Курсовая теория на тему Стоглавый собор, его роль в истории русской церкви.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СТОГЛАВОГО СОБОРА 5
1.1 Церковная реформа Ивана IV Грозного 5
1.2 Стоглавый собор русской православной церкви 12
2. РОЛЬ СТОГЛАВОГО СОБОРА ДЛЯ ЦЕРКВИ 15
2.1 Соборная жизнь русской церкви 15
2.2 Роль Стоглавого Собора в церковном искусстве 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность исследования в 1551 г. в граде Москве состоялся созванный митрополитом Макарием, при содействии царя Ивана Грозного, очередной поместный собор Русской Церкви. Среди участников собора были митрополит московский Макарий, главный составитель «Великих Четь-Миней»; святой Филипп, в то время игумен Соловецкого монастыря, будущий святитель московский, святые Гурий и Варсонофий Казанские, преподобный Максим Грек, епископ Феодосий Новгородский, епископ Акакий Тверской.
Наименование Стоглавого данный собор получил по сборнику соборных деяний, имеющему 100 глав, затрагивающих широкий спектр церковных и церковно-общественных отношений . Он зафиксировал правовые нормы внутренней жизни русской поместной Церкви, кодекс взаимоотношений духовенства с обществом и государством в тот момент истории, когда, восприняв полноту православия из Византии, русская Церковь обрела самостоятельность.
На Соборе было честно констатировано, что местные священники, пользуясь своей бесконтрольностью, часто превышали свои полномочия, и вообще вели себя порой недостойно как на службе, так и в быту. Собор признал, что беспорядки, порочившие церковь, уже стали угрожать ее будущему. Именно поэтому повсеместно был введен институт поповских старост, которых обязали следить за церковным порядком и за поведением священников и притча.
Таким образом, Стоглавый собор явился весьма актуальным мероприятием: на нем были решены многие назревшие правовые проблемы взаимоотношения государства и церкви. В Стоглаве содержались необходимые разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным. Права духовенства теперь были более четко очерчены.
Установлена санкция за нарушение договора: вотчина конфискуется в пользу государя, и продавцу деньги не возвращаются.
Кроме того, закреплялось, что вотчины, которые были переданы монастырям и церквям «в прок», т.е. без выкупа и без права отчуждения, епископы и монастыри не имели права продавать, закладывать и вообще отчуждать каким-либо образом. Те же епископы или настоятели, которые продавали такие вотчины, лишались сана.
Решением Собора запрещалось епископам и монастырям отдавать деньги в рост, а хлеб «в присып» (тоже разновидность ростовщичества). Повелевалось деньги и хлеб употреблять на вспомоществование монастырским крестьянам.
Цель исследования: изучить Стоглавый собор, его роль в истории русской церкви.
Объект исследования: Стоглавый собор.
Предмет исследования: Стоглавый собор, его роль в истории русской церкви.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить церковную реформу Ивана IV Грозного;
2. Рассмотреть Стоглавый собор русской православной церкви;
3. Изучить соборную жизнь русской церкви;
4. Проанализировать роль Стоглавого Собора в церковном искусстве.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 30 страниц. Количество литературных источников – 26.
Заключение:
В 1551 году, Царь Иоанн Грозный созвал Стоглавый собор по примеру византийских императоров, на котором решались важнейшие государственные и духовные задачи. Стоглаву были представлены царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Для составления вопросов царь привлёк митрополита Макария и лиц из своего окружения, прежде всего членов Избранной рады. Уложение Собора 1551 г. затронуло главные стороны церковной жизни; в нём были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской Православной Церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчая книга, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 г., послания митрополитов.
Постановления Стоглава, касались архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования, призрения нищих, вдов и сирот, и других вопросов. В царствование Царя Иоанна Грозного строилось много православных монастырей и храмов. На царские средства был возведён Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Царь Иоанн Великим постом хаживал пешком из Москвы к мощам преподобного Сергия и усердно ему молился перед всяким важным делом. Как высокодуховный христианин он сам сочинял тропари и другие церковные песнопения. В наше время сохранились некоторые духовные труды царя Иоанна, которые издавались отдельной книгой.
Проведение Царём Иоанном Грозным Стоглавого собора снимает с благочестивого Государя обвинения в цезаропапизме, единоличном принятии государственных решений и преобладании царской власти над духовной. Царь Иоанн Грозный унаследовал от Византии принцип симфонии власти, по евангельскому примеру Марфы и Марии, чётко выраженном в решениях Стоглавого собора.
Фрагмент текста работы:
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СТОГЛАВОГО СОБОРА
1.1 Церковная реформа Ивана IV Грозного
Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года;
состоит из 100 глав.
Название утвердилось с конца XVI века:
сам текст памятника содержит и иные наименования,
например, соборное уложение.
Стоглав. Постановления Стоглавого Собора
1533-1584 – это период правления Ивана IV Грозного, в годы которого было проведено множество прогрессивных реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. Параллельно с ними велась активная и успешная внешняя политика на Востоке. Но на смену либеральному курсу пришли контрреформы и опричнина, а поражение в Ливонской войне усугубило и без того тяжёлое положение в стране . Одним из важных событий данного периода стал созыв Стоглавого собора – съезд духовенства, впервые организованный в 1551 году. Необходимость унифицировать церковные обряды, укрепить дисциплину среди духовенства, повысить авторитет РПЦ – всё это послужило причинами созыва Стоглавого Собора. Хоть инициатива созыва Стоглавого собора и принадлежала Ивану IV, одну из наиболее важных ролей в этом процессе сыграл митрополит Макарий. Он руководил работой собора, принимал участие в разработке основных статей «Стоглава». Макарий упорядочил церковные обряды, создал общерусский список святых, установил единый иконописный канон. Своими усилиями Макарий добился внесения в состав «Стоглава» статей, укреплявших дисциплину среди духовенства.
Он запретил священникам заниматься ростовщичеством, а для их подготовки к церковной службе предложил открывать специальные школы. Стоглавый собор укрепил единство религиозный организации и способствовал возвышению авторитета РПЦ, а унификация и упорядочение богослужебных обрядов привело к централизации церковной жизни. Другим важным событием данного периода стала борьба с крымскими татарами. Можно выделить следующие причины набегов крымских татар на русские земли: обороноспособность России была ослаблена из-за Ливонской войны, и крымский хан решил воспользоваться этим, чтобы отторгнуть от России Астрахань и Казань, ослабить её позиции на Юге и захватить пограничные территории . В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей двинулся на Москву. Он обошёл заслон на берегу Оки из земских войск и опричников, после чего подошёл к самой столице. Разграбив весь посад, Девлет-Гирей поджог город, затем вернулся обратно в Крым, увезя с собой огромное количество пленных. В 1572 году Девлет-Герей вновь отправился походом на Москву, но на своём пути встретил объединённое земское и опричное войско во главе с полководцем М. Воротынским. Крымский хан Девлет-Гирей потерпел поражение от русского войска у деревни Молоди, после чего вернулся обратно в Крым. Таким образом, планы крымского хана Девлет-Гирея потерпели крах. Россия сохранила за собой Астрахань и Казань, а также обеспечила безопасность своих границ на Юге. Правление Ивана Грозного оставило особый отпечаток в истории России. Прогрессивные реформы и преобразования, проводимые Избранной радой, во многом способствовали развитию страны. Но последовавшие за ними контрреформы, массовые казни и репрессии, неудачи во внешней политике стали одними из причин Смутного времени.