Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Страхи у детей в дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ 5
1.1Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе 5
1.2Природа детских страхов 11
1.3 Способы коррекции детских страхов 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка ложится немало неблагоприятных факторов, которые могут не только за-медлить развитие потенциальных возможностей человека, но и повернуть вспять процесс его развития. Поэтому большое внимание уделяется про-блеме страха в работах отечественных психологов и психотерапевтов, ко-торые отмечают увеличение числа детей с различными страхами, повы-шенной возбудимостью и беспокойством.
Страхи детей в той или иной степени связаны с возрастными особен-ностями и носят временный характер. Однако страхи тех детей, которые сохраняются в течение длительного времени и испытывают трудности у ребенка, говорят о нервной слабости ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются призна-ком неприятностей. Большинство причин, как отмечают психологи, кро-ются в области семейных отношений, таких как попустительство, непосле-довательность в воспитании, негативное или слишком требовательное от-ношение к ребенку, которое вызывает у него беспокойство, а затем фор-мирует враждебность по отношению к миру.
Психика ребенка характеризуется повышенной восприимчивостью, уязвимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздей-ствиям. Невротические страхи возникают в результате длительных и не-разрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невро-тические страхи требуют особого внимания психологов, учителей и роди-телей, поскольку при наличии таких страхов ребенок становится скован-ным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, разви-вается аффективное замыкание. В связи с этим вопрос ранней диагностики невротических страхов является острым.
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов стали важными из-за их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным существует острая необходимость в комплексном подходе к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семей. Эта работа может быть выражена как в ознакомлении родителей с результатами исследования в приемлемой форме, так и в от-правке родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может повлиять не только на внешние аспекты проявления страхов, но и на обстоятельства, которые его вызывают.
Страхи, эмоциональные расстройства могут быть исправлены и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому крайне важно свое-временно связаться со специалистом и принять меры по преодолению фо-бий у ребенка. В связи с этим наиболее актуальной для практической пси-хологии и педагогики является задача поиска наиболее эффективных спо-собов выявления и преодоления психического недуга ребенка.
Объект исследования: страхи.
Предмет исследования: страхи в детском возрасте.
Цель исследования: выявить влияние детских страхов на поведение ребенка и определить, как их исправить в дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Проанализировать работу отечественных и зарубежных ученых по проблеме фобий.
2.Изучить психологические причины формирования детских стра-хов.
3.Выявить природу детских страхов и способы их устранения в до-школьном возрасте.
Методологической основой являются теоретические положения, вы-двинутые в работах русских ученых А.И. Божович Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев А.В. Запорожец, Л.А. Петровский, Т.М. Мишина А.С. Спива-ковская, К.Д. Ушинский, А.Т. Лидеры К. Изарда, исследующие эмоцио-нальную и личную сферу, тревоги и страхи у детей, а также которые отме-чают важность нормального протекания процессов психики в формирова-нии личности ребенка.
По мнению К. Изарда, страх относится к базовым эмоциям – это внутренние состояния человека, возникающие в результате грозящей ре-ально или предполагаемой опасности.
Изучению детских страхов посвящено много работ А.И. Захарова, где он отмечает, что страх представляет собой средство познания окружа-ющей действительности, ведущее к более критичному отношению к ней.
А.И. Божович Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев А.В. отмечают, что страх – это эмоция, которая представляет собой временное внутреннее со-стояние личности, возникающее под воздействием стрессовых факторов, определенным образом влияющее на все психические процессы. Запоро-жец, Л.А. Петровский, Т.М. Мишина А.С. Спиваковская, К.Д. Ушинский, А.Т. Ли-деры считают, что страх у детей младшего школьного возраста обладает некоторыми специфическими чертами. В жизни младшего школьника появляются серьезные заботы и обязанности, связанные с по-сещением образовательного учреждения, получением отметок и выполне-нием домашних заданий, изменяются мотивы поведения, отношение к са-мому себе и окружающему миру, то страхи качественно преобразуются и изменяются.
Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С.Лебединской, А.В.Суворовцевой, И.В.Дубровиной, А.И.Захарова, Рейнгольд, Робинсон, Г.Эберлейн. Эти авторы считают, что что многие страхи являются внушенными, и они не имеют под собой реальной основы. Возникновение большей части детских страхов определяются особенно-стями развития, связанными с возрастом, и они имеют временный харак-тер. В подобных случаях детские страхи исчезают, если подобран пра-вильный подход к пониманию и устранению причин их возникновения.
В работе использовались следующие методы психологического ис-следования: анализ литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Детский страх — это специфический (возрастной) страх, возникающий у ребенка. Дети часто боятся явлений, которые, как правило, не вызывают у взрослого страха (например, тьма, герои сказок). Появление детских страхов связано с различными причинами, включая внешнюю среду (например, запреты для взрослых, которые не понятны ребенку, внушение от других детей). Выделяют естественные и социальные детские страхи. Естественные детские страхи (страх перед смертью родителей, страх перед животными и др.) Возникают у детей до 8 лет. В подростковом возрасте страхи обычно носят социальный характер, хотя у некоторых подростков сохраняются естественные страхи (например, страх одиночества). Детский страх обычно исчезает через 3-4 недели, но у некоторых детей он может пройти. В этом случае ребенок проходит специальные уроки от психоло-га, который использует различные методы психокоррекции (арт-терапия, сказочная терапия и др.). У некоторых взрослых есть детские страхи (например, боязнь высоты), которые не исчезли своевременно.
Основным условием успеха в проведении занятий является желание работать с детьми и настойчивость в достижении целей. Также желательно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей. Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положи-тельного примера взрослых, самокритичного признания их недостатков и их преодоления, перестройки неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкости и спонтанности в образовании, снижения тревожности, чрезмерная опека и чрезмерный контроль создают необходимые условия для успешного устранения страхов. Прежде всего, необходимо проанали-зировать происхождение страхов у ребенка, так как часто случается, что взрослые прикладывают немало усилий, чтобы создавать страхи у детей: сами они много боятся, не пытаются преодолеть их страхи, но, напротив, вдохновить их на детей. Такое поведение значимо для взрослого ребенка, помогает закрепить страхи. Результатом психологической коррекции страхов может быть:
закрепление достигнутых положительных результатов за счет по-вышения компетентности ребенка;
способность контролировать себя в экстремальных и просто пуга-ющих ситуациях, используя положительную сторону страха на благо себя (мобилизует физические силы, ускоряет работу ума, фокусирует внима-ние);
разработка методов психологической защиты и коппинг-поведения (совладающее поведение), воспитание первых элементов психологической культуры.
Таким образом, правильная коррекция страха у детей, учитываю-щая основную причину страха, может помочь ребенку мобилизовать его ресурсы в будущем, так что другой страх — это только стимул для разви-тия, а не новая фобия. Психологи описывают различные способы и техно-логии преодоления тревоги и страхов у детей. Такие технологии включа-ют в себя целые комплексы техник и упражнений. В любой группе всегда есть взволнованные дети или дети, которые испытывают страхи в различ-ных сферах деятельности. Психолог, работающий в такой группе, должен работать над устранением страхов, используя отдельные методы и прие-мы. Эта работа будет иметь эффект только в том случае, если в семье и в дошкольном учреждении будут созданы благоприятные условия, где дру-гие будут поддерживать хорошие условия для ребенка. Важны также ре-комендации родителям: принять решение помочь детям полностью изба-виться от страхов — это значит принимать активное участие в их жизни. Это достигается совместными действиями, прогулками, детскими пред-ставлениями, рисованием, увлекательными поездками и различными спор-тивными мероприятиями. Любая деятельность детей со взрослыми и сверстниками, подвижные игры, смех, шутки, чтение, игра в сказки и про-стые рассказы, придуманные детьми, могут создать эмоционально лучшие условия для детства, которое не омрачается страхами, с которыми ребенок не может справиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ
1.1Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе

В современных условиях жизнедеятельности человека страх настоль-ко распространено психологическое явление, оно не требует пояснений, каждый его знает из собственного опыта. Существование страха обуслов-лено биологически, ведь страх — это одно из условий существования высо-коорганизованных животных. Благодаря страху они чувствуют опас-ность.
Одну из первых попыток рационализировать представления челове-ка о своем страхе сделал древнегреческий философ Эпикур. Подобно Эпикуру, Лукреций считал, что основным средством преодоления людьми страха является их мыслительно-умственная деятельность: «Если бы мыс-ли у них были умные. Стал бы их ум свободным от больших дел и стра-хов » .
Существенный вклад в разработку проблемы страха сделал на ос-нове диалектико-идеалистической позиции древнегреческий философ Пла-тон. Он считал, что душа человека в поисках истины имеет дело с мысля-ми, то есть, «чем темнее знания, но яснее за незнание». В таком случае, например, мужество выступает как сила, которая сохраняет мнению об опасности. Платон утверждал, что такая сила, которая постоянно сохра-няет верные и законные мысли о вещах страшных и страшны должен называться мужеством.
«Страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологиче-скому или социальному существованию индивида и направленная на ис-точник действительной или мнимой опасности» .
В переводе с латинского языка страх означает «тесно». Некоторые ученые (З. Фрейд, К. Юнг) считают, что процесс рождения ребенка может обусловить возникновение в ней страха. Позже, он проявляется в небла-гоприятной для ребенка психически напряженной ситуации, в частности, из-за недостаточного родительского тепла, душевной незащищенности. Отсутствие человека, заботящегося о ребенке, даже в период новорожден-ности вызывает у нее бессознательное чувство страха, так называемого, раннего страха. Именно у маленьких детей можно связать страх с причи-ной нервных нарушений в физические и душевные развития .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы