Курсовая теория на тему Страны Центральной Азии в мировом хозяйстве: общая характеристика и сравнительный анализ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Особенности экономического развития государств Центральной Азии 5
1.1. Характеристика ресурсного потенциала региона 5
1.2. Особенности транзитного потенциала 17
2. Оценка тенденций и перспектив экономического развития стран Центральной Азии 21
2.1. Специфика экономических интеграционных процессов 21
2.2. Внешние связи ЕАЭС 27
Заключение 32
Список использованных источников 35
Введение:
Геополитическая среда ЦАР осложняется как внутренними проблемными аспектами, так и противоречивым внешним влиянием. На и без того исторически сложившихся непростых отношениях между странами региона возникают новые проблемы. В очень маленьком регионе интересы крупнейших мировых игроков — ключевых мировых ньюсмейкеров — России и КНР, США и ЕС, Японии и Южной Кореи, Ирана и Турции — одновременно сконцентрированы и объединены в сложный комплекс. Многие из них утвердили свои стратегии для небольшого региона в центре Евразии.
География региона, ранее воспринимавшаяся как большой минус для его экономического развития из-за его значительного отдаления от моря (Каспийское море не учитывается), сегодня, напротив, играет в пользу всех благоприятных перспектив в контекст транспортных и логистических проектов через Евразию. Ранее Центральная Азия, ее значение, выживание и жизнеспособность были в значительной степени недооценены. В дополнение к усилиям отдельных экспертов и международных «мозговых центров», регион не всегда воспринимался всерьез на уровне правительств крупными геополитическими игроками. Сегодня ситуация резко меняется, и есть основания полагать, что в ближайшие десять лет международный интерес к Центральной Азии будет только возрастать.
Внимание к региону привлекает энергичное укрепление экономического положения Китая. В частности, стратегическая направленность Пекина на Центральную Азию очевидна как ключевой элемент долгосрочного строительства сухопутного континентального моста на европейские рынки в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Более сотни миллиардов долларов США в виде инвестиций в инфраструктуру, крупных экономических проектов и открытия китайских морских портов создали новые возможности для развития Центральной Азии. Это стало мощным раздражителем для резкой интенсификации в последние годы многочисленных геоэкономических и политических процессов в Евразии (которые открывают как новые возможности, так и новые проблемы).
В результате деятельности Китая Центральная Азия стала эпицентром политики многих международных игроков. Таким образом, расширение Евразийского экономического союза продолжилось в связи с вступлением Кыргызстана и подготовкой к членству в Таджикистане. Соединенные Штаты, которые приняли закрытую версию своей стратегии в Центральной Азии и поддержали региональный диалог C5 + 1, пересмотрели свои концептуальные подходы.
Европейский Союз давно пытается нащупать свою стратегию. Неожиданно на протяжении многих лет Япония и Индия стали заметно активнее в регионе, Иран начал восстанавливать свои контакты с Центральной Азией, и Иран постепенно выходит из-под санкций, роль которых, вероятно, возрастет. Ситуация интересная, потому что внутренние региональные изменения пересекаются с критическими процессами на глобальном контуре. , Известная глобальная система находится в состоянии транзита, когда новая геополитическая и экономическая архитектура еще не создана, а старая больше не отвечает интересам основных игроков. Технологическая парадигма мира резко меняется. На фоне снижения эффективности международных институтов безопасности сохраняется высокий уровень конфликтов во многих регионах, в том числе в Центральной Азии.
Все это может способствовать новому позиционированию нашего региона в мировых процессах. В связи с этим задача состоит в том, чтобы понять, каким может быть регион Центральной Азии в ближайшее десятилетие и как он будет развиваться в условиях новой глобальной реальности.
Центральная Азия — очень сложный, противоречивый и неоднозначный регион. В этом его уникальность, проблемы, риски и возможности. Сегодня ведущие мировые «фабрики мысли» активизировали работу по прогнозированию развития ситуации в Центральной Азии и разработке стратегий дальнейшего расширения влияния в регионе. В целом аналитики из ведущих аналитических центров признают растущую роль, которую Центральная Азия играет в мировой политике.
В то же время эта роль интерпретируется несколько своеобразно: наделенный ею регион выглядит не как самостоятельный политический игрок, а как «поле битвы» или «шахматная доска» ведущих мировых держав. Такие обобщенные марки не отражают ситуацию в регионе и ее меняющуюся роль в евразийской геополитике и геоэкономике.
Объект исследования: международные экономические отношения
Предмет исследования: экономика стран Центральной Азии
Цель исследования: изучить особенности и роль стран Центральной Азии в мировом хозяйстве
Основные задачи исследования:
— охарактеризовать ресурсный потенциал региона Центральной Азии;
— определить особенности транзитного потенциала стран Центральной Азии;
— охарактеризовать специфику экономических интеграционных процессов в регионе Центральной Азии;
— рассмотреть внешние связи ЕАЭС.
Заключение:
В государствах Центральной Азии после обретения независимости они подвергаются неоднозначным политическим и экономическим процессам. Политические режимы постсоветского периода при всем их этнографическом и идеологическом разнообразии объединены одной общей характеристикой — их нестабильностью. Это стало результатом распада СССР, образования новых национальных государств Центральной и Восточной Европы, радикальных изменений в общественном сознании 1990-х годов. Стремительный характер изменений конца двадцатого — начала двадцать первого века. породил феномен высоких ожиданий, типичных для революций, которые новые правящие режимы в большинстве случаев были не в состоянии удовлетворить. Результатами отказа от иллюзий переходного периода в массовом сознании стали распространение чувства апатии и разочарования, общепризнанный «дефицит демократии» и интенсивный поиск новых стратегий самоопределения.
Для экономического развития региона важную роль играет тот факт, что Центральная Азия является крупнейшим контрольно-пропускным пунктом советского пространства после России. Он занимает связующее положение между западной и восточной частями Евразии и промежуточным звеном между развитым Севером и развивающимся Югом. Это также один из самых богатых регионов мира по запасам полезных ископаемых. Пространственное положение и богатство ресурсов делают Центральную Азию важным театром мировой политической игры.
Особо следует упомянуть геостратегическое положение Центральной Азии — единственного региона мира, все страны которого не имеют доступа к океанам. Расстояние от южных границ Центральной Азии до ближайших морских портов на побережье Аравийского моря и Персидского залива составляет от 2 до
3,5 тыс. Км. Более того, по пути к ним необходимо пересечь территории других государств (Узбекистан и Лихтенштейн — две страны мира, отделенные от кратчайшего доступа к Мировому океану не одним, а двумя государствами). В то же время республики региона географически далеки от наиболее экономически развитых и обширных территорий Евразии, в частности, от Дальнего Востока и стран Евросоюза, которые представляют наибольший интерес для экспорта их товаров. Итак, чтобы добраться до ближайших государств ЕС из глубоких регионов Центральной Азии, необходимо преодолеть около 4 тыс. Км.
В то же время преимущества транзитного положения региона в отношении перемещения товаров, услуг и пассажиров в широтном и меридиональном направлениях очевидны. Действительно, в странах, непосредственно граничащих с Центральной Азией или географически прилегающих к ним, проживает около 3 миллиардов человек. Эти преимущества будут увеличиваться по мере завершения прокладки новых транспортных коммуникаций — железных дорог, автомагистралей и трубопроводов.
Общая численность экономически активного населения республик Центральной Азии (по методологии Международной организации труда) превышает 37 миллионов человек. Правда, фактическая численность занятых меньше, что во многом связано с трудовой миграцией. Так, только в России, согласно опубликованным данным, в странах региона работают около 1,5 млн. Человек. Большая часть заработанных ими денег направляется на родину для содержания их семей, что в определенной степени поддерживает социально-экономическое развитие этих стран. Например, в Таджикистане объем денежных переводов от трудовых мигрантов составляет около 20% ВВП республики.
Одним из важнейших активов государств региона является гораздо более высокий уровень образования, научного и творческого потенциала, чем в странах с сопоставимым доходом на душу населения. Однако сокращение финансирования государственной системы образования, стандартов обучения, эмиграция некоторых ученых, инженеров и других специалистов, вызванное экономическим спадом в 1990-х годах, выдвинуло в ряде стратегических задач качество трудовых ресурсов, интеллектуального капитала и создание условий, необходимых для их дальнейшего развития.
Наряду с преимуществами транзитной ситуации, достаточностью и достаточно высоким качеством трудовых ресурсов государства региона обладают мощным разнообразным природно-ресурсным потенциалом, необходимым для эффективного развития ключевых отраслей промышленности, сельского хозяйства и обеспечения высокого уровня жизни на этом основа. Конечно, страны Центральной Азии обладают этими ресурсами по-разному, однако в условиях тесного сотрудничества, кооперации и продуманного разделения труда на взаимовыгодной основе избыток ресурса в одной республике может компенсировать его нехватку. другой.
Доказанные запасы угля в этих республиках превышают 38 трлн тонн, нефти — 3,3 трлн тонн, природного газа — 6,7 трлн м3. Следует также добавить такие важные источники энергии, как уран (его надежные запасы близки к 0,7 млн. Тонн) и гидроэнергетика (около 500 млрд. Киловатт в год). Однако эти ресурсы распределены неравномерно: 85-90% нефти и угля сосредоточено в Казахстане, более 40% газа в Туркменистане, около 30% каждый в Узбекистане и Казахстане; На Таджикистан приходится 75% гидроэнергетических запасов.
Богатый и разнообразный природно-ресурсный потенциал, достаточность и высокое качество трудовых ресурсов обеспечили странам Центральной Азии заметные позиции в мировой экономике, в частности, в производстве и экспорте многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Оценивая эти позиции, следует иметь в виду, что с точки зрения их производственного и экономического характера страны региона являются прежде всего аграрно-промышленными. Об этом также свидетельствует преобладание сельского хозяйства над промышленностью и строительством не только в структуре занятости населения (во всех республиках), но и в структуре валовой добавленной стоимости (в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане).
В центрально — азиатском регионе существуют основные предпосылки для интеграции, которые основаны на исторической связи народов и формируются в рамках геополитических, геостратегических, экономических, социальных, демографических, цивилизационных, конфессиональных, государственно-политических и этнических реалий. В течение полувека экономики государств региона создавались как неотъемлемая часть единого союзного народнохозяйственного комплекса. Распад СССР и коренное изменение экономических условий привели к расширению комплекса проблем, которые государства могут решать только совместно.
Страны Центральной Азии связывают общие задачи переходного периода, которые заключаются в реформировании политических и экономических структур. В этой ситуации главной проблемой для них стал поиск путей объединения усилий для эффективного использования общего экономического потенциала.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности экономического развития государств Центральной Азии
1.1. Характеристика ресурсного потенциала региона
Центральная Азия — это регион, расположенный довольно глубоко на евразийском континенте. Он отделен от побережья мирового океана и морских торговых путей на несколько тысяч километров. Тем не менее, с древних времен для многих соседних и региональных держав Центральная Азия поддерживала довольно высокий транзитный потенциал. Здесь были и их «корабли пустыни» — верблюды, поголовье которых в меньшем объеме, но остается и по сей день .
В течение XIX в. Большая часть региона находилась под контролем Российской империи, и развитие транзитных маршрутов продолжалось, но уже на основе развития железнодорожного транспорта. Новые пути — Транскаспийская железная дорога, Транссибирская магистраль и их ответвления — связывали Центральную Азию, прежде всего, с Россией.
В двадцатом веке. Продолжалось развитие железнодорожной сети, появилась сеть автомобильных и авиационных сообщений. Интересно, что именно в один из аэропортов Центральной Азии — Алма-Ату с 1975 года совершил рейсы первый в мире пассажирский сверхзвуковой авиалайнер Ту-144, созданный в СССР. Однако эта сеть развивалась прежде всего для связи центра Советского государства с его окраинами.
После распада СССР особенности транспортных коммуникаций начинают меняться. Границы открываются, и транспортные потоки разворачиваются во внешнюю среду. Некоторые столицы регионов (Ташкент и Ашхабад) становятся авиационными узлами — центрами международных перевозок, Ташкент также становится крупным сервисным центром для европейских и американских самолетов .
Ряд политических факторов ослабляет транзитный потенциал региона. Прежде всего, это политические различия стран, основанные на экономических, политических, территориальных и этнических противоречиях. Туркменистан с 1999 года ввел визовый режим со своими соседями в регионе. Отношения Узбекистана со своими соседями Таджикистаном и Кыргызстаном самые интенсивные. Частично границы с этими странами защищены минными полями, карты которых Узбекистан не передает соседям, ссылаясь на то, что он не подписал Оттавскую конвенцию.
Развитие региональной интеграции в постсоветскую эпоху осложнялось углублением социально-экономических различий. В этом противостоянии богатые природными ресурсами страны (Узбекистан, Казахстан и Туркменистан) находятся, с одной стороны, и бедные, густонаселенные (Кыргызстан и Таджикистан) — с другой.