Курсовая теория на тему Стиль воспитания в семье как фактор формирования личности ребенка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности воспитательного процесса в семье 7
1.1 Семья как фактор воспитания ..7
1.2 Типы, стили воспитания и функции семей 15
1.3 Факторы семейного воспитания 25
Заключение 35
Список литературы 38
Введение:
Актуальность исследования. Семья является основным институтом воспитания. Это отправная точка всего образовательного процесса, потому что то, что ребенок приобретает в своей семье в детстве, он хранит на протяжении всей своей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, а по продолжительности воздействия на личность ни одно из воспитательных учреждений не может сравниться с семьей. Это закладывает основу для личности ребенка, и к тому времени, когда он входит в школу, у него более чем наполовину сформировалась личность. Однако не забывайте, что семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором в образовании.
Семья, которая не может воспитать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности очень актуальна. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как максимально увеличить позитивное и минимизировать негативное влияние семьи на воспитание ребенка.
В литературе описана довольно обширная феноменология родительского отношения, стилей воспитания, а также их последствий — формирование индивидуально — характерологических характеристик ребенка в рамках нормального или девиантного поведения (Захаров А.И., Эйдемиллер Е.Г., Личко А.Е., Спиваковская А.А.). Меньше исследований по личностным характеристикам родителей и их влиянию на характеристики родительских отношений в литературе, в основном это можно найти у А. Захарова.
В описании типов, характеристик отношений, встречающихся в публикациях, заложен тот или иной принцип: контроля, любви и т. д. И все же литературные данные не могут окончательно прояснить вопрос о типах родительских отношений. Зачастую исследователи, по мнению некоторых экспертов, вообще не проводят различий между внутренней структурой и типами родительских отношений. Эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты присутствуют во многих типологиях воспитания.
Для полного развития личности ребенка в семье должны быть созданы благоприятные условия, которые напрямую зависят от отношений между ребенком и родителями, которые сложились в семье. С одной стороны, основной характеристикой родительских отношений является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой стороны, родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Этот конфликт является одним из самых сильных противоречий в семейных отношениях. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются ее старшими представителями, зависит от того, как растут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей стабильное состояние жизни, чувство уверенности и надежности. У детей, растущих в атмосфере любви и понимания, меньше проблем со здоровьем, трудностей с учебой в школе, общением со сверстниками и наоборот, как правило, нарушение отношений между родителями и ребенком приводит к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Многие выдающиеся педагоги и психологи занимались проблемами семейного воспитания: В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, А. Я. Варга и многие другие. Многие писатели, философы и мыслители в своих работах рассматривали проблему семьи как наиболее оживленную, наиболее важную и актуальную проблему общества, от которой очень и очень зависит.
Среди педагогических проблем, которые освещал А.С. Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит его в соответствии с основной идеей своего педагогического мировоззрения — об образовательной роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, в котором не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это было в старые времена. Отрицая авторитаризм семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает важность истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучими и существуют в некоторых семьях.
При изучении психолого-педагогической литературы выявили противоречие между необходимостью личностного развития дошкольников и отсутствием информации о влиянии стилей детско-родительских отношений на развитие личности дошкольников. Выявленное противоречие позволило выявить проблему исследования.
Проблема исследования: при каких стилях детско-родительских отношений развитие личности дошкольников будет наиболее успешным.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Стиль воспитания в семье как фактор формирования личности ребенка».
Цель исследования: изучить стили воспитания в семье и их влияние на развитие личности ребенка.
Объект исследования: личностная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние стилей воспитания на развитие личности ребенка.
Гипотеза: предполагается, что демократический стиль воспитания в семье способствует полноценному формированию личности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить стили воспитания в семье и их влияние на развитие личности ребенка.
3. Проанализировать факторы семейного воспитания
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.С. Выготского, а также современных исследователей Е.О.
Заключение:
Итак, семья – это группа людей, объединенная родственными связями и желающая дать своему потомству воспитание, образование, заложить моральные и нравственные ценности, обеспечив достойную жизнь. Значит, одной из важнейших задач семьи является формирование личности ребёнка, качеств, которые являются наиболее приемлемыми для его дальнейшего развития.
Семья является одним из важнейших и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальный статус семьи, род занятий ее членов, материальная поддержка и уровень образования родителей во многом определяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка влияет вся семейная атмосфера, и этот эффект накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Особенность воспитательной деятельности семьи заключается в ее непреднамеренности, естественном включении в жизнь этой небольшой психологической и социальной группы. Специальные образовательные «меры», направленные на развитие, исправление любых свойств, качеств личности ребенка в современной семье, занимают незначительное место, хотя определенные требования, запреты, наказания и стимулы были одобрены в домашнем обучении.
Семья также играет роль в образовании, поскольку она является организатором различных видов деятельности детей. С самого рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает навыками, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организовано родителями и другими членами семьи. Это имеет большое педагогическое значение, потому что даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активно взаимодействовать с ней. Дело в том, что сам по себе он не владеет средствами овладения, усвоения и присвоения культурных достижений, которыми он окружен. Семья начинает знакомство ребенка с различными видами деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, воспитательной, а также коммуникативной деятельностью.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичный для старшей системы приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический. Авторитарный (властный) стиль характеризуется желанием старейшин покорить как можно более молодых, подавить их инициативу, строго следовать их требованиям, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, вовлечь их в решение проблем, поощрить инициативу и независимость. Помимо рассмотренных классификаций стилей родительских отношений, выделяются также следующие стили воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх потери ребенка, недоразвитие родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, возникновение конфликта между супругами в сфере воспитания. Все эти стили негативно влияют на формирование личности ребенка, как в полной, так и в неполной семье
Научные исследования выявили прямо пропорциональную зависимость качества домашнего воспитания от уровня образования (профессиональной квалификации) родителей. Образование влияет на формирование ценностных ориентаций родителей. Чем выше образование, тем важнее профессиональная деятельность родителей, их творческий характер, тем выше они оценивают профессию, которая требует применения всех знаний, навыков, инициативы, самостоятельности. Чем выше уровень культурных потребностей родителей, тем выше их требования к организации жизни и качеству окружающих материалов и материалов, в том числе жилья, окружающей среды.
Семья может быть полной или неполной — в зависимости от присутствия одного или обоих родителей. Это влияет на полноту и качество их родительских задач. Особый образ жизни семьи с одним родителем существенно влияет на образовательный процесс: взрослые не в состоянии осуществлять полный контроль над детьми и, в целом, эффективно влиять на их поведение. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень его отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношения привязанности влияют как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своего рода стандартом для построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были папа и мама.
Таким образом, анализ литературы по этому вопросу позволяет еще раз проверить, насколько важна роль семьи, а именно родителей, в развитии здоровья и психики ребенка. В семьях с одним родителем вопросу воспитания ребенка необходимо уделять гораздо больше внимания, поскольку ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка лежит на плече одного из родителей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
Семейное воспитание — более или менее осознанные усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали представлениям о том, какими должны быть ребенок, подросток, молодежь. Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, прежде всего от тех личных ресурсов, которые в ней имеются.
Личные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (присутствие обоих родителей или одного из них, старших братьев и сестер — братьев и (или) сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь — бабушек и дедушек, тетушек, дядюшек, и т. д.), а с другой (и в основном), такие характеристики старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и тип образования, личные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и т. д. [18 ].
Одной из важнейших характеристик является отношение старших к младшим и к их воспитанию как к безусловным жизненным ценностям, что определяет меру их участия в воспитании. Личные ресурсы, доступные в семье, могут быть дополнены в определенное время, привлекая к воспитанию нянек, репетиторов и домашних учителей, репетиторов.
Личные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т. д., влияют на цели и стиль семейного воспитания. Цели воспитания в семье могут быть самыми разными по спектру, содержанию и характеру. С точки зрения содержания цели могут быть чисто инструментальными, нацеленными на достижение конкретных результатов или дополненными определенными духовными и ценностными компонентами. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует социально одобренным установкам (например, в семье можно сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т. д.).
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее образовательная среда, в которой жизнь и деятельность ребенка естественным образом организованы. Известно, что человек с младенчества развивается как социальное существо, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка с окружающей средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «культуры, созданной человечеством» (А. Н. Леонтьев), играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, являясь первой культурной нишей для ребенка, многогранна; включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают образовательную среду (например, обеспечивают гигиенические условия, хорошее питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие образовательные средства; заботятся о положительных примерах и поведении). Методы воздействия на ребенка и их эффективность для его развития зависят от того, как организована образовательная среда.
Способность родителей давать целевую направленность конкретной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда буквально все становится фактором образования: интерьер комнаты, расположение предметов, их отношение к ним, события семейной жизни, формы отношений и способы общения, традиции, обычаи и многое другое. Таким образом, хорошо продуманная образовательная среда, гуманизированная домашняя среда — это богатая пища для развития чувств, мыслей и поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она образовательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка [27].
Особенность воспитательной деятельности семьи заключается в ее непреднамеренности, естественном включении в жизнь этой небольшой психологической и социальной группы. Специальные образовательные «меры», направленные на развитие, исправление любых свойств, качеств личности ребенка в современной семье, занимают незначительное место, хотя определенные требования, запреты, наказания и стимулы были одобрены в домашнем обучении. И, тем не менее, в каждый момент жизни те или иные влияния воспитательной или обучающей природы взрослых переплетаются. Чем младше ребенок, тем более органично сочетаются процессы ухода, наблюдения, обучения, воспитания. Это обычно дает хороший эффект благодаря тому, что родители (другие члены семьи) чувствуют настроение ребенка, знают его способности и видят тенденции развития. Другими словами, домашнее воспитание является исключительно индивидуальным, особенно персонализированным; благодаря этому, это благоприятно для начала деятельности ребенка. А деятельность самого ребенка, реализованная в той или иной деятельности, является основой для формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, поскольку именно человеческие свойства и качества
Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не так «стерильно», как, например, воспитание в школе, где программа воспитательной работы фокусирует внимание ребенка в основном на позитиве, который есть в окружающем его мире. При таком подходе способность ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем многообразии ее проявлений снижается, формирование иммунитета к отрицательным образцам тормозится. В семье ребенок является свидетелем и участником различных жизненных ситуаций, причем не всегда с позитивным содержанием и значением. В связи с этим социальный опыт, приобретенный в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения взрослых, близких к ребенку, он выстраивает собственное отношение к миру, и формируются представления о ценности тех или иных явлений и предметов.