Курсовая теория на тему Страхи детей среднего школьного возраста как фактор возникновения конфликта в отношениях ученик — учитель
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию страхов у детей среднего школьного возраста 5
1.1. Страх как проблема педагогической конфликтологии 5
1.2. Причины возникновения страхов у детей среднего школьного возраста 6
1.3. Виды конфликтов в образовательной среде 5
1.4. Состояния тревожности в системе отношений «ученик – учитель» среднего звена общеобразовательной школы 19
Вывод по главе 1 22
Глава 2. Пути снижения уровня страхов и конфликтности в отношениях «ученик – учитель» 23
2.1. Виды страхов у детей среднего школьного возраста 23
2.2. Методические рекомендации для занятий с педагогами и учениками среднего возраста по снижению уровня страхов и конфликтности 29
Вывод по главе 2 36
Заключение 37
Список литературы 39
Введение:
Конфликты, носящие межличностный характер, в большинстве случаев остаются мало контролируемыми и управляемыми, и как правило, труднее всего подвергаются собственно управлению ими, то есть остаются зачастую неразрешимыми, что приводит в многочисленным неконструктивным и негативным последствиям, значительно осложняя деятельность как руководителей организации, так и самих работников. Особенно актуально это становится в условиях образовательной среды. Исследованию конфликтов, их роли и функциям, в том числе в образовательной среде, посвящено большое количество работ. Несмотря на достаточно подробно и детально разработанные методы разрешения конфликтов, в том числе через медиацию, единого универсального способа их урегулирования не существует.
Профессиональный педагог призван быть посредником (медиатором), грамотно регулирующим процесс конфликта [19]. Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия на личность, ученые (А.М. Прихожан, А.М. Столяренко, П.Ф. Талызина и др.) указывают, что преодоление конфликтных ситуаций, эффективное управление конфликтами, в том числе межличностными, возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующего им высокого уровня профессиональной культуры педагога [24-26; 30].
Особенно остро в наши дни стоит вопрос о том, каким образом и в какой степени оказывает учитель влияние на состояние тревожности у школьника. Актуальность данной темы состоит в том, что тревожность является причиной многих проблем у детей данной возрастной категории. Для выявления и устранения негативных факторов представляется важным проанализировать все основные моменты, оказывающие влияние на состояние тревожности в школьной среде 5-9-х классов (среднего звена).
Данная возрастная категория выделена в связи с тем, что ребенок вступает в новую для себя социальную среду, отличающуюся от младшего звена, и формирование его личности в будущем образовательном процессе во многом будет зависеть от того, как пройдет его адаптация на данном этапе.
Цель работы: исследовать взаимосвязи между страхами у детей среднего возраста и возникновением конфликта в диаде «учитель – ученик».
Предмет исследования: страхи детей среднего возраста как фактор возникновения конфликта с педагогом, объект исследования – детские страхи.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
выявить причинность возникновения страхов у детей среднего возраста;
определить виды страхов у детей среднего возраста;
разработать методические рекомендации для занятий с педагогами и учениками среднего возраста по снижению уровня страхов и конфликтности.
Основная гипотеза: Страхи детей среднего школьного возраста могут стать источником возникновения конфликтной ситуации с педагогами.
Частная гипотеза: на возникновение конфликтной ситуации в отношении «ученик – учитель» влияет наличие страхов у детей среднего возраста; на причинность возникновения и характеристику страхов у детей среднего возраста влияют конфликтные отношения с педагогами.
Соответственно цели, задачам и гипотезе исследования была определена следующая структура работы: введение, две главы, включающие 4 параграфа, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Подводя итог исследованию взаимосвязи между страхами у детей среднего возраста и возникновением конфликта в диаде «учитель – ученик», можно сделать следующие выводы.
1. В литературе представлено большое количество подходов к определению сущности конфликта, но в целом во всех них отмечается, что в его основе лежит несогласие сторон, при котором одна сторона пытается претворить в жизнь именно свой вариант, не допуская решения проблемы другой (конфликтующей) стороны. В зависимости от количества и уровня участников конфликты типологизируются на несколько групп (между индивидуумами и группами и между группами, межличностные, групповые, организационные и пр.).
2. Страхи и тревожность как причины конфликтности у детей среднего звена школы могут выражаться в стремлении привлечь внимание, постоянном желании победить в конкурентной борьбе, страхом быть брошенным, боязнью «ущемления» прав – все эти модели поведения провоцируют детей на конфликтное поведение.
Следовательно, страхи и тревожность детей среднего школьного возраста могут стать причиной конфликтов в диаде «Ученик – учитель», если педагог не только не прогнозирует возможного поведения такого ребенка, но и сам относится к одному из типов конфликтной личности. Отсюда – направления работы в образовательной среде – как с детьми и их родителями по профилактике или снижению уровня конфликтности, так и с педагогами, в силу личностных особенностей, профессионального выгорания и пр., демонстрирующими высокий уровень конфликтности.
3. Для профилактики конфликтов в образовательной среде, снижении страха и тревоги у детей как причине их появления были подобраны следующие упражнения и игры, а также тренинг. В литературе представлено достаточно много различных тренингов, деловых и ролевых игр, различных упражнений, направленных как на повышение конфликтологической грамотности и компетентности педагогов, так и на умения рефлексировать и отрабатывать навыки поведения в конфликте. Все они могут быть использованы в управленческой практики для профилактики конфликтогенного поведения, а в случае возникновения конфликтов – для эффективного управления ими.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию страхов у детей среднего школьного возраста
1.1. Страх как проблема педагогической конфликтологии
За последние десятилетия интерес к теме страхов становится предметом междисциплинарных исследований, привлекая внимание исследователей, педагогов-практиков, медиков и психологов.
Страх, выступает как психоэмоциональное состояние личности, имеет не только биологические причины, связанные с инстинктами самосохранения и продолжением рода, но и определяется социальными факторами развития.
Р.С. Немов считает, что страх – это сильная эмоция типа аффекта в ситуациях реальной или мнимой опасности, сопровождающаяся чувством боязни, тревоги [19]. А.И. Захаров относит страх к фундаментальным эмоциям человека, возникающим как ответная реакция на действие угрожающего стимула. Но преобладание страха ведет к негативным психологическим последствиям [13].
Так, А.И. Захаров условно делит страх на ситуативный и личностный, отмечая, что они смешиваются и дополняют друг друга: ситуативный страх возникает в необычной, опасной обстановке, личностно обусловленный страх предопределен характером человека [12].
Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.
Хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающими людьми.
Ю.В. Щербатых к социальным страхам относит следующие страхи: войны, боязнь за своих близких, публичности, бедности, смерти, изменений в жизни и т.п. [37]. Подростки часто недовольны своей внешностью, они боятся, что это может стать причиной насмешек, также, как и неудачи в школьной и личной жизни. Они боятся выглядеть глупо и выслушивать критику. Характерной особенностью данного возраста является то, что все ужасы, которые переживают подростки, они относят только к себе и не могут принять того факта, что подобные проблемы присущи абсолютно всем.
Страх, как и любое другое переживание и эмоция, является полезным, когда точно выполняет свои функции и исчезает. Он регулирует поведение ребенка и адаптирует его к жизни. Для того, чтобы обеспечить нормальное протекание этого процесса, необходимо знать об особенностях каждого возрастного периода, о многочисленных причинах возникновения страха и о способах его преодоления. Так же, необходимо разработать рекомендации для участников образовательного процесса, родителей и детей.
Таким образом, страх – неизбежная составная часть нашей жизни. Педагогическая проблема в отношении к страху заключается не в том, чтобы искоренить страх, а в том, чтобы привести его в границы здоровой реакции.