4
1.2. Проблемы конкуренции в современной России 9
Глава 2. Перспективы антимонопольного и тарифного регулирования в рамках стратегического развития конкуренции 16
2.1. Акты стратегического планирования в рамках антимонопольной политики 16
2.2. Тенденции антимонопольной политики 19
Заключение 24
Библиографический список 25
Введение:
Актуальность. Правительство РФ подтвердило важность развития экономической конкуренции и приняло соответствующую Национальную программу — «Стандарт развития конкуренции». Для развития здоровой конкуренции необходимо предпринять следующие действия: Создать стимулы, условия, чтобы развивать новые секторы, обеспечивающие глобальную конкурентоспособность (прежде всего в высоких технологиях). Обеспечивать развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, мотивирующей производителей снижать издержки, обновлять ассортимент продукции с учётом потребительских ожиданий.
Не допустить развитие монополизма, следствием чего будут негативные социально-экономические последствия (компетенция Федеральной антимонопольной службы России). На мой взгляд, задачи поставлены слишком общие. О работе ФАС имеется много информации, внешне её результативность не подвергается сомнению.
Разработанность в литературе. Проблематике антимонопольного регулирования уделено определенное внимание в отечественных экономических исследованиях. Вопросам монополизма, развития конкуренции и антимонопольного регулирования посвящены работы, в том числе диссертационные, таких авторов как И.Стародубровская, Ю.Меркулова, А.Ахмедуев, Г.Макарова, Ю.Рубин, А.Барышева, А.Никифоров и другие.
Объект — антимонопольное регулирование.
Предмет — меры по антимонопольному регулированию и развитию конкуренции.
Цель – исследовать стратегические меры по антимонопольному регулированию и развитию конкуренции.
Задачи:
1. Рассмотреть монополии в современной рыночной экономике.
2. Проанализировать перспективы антимонопольного и тарифного регулирования в рамках стратегического развития конкуренции.
Методологическая и теоретическая база. Составили концепции и положения, содержащиеся в работах зарубежных и отечественных экономистов.
Структура курсовой работы. Работа состоит из Введения, Главы 1. Монополии в современной рыночной экономике, Главы 2. Перспективы антимонопольного и тарифного регулирования в рамках стратегического развития конкуренции, Заключения и Библиографического списка.
Заключение:
К сожалению, несмотря на наличие положительных примеров и практик ещё остаётся большое количество не решённых проблем, тормозящих развитие конкуренции. Некоторые из них усиливаются, несмотря на предпринимаемые правительством меры. Например, за последние три года количество унитарных предприятий в нашей стране увеличилось почти вдвое. Большинство из них работают на конкурентных рынках, не давая развиваться более эффективным коммерческим компаниям. Еще одна серьёзная проблема на пути развития конкуренции — очень высокий процент закупок компаний с государственным участием у единого поставщика. Наличие этих проблем приводит к тому, что в России уже несколько лет не происходит значительных сдвигов в сторону оздоровления и развития конкуренции.
В целях создания условий для развития конкуренции необходимо добиться активизации процессов малой приватизации, то есть приватизации неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Значимым импульсом к сокращению доли государственного участия в экономике может стать развитие так называемой инициативной (заявительной) приватизации недвижимого имущества для небольших имущественных комплексов. Как правило, такие объекты остаются неприватизированными из-за необходимости осуществления значительных (по сравнению со стоимостью продажи имущества) бюджетных затрат на оформление документов (кадастрирование, оценка).
В целях сокращения расходов бюджетов всех уровней целесообразно предусмотреть возможность оформления объектов за счет третьих лиц (заявителя или юридических лиц, привлекаемых для осуществления функций продавца) с последующей компенсацией затрат за счет покупателя.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Монополии в современной рыночной экономике
1.1. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции
Антимонопольное регулирование — совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Индустриально развитые страны имеют значительный опыт антимонопольного регулирования. Антитрестовское законодательство, впервые разработанное и принятое в США, затем получило распространение во всех промышленно развитых странах.
Применяются также административные меры: декартелирование, детрестирование (например, в экономике Германии и Японии после второй мировой войны). Обычная экономическая мера — ограничения на рост цен для монопольных производителей. Что касается монополизма в области новых и новейших технологий, то он, как правило, преодолевается посредством конкуренции, и задача государства — поощрять ее разными способами. Указанные выше меры по преодолению монополизма в целом применимы и для советской экономики, в которой уровень монополизации — наивысший среди индустриальных государств. Антимонопольное законодательство с учетом мирового опыта уже разработано и принято, на его основе создан специальный антимонопольный комитет. [11]
Развитие конкуренции – важный и необходимый шаг к формированию здоровой экономики региона, которая способствует снижению цен и повышению качества продукции и услуг за счет состязательности участников рынка. Реализация мер развития конкуренции, к примеру, на территории Волгоградской области осуществляется в соответствии с положениями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее – Стандарт), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2015 г. № 1738-р.
Внедрение Стандарта позволит:
1. Обеспечить реализацию системного и единообразного подхода к деятельности по развитию конкуренции на всей территории Российской Федерации с учетом специфики функционирования региональной экономики и рынков;
2. Сформировать прозрачную систему работы региональных органов государственной власти в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан Российской Федерации и общества в целом;
3. Создать стимулы и условия для развития и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранения административных барьеров;
4. Определить потенциал развития экономики региона, включая научно-технический и человеческий потенциал.
В целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 – 2020 годы (далее – План мероприятий). [4]
Во исполнение Плана мероприятий Минэнерго России ведет работу по реализации мероприятий, направленных на развитие конкуренции в сферах газоснабжения, нефти и нефтепродуктов, угольной промышленности и электроэнергетики, а также в пределах компетенции ряда мероприятий в сферах жилищно-коммунального хозяйства и телекоммуникаций.
Планом мероприятий предусмотрены следующие ожидаемые результаты по развитию конкуренции в отраслях ТЭК:
• переход к рыночному ценообразованию путем формирования цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах. Формирование биржевого и внебиржевого индексов;
• количество продавцов газа на организованных торгах (вне зависимости от принадлежности к группе лиц): 2019 год – не менее 6; 2020 год – не менее 7;
• доля реализованного на биржевых торгах газа к общему объему реализованного газа на внутреннем рынке: 2019 год – не менее 10; 2020 год – не менее 10;
• развитие рыночных механизмов ценообразования путем развития организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты, развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, дерегулирование цен по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам, предусматривающих поддержание объемов организованных торгов нефтепродуктов на уровне более 10 процентов поставок на внутренний рынок, увеличение объема совершаемых экспортных сделок на нефть;
• снижение количества нарушений в части соблюдения Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 623, по информации, предоставляемой ФАС России;
• снижение количества нарушений Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе путем повышения эффективности торговых политик;
• исключение тарифной дискриминации;
• прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования.
В части развития конкуренции в отраслях ТЭК предусмотрены меры по обеспечению доступа к услугам естественных монополий в газоснабжении, развитие механизмов и реализации природного газа на организованных торгах (товарных биржах и в торговых системах), развитие внутрироссийских биржевых механизмов реализации нефти и нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках, развитие механизмов, необходимых для реализации угля и (или) угольной продукции на товарной бирже, развитие конкуренции и долгосрочных отношений на оптовом и розничном рынках электроэнергии. [12]
Развитие конкуренции включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы, по которому также необходим динамичный этапный подход и регулярное обновление как набора отраслей, требующих развития конкуренции, так и ключевых отраслевых мероприятий. В дорожной карте определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках, реализация которых позволит достичь улучшений в качестве жизни граждан России за краткосрочный период. Разработанные меры охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, услуг дошкольного образования, нефтепродуктов.
Межведомственная рабочая группа по реализации положений стандарта развития конкуренции в регионах России поддержала предложение Центрального банка РФ дополнить стандарт мерами, направленными на повышение уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Соответствующий протокол опубликован 9 июля на сайте Минэкономразвития.
Среди предложений, которые Банк России ранее направлял в Минэкономразвития, есть пункт, посвященный повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов МСП.
В письме (имеется в распоряжении редакции сайта asi.ru), о котором идет речь в протоколе межведомственной рабочей группы, Банк России предлагает дополнить пункт 32 стандарта — системные мероприятия, направленные «на развитие конкурентной среды в субъекте РФ, в том числе»:
• на повышение уровня финансовой грамотности населения (потребителей) и субъектов малого и среднего предпринимательства;
• на повышение доступности финансовых услуг для субъектов экономической деятельности;
• на реализацию мер, направленных на выравнивание условий конкуренции как в рамках рынков товаров и услуг внутри субъекта РФ (темпы роста цен), так и между субъектами (темпы роста цен, уровни цен).
Разработка предложений по внесению изменений в стандарт развития конкуренции предусмотрена в плане реализации соглашения о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности, которое 20 апреля 2018 года подписали генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева и председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
В 2017 году Банк России подготовил и направил в правительство РФ, Минфин и Минэкономразвития России доклад о немонетарных факторах инфляции и мерах по снижению ее волатильности, одним из механизмов которых является реализация стандарта развития конкуренции в субъектах РФ, который утвержден распоряжением правительства от 5 сентября 2015 года. [14]
Помимо пунктов по повышению финансовой грамотности в стандарт также будут внесены изменения, предусматривающие расширение перечня обязательных рынков (ключевые показатели развития конкуренции, в т.ч. отражающие долю организаций частной формы собственности в отраслях экономики субъектов РФ). Данные показатели будут сформированы на основе предложений регионов, предоставленных во исполнение подпункта «а» пункта 2 перечня поручений президента РФ, и последующего согласования ФАС России с профильными министерствами. После внесения Минэкономразвития России согласованных показателей в стандарт, регионы начнут производить соответствующие изменения в своих «дорожных картах».