Курсовая теория на тему Статус судьи в РФ. Порядок приостановления и прекращения полномочий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Общая характеристика конституционно-правового статуса судьи 5
1.1 Понятие и признаки правосудия. Назначение судебной власти 5
1.2 Судья как представитель судебной власти. Права и обязанности судьи 9
1.3 Этические и профессиональные требования к судьям 19
2. Правовой режим приостановления и прекращения полномочий судьи 22
2.1 Приостановление полномочий судьи 22
2.2 Прекращение полномочий судьи 25
Заключение 31
Список нормативных правовых актов и литературы 34
Введение:
Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы в России усилилось внимание к проблеме правосудия, которая имеет многоаспектный характер как материального, так и процессуального плана. Однако до сих пор не разработан единый концептуальный подход к ее решению. Автоматический перенос на российскую почву любой из существующих в мире моделей вряд ли может быть результативным, ибо создаваемый правовой институт должен вписаться в уже действующую правовую систему.
Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией Российской Федерации может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49). Статья 8 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными конституционными положениями устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию.
Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей федеральных судов первого и второго звена — Президентом России, а судей высшего звена по его представлению — Советом Федерации Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст. 10), Концепция судебной реформы в Российской Федерации. — М., 1992. С.7. но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые обеспечения независимости судей. Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.
Таким образом, объект исследований данной работы – конституционно-правовые основы статуса судей в РФ, а также система оснований и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи.
Предмет работы — нормы законодательства РФ, которые определяют правовой статус судьи.
Цель данной работы – проанализировать правовой статус судей в РФ, а также раскрыть порядок приостановления и прекращения их полномочий.
Задачи работы:
1. Проанализировать понятие и сущность судебной власти.
2. Исследовать конституционно-правовой статус судей в РФ.
3. Исследовать основания и процедуру приостановления полномочий судьи.
4. Изучить особенности прекращения их полномочий судьи.
Источниковая база работы включает в себя Конституцию РФ, нормативно-правовые акты в рамках темы, современные публикации о статусе судей в нашей стране, а также комментарии к законодательству.
Методология исследования представлена такими приемами и методами исследования как: анализ и синтез законодательства, структурное изучение научного материала, исторический метод, системное исследование, сравнительно-правовое анализирование, формально-юридический метод.
В структуре работы, которая была сформирована на основе поставленной цели и сформированных задач исследования выделены введение, две главы, заключение и список источников. Первая глава работы раскрывает общую характеристику конституционно-правового статуса судьи. Во второй главе работы непосредственно проведен анализ системы оснований и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи.
Заключение:
Ключевой задачей любого современного правового демократического государства выступает обеспечение собственным гражданам возможности оперативно и эффективно защищать принадлежащие им права и законные интересы. Для целей реализации обозначенной задачи происходит формирование сложной многоуровневой системы правоприменительных органов, ключевая роль, в структуре которой отводится суду.
В этой связи, ключевой задачей суда становится осуществление правосудия, то есть рассмотрение и разрешение любых правовых споров, посредством однозначного определения вопроса о правах и обязанностях сторон спорного правоотношения, в результате вынесения судебного решения, которым оканчивается рассмотрение спора по существу.
При этом обеспечение эффективности и качества обозначенной деятельности невозможно без комплексного и единообразного определения правового положения суда, то есть его процессуальных прав и обязанностей.
В качестве основных примеров нормативно-правовых источников, в содержании которых проводится закрепление и определение процессуальных прав и обязанностей суда в Российской Федерации, могут быть названы кодифицированные процессуальные законы, включая: Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, и т. д.
Проводя общую характеристику процессуальных прав и обязанностей суда в Российской Федерации, представляется необходимым обратить внимание на то, что в нормах действующего законодательства происходит не только уточнение основных элементов правового статуса судей, но и конкретизируются правила и условия, в соответствии с которыми соответствующие права и обязанности должны реализовываться:
1. Суд, реализуя предоставленные ему процессуальные права и обязанности в процессе рассмотрения спора по существу должен быть беспристрастным, то есть свободным от чьего-либо влияния, приверженности одной из сторон, влияния общественного мнения, и т.д.
2. Судьям на протяжении всего периода службы надлежит поддерживать высокий уровень собственной квалификации, необходимый для надлежащего исполнения обязанностей по отправлению правосудия и защиты прав граждан и их объединений;
3. Судья в процессе юрисдикционной деятельности, непосредственно сопряженной с реализацией процессуальных прав и обязанностей должен проявлять терпение, вежливость и тактичность по отношению к лицам, участвующим в деле, а равно всеми иными лицами, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей.
При этом следует обратить внимание на то, что последнее из вышеназванных условий распространяется на суд в широком смысле слова – его должны придерживаться не только судьи, как основные носители процессуальных прав и обязанностей, но и работники аппарата суда.
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в отечественной процессуальной науке во все времена уделялось значительное влияние изучению вопросов процессуально-правового статуса судей. В частности, для целей формирования более целостного и последовательного понимания вопроса о процессуальных правах судей предлагается их внутренняя классификация на следующие группы:
• Процессуальные права судей, направленные на непосредственную проверку требований сторон спорного правоотношения, посредством восприятия и оценки всех материалов, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, установление фактической стороны дела, и, наконец, вынесение законного, обоснованного и справедливого решения. В числе основных видов процессуальных прав, относящихся к обозначенной группе выступают право суда получать объяснения сторон, осматривать и непосредственно воспринимать доказательства по делу, назначать различные судебные экспертизы, и т.д.;
• Процессуальные права, предоставленные суду для целей непосредственного управления ходом судебного разбирательства, включая право принимать меры санкционного характера, необходимые для поддержания внешнего порядка и благопристойности происходящего во время судебного разбирательства;
• Иные процессуальные права, непосредственно связанные с правоприменительной юрисдикционной деятельностью суда, включая право суда направить исполнительные документы в органы принудительного исполнения, определить размер судебных издержек, включая вознаграждение свидетелей и экспертов, исполнять судебные поручения иных судов, и т.д.
Как частично было отмечено выше, реализация задач суда по отправлению правосудия обеспечивается не только посредством предоставления судьям процессуальных прав, но и путем возложения на них законодательно установленных процессуальных обязанностей, в качестве основных из которых, исходя из анализа содержания действующего законодательства, следует называть:
• Обязанность суда строго и неукоснительно исполнять требования действующих внутригосударственных и международных нормативно-правовых актов;
• Обязанность обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, публичных (общественных и государственных) интересов, и т.д.;
• Обязанность организовывать работу суда и процессуальную деятельность по непосредственному рассмотрению и разрешению конкретных споров;
• Обязанность руководствоваться в своей юрисдикционной деятельности исключительно требованиями Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов, избегая внешнего воздействия.
К процессуальным обязанностям судей, в том числе связанным с необходимостью обеспечения их независимости и беспристрастности, тесно примыкают такие обязанности как: не замещать иные государственные должности, не заниматься предпринимательской деятельностью, не иметь иностранное гражданство, и т. д.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЬИ
1.1 Понятие и признаки правосудия. Назначение судебной власти
Правовое государство и правосудие являются связанными между собой понятиями. Невозможно принять справедливое и правильное решение, если закон и право противоречат друг другу. Такое положение дел негативно сказывается в формировании правового государства в целом. Представляется актуальным рассмотреть понятие правосудие.
Правосудие – это форма государственной деятельности, которая сводится к рассмотрению и разрешению судебными органами конкретных дел согласно их компетенции .
Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки правосудия:
• Правосудие осуществляется лишь судебными органами (статья 118 Конституции РФ),
• Правосудие выражено в гражданском, уголовном, административном и конституционном судопроизводствах,
• Каждый суд имеет свою подсудность. То есть никакой иной судебный орган не разрешает споры, которые отнесены к ведению иного суда .
Деятельность суда заключена в осуществлении правосудия, что является его главнейшей целью. Помимо этого она включает конструктивную, познавательную и организационную составляющие.
Правосудие является осуществляемой в полном соответствии с уголовно-процессуальным законом деятельностью судов по рассмотрению дел в судебном заседании и их обоснованному, законному и справедливому решению.
Согласно 1 части 118 статьи Конституции РФ правосудие в Российской Федерации может осуществляться исключительно судом. Реализуя правосудие, суд осуществляет судебную власть, которой он является единственным носителем.
Правосудие может быть осуществлено лишь судами, которые учреждены согласно Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Согласно названному Закону, а именно 4 его статье, в РФ не допускается образование чрезвычайных судов и каких-то других судов, которые не предусмотрены Законом. Никакие иные государственные органы и должностные лица не обладают правом принятия на себя судейских функций и осуществления правосудия по делу.
Исключительность права суда на реализацию правосудия по делу обуславливается тем, что судебная деятельность осуществляется в особенном правовом режиме, создающим более благоприятные условия для объективного и всестороннего разрешения и рассмотрения дела . Никакая форма правоприменительной государственной деятельности не включает в себя такой численности правовых гарантий при вынесении по делу справедливого и законного решения, чем правосудие.
Особенности правопорядка разрешения и рассмотрения дела при реализации правосудия определили содержание множества принципов судопроизводства.
Рассмотрение дела при реализации правосудия производится посредством устного, открытого судебного заседания. Процесс судебного заседания предположил исследование непосредственным образом всех доказательств, которые собраны по делу:
• допрос свидетеля;
• осмотр вещественного доказательства;
• оглашение документа и т.п.
Важнейшей чертой судебных заседаний является участие сторон защиты и обвинения, которые наделяются одинаковыми (т. е. равными) процессуальными правами. Состязательность сторон, каждая из которых наделяется правом предоставления доказательств, оказывает помощь суду во всестороннем рассмотрении дела и вынесении по нему обоснованного приговора (определения, решения, постановления).
Процедура вынесения судом решения, которая исключает любое постороннее воздействие, при соблюдении тайны совещательной комнаты, также представляется отличительным признаком правосудия. Судьи являются независимыми, они подчиняются лишь Конституции РФ и закону. Вмешательство в какой-либо форме в деятельность суда с целями помешать реализации правосудия признается преступлением.
Решая дело, суд дает оценку представленным сторонами доказательствами по внутреннему убеждению, при этом руководствуясь совестью и законом. Лишь в границах этой процедуры лицо может признаваться виновным в совершении преступления, подвергаться наказанию, что и определило содержание принципа презумпции невиновности .
Правосудие реализуется не лишь в рассмотрении дела судом первой инстанции, а охватило собой производство по делу во всем множестве судебных инстанций. В каждой из них правосудие реализуется в особой форме, которая соответствует назначению данной стадии процесса.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.021996 г. N 4-П подчеркнуто, что правосудие по своей сущности может быть признано таковым только при условии, что оно отвечает требованиям справедливости. Постановлением от 20.04.1999 г. N 7-П Конституционный Суд РФ отмечает, что возложение на суд обязанности в какой-либо форме по подмене деятельности органов и лиц, которые осуществляют уголовное преследование, препятствует беспристрастному и независимому осуществлению правосудия судом, как требуется 120 статьей (ч. 1) Конституции Российской Федерации .
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2000 г. N 1-П отмечает, что наделение суда полномочиями по возбуждению уголовного преследования не согласовано с конституционными положениями по независимому правосудию . Конкретно в этой связи в УПК РФ из круга полномочий суда исключили все те полномочия, ориентированные на осуществление уголовного преследования, они должны реализовываться дознавателем, следователем, прокурором.
Граждане РФ принимают участие в отправлении правосудия в форме присяжных заседателей в порядке, который предусмотрен законодательством РФ.
Конструктивная деятельность суда заключена в принятии решения по возникающему судебному спору, вынесении справедливого и правильного вердикта коллегией присяжных заседателей и приговора судом.
Если на стадии предварительного следствия главной представляется познавательная деятельность, то в суде главной выдвигается конструктивная деятельность. Ведь конкретно суд призывается разрешить дело по существу, что является его основной и исключительной функцией. Все оставшиеся виды деятельности, такие как организационная, познавательная, коммуникативная, подчиняются данной основной задаче.
Содержание конструктивной деятельности суда образуют:
• процесс выработки у присяжных заседателей и судей личностного внутреннего убеждения о невиновности либо виновности подсудимого и по иным разрешаемым вопросам ими;
• формирование коллективного убеждения коллегии профессиональных судей, коллегии присяжных заседателей по разрешаемым вопросам ими .
Таким образом, субъективная уверенность может обратиться в настоящую внутреннюю убежденность лишь при проявлении достаточных оснований по отношению к объекту познания. В суде объектом познания представляется рассматриваемое деяние, которое содержит признаки конкретного преступления.
Познавательная деятельность суда направляется на установку обстоятельств, которые подлежат доказыванию по делу. Особенностью познавательной деятельности суда является то, что материалы предварительного следствия уже задают ему готовую модель события, которое подлежит исследованию, что значительным образом облегчает суду познание обстоятельств и фактов дела.
Но проверенные версии следователем, которые содержатся в обвинительном заключении и иных материалах дела, а также выводы всегда должны быть восприняты судом лишь как предположительные, вероятностные знания. В процессе судебного разбирательства данные предположительные, вероятностные знания должны преобразовываться в достоверные знания посредством выявления истинности этих оснований.
1.2 Судья как представитель судебной власти. Права и обязанности судьи
Система государственного управления в демократических странах представляет собой совокупность трех обособленных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Именно посредством этих трех ветвей власти реализуется принцип разделение властей. Соблюдение этого принципа, четкое представление иерархии системы государственного управления, органов, осуществляющих это управление, определяют целостность государственного управления.
Без существования судебной ветви власти невозможно полноценное функционирование законодательной и исполнительной ветвей.
Система органов судебной власти характеризуется высокой сложностью, поскольку в нее входят суды различного назначения, например, общей юрисдикции, военные, конституционный, арбитражный и другие суды. Согласно основному нормативному документу России особым статусом наделяют конституционные суды и мировых судей.
Назначение судов состоит в осуществлении правосудия через регулируемый процессуальным правом процесс судопроизводства. Российское законодательство допускает привлечение к осуществлению правосудия представителей народа, выступающих в форме присяжных заседателей .
Судебная власть призвана обеспечивать реализацию своей основной функции, которая состоит в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в общественной, государственной, социально-экономической сферах жизнедеятельности. В качестве носителей судебной власти выступают судьи.
Международное право определяет цель судебной власти, выражаемую в обеспечении реализации таких принципов как компетентность, независимость, беспристрастность, ожидаемые к реализации каждым гражданином при обращении в судебные инстанции или к любому судье-носителю доверия механизма защиты законных прав и интересов .
Судебная власть представляет собой сложную подсистему государственного управления, представленную учреждениями суда, имеющими самостоятельную структуру.
В странах, основанных на принципах демократии и соблюдение закона, судебная власть и формируемое к ней отношение в обществе играют крайне важную роль. Судебная власть не должна являться средством репрессии, используемым государством. Суд обязан защищать права и интересы, подкрепленные законом. Судебная власть обладает уникальной возможностью осуществление воздействие, как на законодательную, так и на исполнительную ветви власти, посредством применение действующих законов .
Характер государственного управления можно определить как исполнительно-распорядительный, организующий и подзаконный.
В рамках судебной власти государственное управление может присутствовать в виде двух разновидностей:
• во-первых, в виде реализации самой судебной власти. Суть этого выражается в реализации конституционных полномочий, обеспечивающих отправление правосудия посредством конституционных, гражданских, уголовных и административных судов, обеспечивающих судебную защиту законных прав и интересов. Реализация судебной власти возложена на лиц, которые замещают государственные должности судебной системы, то есть судей;
• во-вторых, в форме государственного управления, нацеленного на организацию обеспечения работы судебных органов на эффективной основе.
Системность государственного управления в судах выражается в реализации следующих функций:
• по организации и координации судебной работы;
• по отбору, расстановке и переподготовке персонала судебной системы;
• по формированию рабочих мест и подготовке помещений, в которых будет осуществляться судебная деятельность;
• по установлению регламента работы судебных органов власти;
• по комплектованию судов необходимым персоналом вспомогательного характера;
• по обобщению судебной практики;
• по выпуску информационно-методических материалов;
• по статистическому учету принятых судебных решений и так далее .
Каждому судебному органу присущи оба рассмотренных вида деятельности, однако первый из них выходит за рамки государственного управления, а второй представляет собой собственно государственное управление, призванное обеспечивать эффективное функционирование первого.
Государственное управление в судебной системе ограничено организационной функцией, поскольку государство не может вмешиваться в судебный процесс.
Цель государственного управления в судебной сфере состоит в обеспечении возможности реализации судами неуправленческой части государственных полномочий.
Для детального упорядочения процессуальной деятельности судей, а также для целей формирования представления о задачах и направлениях их деятельности, в действующем законодательстве РФ значительное внимание уделено правовому регулированию элементов правового статуса судей.
Проводя общую характеристику обозначенного статуса, прежде всего, следует обратить внимание на то, что обозначенная категория носит межотраслевой характер, и одновременно устанавливается системой взаимосвязанных и взаимозависимых норм, сосредоточенных в различных, с точки зрения отраслевой принадлежности, сферах российского законодательства.
Основой процессуальных прав судей выступает законодательное установление о том, что судьями являются лица, наделенные в порядке, установленном Конституцией и действующим законодательством РФ, полномочиями по осуществлению и отправлению правосудия, и исполняющими свои права и обязанности на профессиональной основе.
Применительно к непосредственной характеристике прав судей, как элемента их правового статуса, также следует отметить наличие определенной специфики, связанной с высоким предназначением и социальной ролью судей. Так, в юридической доктрине отмечается, что не в полной степени справедливо говорить о разграничении прав и обязанностей, как элементов правового статуса судей, подобно тому, как это производится применительно к субъектам большинства иных правоотношений . Более обоснованно рассматривать права и обязанности, в том числе в сфере непосредственной процессуальной деятельности, как единое понятие компетенции или полномочий.
Исходя из обозначенных признаков, представляется целесообразным сделать вывод о том, что базовым правом (полномочием) судьи в процессе выступает рассмотрение и разрешение юридических споров по существу, то есть отправление правосудия, посредством разрешения вопроса о правах и обязанностях участников спорных правоотношений. Более того, следует отметить, что отправление правосудия является исключительным правом именно судей, так как, несмотря на разнообразие существующих юрисдикционных органов в РФ, право осуществления правосудной деятельности предоставлено только судьям и судам.
С учетом обозначенной выше значимости судейской деятельности, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что судьям в нашей стране предоставлена обширная совокупность прав и обязанностей, образующих воедино их процессуальную компетенцию.
При этом рассматривая вопрос о собственно процессуальных правах судьи, представляется целесообразным отметить, что обозначенная категория является результатом внутренней классификации прав судей, исходя из их отношения к основной судейской функции, а именно – к отправлению правосудия.
Также отметим, что наряду с процессуальными правами, как было отмечено выше, непосредственно связанными с отправлением правосудия, в процессуально-правовой доктрине выделяют вспомогательные права, вытекающие из высокого положения представителей судейского сообщества, и направленных, в этой связи на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления судейской деятельности.
Кроме того, проводя характеристику процессуальных прав судей, отметим, что в наиболее общем виде может быть сформулировано следующее определение рассматриваемой категории:
Процессуальные права судьи – это совокупность властно-распорядительных полномочий профессиональных судей, призванных обеспечивать отправление правосудия, то есть полномочия, позволяющие судьям рассматривать и разрешать по существу гражданские, административные, уголовные, и иные споры, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим материальным и процессуальным правом, а также полномочия по формированию судебных прецедентов и предложению обязательных для применения нижестоящими судами форм толкования юридических норм.
Переходя к следующему этапу характеристики процессуальных прав судей, отметим, что им, как частично было отмечено выше, характерно особое социальное значение, связанное с тем, путем непосредственной реализации предусмотренных действующим законодательством абстрактных процессуальных прав, судью обеспечивают рассмотрение и разрешение по существу юридических споров любой сложности.
При этом наиболее значимыми с точки зрения обозначенного фактора, представляются следующие процессуальные права судьи:
• В наиболее общем виде, судье предоставляется право проводить слушание дела на основании и в пределах, предусмотренных действующим процессуальным законодательством. Несмотря на то, что обозначенный элемент правового статуса является правом судьи, в то же время, судья не в праве в произвольном порядке определять право выступления с судебной репликой, а равно, вовсе лишать кого-либо обозначенной возможности. Иными словами, все процессуальные права судей в конечном итоге, ограничиваются пределами отраслевой процессуальной формы (гражданско-процессуальной, уголовно-процессуальной, и т.д.);
• Судье, для целей обеспечения законного и справедливого судопроизводство, предоставляется право исследовать все доказательства, приводимые сторонами доводы, заслушивать показания свидетелей, и т.д. После оценки обозначенных доказательств и сведений, судья, реализуя свои процессуальные полномочия, назначает прения сторон, призванные сформировать у судьи окончательное и четкое представление обо всех имеющих юридическое значение обстоятельствах спора;
• Наконец, важнейшим с точки зрения конечного разрешения вопроса о правах и обязанностях субъектов спорного правоотношения, выступает право судьи принимать итоговое решение по делу, вынесением которого оканчивается рассмотрение спора по существу.
Судьи занимают привилегированное положение в любой стране. Их работа требует высокого уровня профессионализма и честности. Так как от их решений зависят судьбы людей, то государство, предоставляя привилегии, требует от судей соответствующих обязательств. Для этого созданы законы и правила, в которых прописаны основные права и обязанности судей .
Судья – это должностное лицо государства, которое является исполнителем правосудия и судебной власти. Основные права и обязанности судей прописаны в Законе «О статусе судей в РФ», также в других различных законных и подзаконных актах, указах.
Как представитель власти, занимающий высокое положение, он обладает неприкосновенностью. То есть до тех пор, пока он не будет снят со своего поста, он является неподсудным. Все судьи имеют единый статус, однако объем их прав и обязанностей зависит от уровня занимаемой должности в судебной системе, особенностей местного законодательства и уровня квалификации. В российском законодательстве предусмотрены также требования, предъявляемые к судье, которые действуют на всей территории Российской Федерации. Они обязательны для всех судей, независимо от уровня их компетенции и региона.
Занять пост судьи имеет право любой гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по этой профессии не менее 5 лет. В этот стаж не входит время обучения в вузе. В стаж учитывается только то время, в течение которого кандидат работал в должности юриста, помощника адвоката, в следственном комитете, нотариате.
В зависимости от региона, к кандидату могут быть предъявлены дополнительные требования. Главное, чтобы у него или у его близких родственников не было непогашенной судимости.
Суд – это государственный орган, осуществляющий правосудие в соответствии с принятыми в стране законами. Судья в России имеет право применять меры принуждения, предусмотренные в российском законодательстве, к лицам, нарушившим закон. Все государственные суды РФ составляют судебную систему, которая состоит из следующих инстанций:
• Конституционный.
• Верховный.
• Арбитражный.
• Мировой.
Правосудие в них осуществляется путем применения Конституции, гражданского, административного и уголовного законодательства РФ. В обязанности судьи входит рассмотрение дел, которые входят в его компетенцию.
Для каждой инстанции назначается судья или судьи, обладающими специальными квалификационными данными, подходящими для назначения на должность на том или ином уровне иерархии судов. При этом, чем выше инстанция, тем больше требований предъявляется к судье и выше степень его ответственности. Так, решения, вынесенные Верховным Судом, становятся прецедентом и становятся обязательными к исполнению для нижестоящих инстанций.
Конституционный суд рассматривает дела, которые связаны с Конституцией РФ, например, деяния, нарушающие права и свободы граждан, прописанных в Конституции. В эту инстанцию входит 19 судей, каждый из которых назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Кандидат должен обладать следующими данными:
• высшее юридическое образование, специалитет или магистр;
• стаж занятия юридической деятельностью не менее 15 лет;
• возраст не менее 40 лет.
Так как такой суд является самым высоким в иерархии судов, претендент должен обладать высокими профессиональными качествами, чтобы попасть на одно из этих 19 мест. В обязанности судьи Конституционного Суда входит рассмотрение случаев нарушения конституционного законодательства, выявление законов, противоречащих Конституции РФ. Для этого он должен уметь разбираться в разных областях права и иметь большой опыт работы.
Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ:
• является высшим судебным органом по различным категориям дел;
• осуществляет судебный надзор;
• дает разъяснения по вопросам практики судов.
Структура ВС РФ, исходя из ч. 2 ст. 3 закона № 3-ФКЗ, заключается в том, что в данном органе госвласти образуются:
• Пленум ВС РФ;
• Президиум ВС РФ;
• апелляционная коллегия ВС РФ (далее — апелл. коллегия ВС РФ);
• судебные коллегии по отдельным категориям дел;
• дисциплинарная коллегия ВС РФ (далее — дисцип. коллегия ВС РФ).
Отдельно выделяется судебный департамент при ВС РФ, действующий на основании закона «О судебном департаменте при ВС РФ» от 08.01.1998 № 7-ФЗ, и аппарат ВС РФ, функции и структура которого определяются ст. 17 закона № 3-ФКЗ, а также документами Президиума ВС РФ.
Пост Верховного судьи в России может занимать специалист, обладающий следующими квалификационными данными:
• высшее юридическое образование;
• опыт работы в юридической области – 10 лет;
• возраст не менее 35 лет.
На пост Верховного судьи кандидат назначается советом судей путем голосования. К кандидату могут быть предъявлены дополнительные требования или испытание для проверки квалификации кандидата. Назначение подтверждается указом президента РФ.
В обязанности судьи Верховного Суда входит рассмотрение сложных гражданских, уголовных, административных и иных дел, попадающих под общую юрисдикцию. Также он осуществляет контроль над судами нижестоящих инстанций.
В арбитражном суде рассматриваются экономические споры, которые возникли из гражданских и административных правоотношений между юридическими лицами, в том числе граждан осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве ИП. Арбитражный судья в России, заседающий в арбитражном суде, должен соответствовать следующим параметрам:
• образование – высшее юридическое;
• стаж работы – 5 лет;
• возраст не менее 25 лет.
Кандидат на должность назначается решением квалификационной комиссией судей и указом президента РФ. В обязанности судьи входит рассмотрение жалоб, тяжб, разрешение спорных вопросов, касающихся налогов и регистрации предприятия. Дела о банкротстве или взаимных обязательствах предпринимателей. Причем рассматриваются дела не только российских предприятий, но и зарубежных, которые работают или зарегистрированы на территории Российской Федерации. Судья обязан принять подведомственное ему дело, даже если спор происходит между юридическим и физическим лицом или государством .
Мировой суд представляет собой инстанцию первого (нижнего) уровня. Мировой судья занимается разбирательством гражданских, административных и уголовных дел. Он должен отвечать следующим квалификационным требованиям:
• образование – высшее юридическое;
• опыт работы не менее 5 лет;
• возраст не менее 25 лет.
Несмотря на то, что требования к председателям таких инстанций самые низкие, по сравнению с другими, занять пост мирового судьи может только высококвалифицированный специалист. Все дело в том, что число судейских мест ограниченно законом. И чтобы занять пост судьи, нужно дождаться, когда предыдущий уйдет в отставку или будет снят с занимаемого поста. Мировой судья назначается на должность решением квалификационной коллегией судей и указом президента. В обязанности районных судей входит:
• заниматься бракоразводными процессами, при условии, что в семье нет несовершеннолетних детей;
• выдача судебного приказа;
• осуществлять справедливый раздел совместного имущества между сторонами бракоразводного процесса, при этом сумма имущества, подлежащего разделу, не должна превышать 50 000 рублей;
• другие семейные дела, кроме процессов об оспаривании отцовства или материнства, лишении родительских прав и усыновлении детей;
• имущественные споры, при условии, что стоимость этого имущества не превышает 50 000 рублей;
• споры между работодателем и работником, кроме случаев, когда истец требует восстановления на прежнее рабочее место.
Однако в обязанности судьи входит рассмотрение не всех гражданских, уголовных и административных дел. Более серьезные судебные процессы рассматривает вышестоящая инстанция. Мировой судья не рассматривает дело, если:
• цена иска превышает 50 000 рублей;
• по уголовным делам, наказание по которым составляет лишение свободы более трех лет;
• бракоразводные процессы по разделу имущества, стоимость которых превышает 50 000 рублей;
• лишение родительских прав и усыновление детей;
• бракоразводные дела при наличии у супругов несовершеннолетних детей.
Эти дела рассматриваются в районном, областном или Верховном суде. Мировой суд осуществляет правосудие только определенном районе. На этот район и распространяются его полномочия. На территории должно проживать от 15 до 23 тыс. человек. Если население менее 15 тыс. человек, за судьей закрепляется один участок (район). Если в районе проживает большее число граждан, то назначается еще один судья.