Курсовая теория Гуманитарные науки История России

Курсовая теория на тему Столыпин и его программа преобразования России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Пётр Столыпин: становление реформатора 6

1.1. Ранние годы и становление личности П.А. Столыпина 6

1.2. Начало политической карьеры П.А. Столыпина 8

Глава 2. Реформаторский курс П.А. Столыпина. 15

2.1. Политика правительства: умиротворение и реформы 15

2.2. Аграрная реформа 20

2.3. Историческое значение реформ П.А. Столыпина 25

Заключение 30

Список источников и литературы 32

  

Введение:

 

Среди целой плеяды выдающихся отечественных реформаторов П.А. Столыпин (1862-1911) занимает особое место. В отечественной историографии существуют самые разные оценки его вклада в отечественную историю. С одной стороны, часть исследователей продолжает придерживаться традиционных советских оценок, в соответствии с которыми П.А. Столыпин представал душителем свободы, реакционером и мракобесом. С другой стороны, в современной исторической науке за прошедшие тридцать лет ясно оформилось апологетическое направление, представляющее П.А. Столыпина как выдающегося государственного деятеля, а его реформаторский курс – как последнюю и вполне реальную попытку сохранить империю и монархию. Иначе говоря, с именем П.А. Столыпина многие связывают нереализованную возможность мирного и эволюционного развития России в начале XX в., полагая, что он был единственным человеком в правящем классе империи, который мог дать ей шанс избежать революции, распада страны и террора.

Иначе говоря, фигура П.А. Столыпина продолжает оставаться весьма противоречивой, а его реализованные и нереализованные идеи и сегодня не выглядят столь уж бесспорными и очевидными. Именно поэтому тема, связанная с реформами П.А. Столыпина, и сегодня сохраняет свою актуальность как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, и его имя по-прежнему не сходит с книжных страниц и журнальных статей. Это особенно очевидно в нынешнем 2022 г., когда передовая российская общественность отмечает 160-летие со дня рождения великого реформатора.

Предметом исследования является отечественная история начала XX в., объектом – политика реформ, осуществляемых правительством П.А. Столыпина в 1906-1911 гг. Цель работы состоит в том, чтобы выявить и охарактеризовать основные особенности реформаторского курса.

В ходе работы необходимо решить следующие задачи:

– осветить становление личности П.А. Столыпина и процесс его превращения в государственного деятеля всероссийского масштаба;

– охарактеризовать историческую обусловленность и непосредственные предпосылки столыпинских преобразований;

– выявить основные этапы реформаторского курса;

– оценить ближайшие и отдалённые исторические последствия правительственных реформ начала XX в.

Сочинения, использованные в настоящей работе, представлены трудами таких известных специалистов по столыпинской эпохе, как А.Я. Аврех, П.С. Кабытов, А. Соколов, В.В. Казарезов, А.Ф. Смирнов, Л.Т. Сенчакова, С.Ю. Рыбас, А.Б. Зубов, О.В. Будницкий, А.П. Корелин, В.Г. Тюкавкин, А.В. Островский . Использованы и работы зарубежных историков .

Источники, использованные при написании данной работы, представлены, прежде всего соответствующими документами и материалами, отражающими деятельность П.А. Столыпина на протяжении его государственной службы . Они представлены в том числе и материалами речей самого П.А. Столыпина, произнесённых им с высоких трибун .

Мемуарные источники представлены воспоминаниями государственных деятелей Российской Империи начала прошлого столетия (например, С.Ю. Витте и В.А. Маклакова) , а также дочери П.А. Столыпина М.П. Бок . Использованы в работе и эпистолярные источники .

Хронологические рамки работы охватывают период жизни и деятельности П.А. Столыпина – от его ранних лет до трагической гибели. При этом основной акцент, конечно же, сделан на периоде 1906-1911 гг., на протяжении которого Пётр Аркадьевич занимал пост главы царского правительства.

Территориальные рамки работы включают в себя как Российскую Империю в целом, так и те регионы и населённые пункты, в которых П.А. Столыпину довелось жить и трудиться в разные периоды его биографии.

По своей структуре работа состоит из двух глав. В первой главе говорится о процессе становления личности будущего реформатора и начале его политической карьеры. Во второй главе говорится о шедших параллельно процессах борьбы нового правительства с революционным движением и непосредственного осуществления реформ по переустройству общества. Внимание уделено и взаимоотношениям премьера с представителями других ветвей власти – от депутатов Государственной Думы и деятелей царского двора до самого императора. В этой же главе говорится и об историческом значении столыпинских преобразований.

В заключении сформулированы основные выводы работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цикл столыпинских преобразований являлся, пожалуй, последней попыткой направить общество на альтернативный революционному, эволюционный путь развития. Основой столыпинской политики 1906-1911 гг. было одновременное успокоение возбуждённой революцией страны и её политическая и социально-экономическая модернизация.

История реформаторского курса чётко делится на два периода: революционный (1906-1907) и послереволюционный (1907-1911). Революционный период был наиболее сложным, так как правительству пришлось иметь дело как с захлестнувшей страну волной терроризма, так и с оппозиционной Государственной Думой, требовавшей от исполнительной власти заведомо неприемлемых для неё радикальных уступок революционному лагерю – отчуждения частновладельческой земли, политической амнистии и т.д. Именно на исходе революции правительством были приняты законопроекты, составившие основу аграрного законодательства Столыпина и направленные в целом на разрушение общинного землевладения. Аграрные преобразования, должны были существенно поднять жизненный уровень крестьянства, его землепользования и хозяйствования и в целом вывести российское сельское хозяйство на принципиально иной уровень развития.

Второй период пришёлся на период глубокого спада революционного и террористического движения, что создало благоприятные условия для реформирования страны. Более или менее успешно взаимодействуя с третьей Государственной Думой, правительство П.А. Столыпина сумело начать и углубить процесс реформ. В результате за семь последующих лет миллионы гектаров бывшей общинной земли перешли в руки частных владельцев, основавших своё хозяйство на хуторах и отрубах. Несколько миллионов крестьян переселились на новое место жительство из перенаселённых регионов Центральной России за Урал, на сибирские земли. Начался процесс расширения сети учреждений народного образования, в 1908 г. принят закон о переходе в течение десяти лет ко всеобщему начальному образованию. В целом, П.А. Столыпину удалось за короткий срок добиться серьёзных успехов в деле реформирования огромной и раздираемой внутренними противоречиями страны. Не всё из задуманного П.А. Столыпиным удалось реализовать, в том числе и из-за сопротивления высшей российской бюрократии (включая самого императора).

Таким образом, историческое наследие П.А. Столыпина велико, а его идеи по преобразованию общества вполне актуальны и в наши дни. Особенно это касается решения земельного вопроса, развития местного самоуправления и парламентаризма, борьбы со злоупотреблениями чиновников и, конечно же, борьбы с терроризмом, который, как и столетие назад, представляет колоссальную опасность для общества в целом и для каждого отдельного гражданина. И поэтому современной России как никогда требуется политическая фигура, сравнимая по масштабу и интеллектуальной силе со столыпинской. Иначе говоря, нужен государственный деятель, который бы не побоялся взять на себя ответственность за судьбу страны в сложный для неё период.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПЁТР СТОЛЫПИН: СТАНОВЛЕНИЕ РЕФОРМАТОРА

1.1. Ранние годы и становление личности П.А. Столыпина

Пётр Столыпин, посвятивший свою жизнь служению России, являлся продолжателем давней семейной традиции дворянского рода, ведущего свою историю с XVI в. Его основателем был Григорий Столыпин, сын которого Афанасий ходил в муромских дворянах. В свою очередь его сын Сильвестр Афанасьевич Столыпин участвовал в борьбе с Польшей в середине XVII в. и закончил жизнь уже московским дворянином. Его дальнейшие потомки Семён, Емельян и Алексей были помещиками, занимаясь в основном военным делом и земледелием. При этом Алексей Емельянович был предводителем пензенского дворянства и имел шесть детей, одним из которых был генерал Дмитрий Алексеевич – дед будущего великого реформатора. Его сын Аркадий Дмитриевич также пошёл по военной линии – он был участником Крымской и Русско-турецкой войн, на военной службе дослужился до звания генерала артиллерии, а на статской – до придворного чина камергера. Он был награждён одиннадцатью орденами, а, кроме того, стал автором «Истории России для народного и солдатского чтения». Кстати, одна из сестёр Аркадия Дмитриевича Елизавета была женой М.В. Арсеньева – деда М.Ю. Лермонтова. Аркадий был, таким образом, троюродным братом великого поэта.

В друзьях А.Д. Столыпина ходили знаменитые писатели, например, Л.Н. Толстой. К сожалению, к его знаменитому сыну, взвалившему на свои плечи тяжёлый труд по преобразованию России, Лев Николаевич относился как к своему идейному оппоненту, ибо был противником частной собственности на землю и использования насилия в борьбе с насилием.

Род матери Петра, Натальи Михайловны Горчаковой, восходил к Рюрику. Своего сына Петра она родила в апреле 1862 г. в Дрездене, куда ездила к родственникам. Соответственно, крещён будущий великий реформатор был в дрезденской православной церкви. Затем он был перевезён в имение Середниково, где и провёл своё детство.

После окончания Виленской, а затем Орловской мужской гимназии, юный Пётр поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета на специальность «агрономия». Одним из его преподавателей был, кстати, знаменитый русский химик Д.И. Менделеев. После окончания университета Пётр Аркадьевич стал служить в статистическом отделении Министерства земледелия.

Родители с детства внушали сыну мысль о необходимости смолоду беречь дворянскую честь и верно служить Отечеству. И Пётр Аркадьевич, помня о своих великих предках, всю свою жизнь следовал этому завету. Отличаясь ещё в гимназические годы рассудительностью и твёрдостью характера, он с возрастом становился только мудрее. Ум, честь, совесть, благородство, горячая искренняя преданность родине, самодержавию и Государю-Императору – вот те черты, которые отличали П.А. Столыпина. Благодаря им ему удалось сделать блестящую государственную карьеру, став одним из величайших государственных деятелей Российской Империи за всю её историю.

К сожалению, современники П.А. Столыпина, относясь к нему предвзято и необъективно, были зачастую неспособны по достоинству оценить историческое величие грандиозной фигуры П.А. Столыпина, мощь его неординарного интеллекта и непоколебимую силу воли. Упоминавшийся выше Лев Толстой называл его «самым жалким человеком» из всех людей, ему известных , столь же несправедливым было и отношение к Петру Аркадьевичу со стороны С.Ю. Витте. «Он был человек мало книжнообразованный, без всякого государственного опыта и человек средних умственных качеств и среднего таланта, я это знал и ничего другого не ожидал, но я никак не ожидал, что он был человек настолько неискренний, лживый, беспринципный, вследствие чего свои личные удобства и своё личное благополучие, и в особенности благополучие своего семейства и своих многочисленных родственников, поставил целью своего премьерства», – писал Сергей Юльевич . «Читая страницы его воспоминаний, посвящённые Столыпину, остаётся только удивляться, до какой потери разума может довести личная неприязнь даже выдающихся людей. Каждое его слово, каждый его отзыв о молодом и удачливом государственном деятеле был пропитан желчью и ненавистью. Не было той чудовищной клеветы о Столыпине, какую бы он с готовностью не повторил, добавив собственные измышления», – отмечают современные историки А. Корелин и С. Степанов . И с их выводами трудно не согласиться.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы