Курсовая теория на тему Статистический анализ и прогнозирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Малое
предпринимательство как объект статистического изучения. 7
1.1 Сущность, субъекты и
международный опыт организации малого предпринимательства. 7
1.2 Особенности
организации статистического наблюдения и система показателей деятельности
малых предприятий. 15
1.3 Анализ индикаторов
Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской инициативы». 23
Введение:
Развитие малого бизнеса являются предпосылками экономической
и политической стабилизации в стране. Малый бизнес, как форма проявления
общественных отношений, способствует росту материального и духовного потенциала
общества, создает основу для реализации способностей и талантов каждого
человека, ведет к национальному единству. Активная поддержка развития малого
бизнеса способствует созданию новых рабочих мест, росту валового внутреннего
продукта и национального дохода, а также формированию среднего класса.
Неотъемлемой частью государственной политики содействия развитию малых
предприятий в России, как и в странах с развитой экономикой, является поддержка
структур малого бизнеса.
Основная роль малого бизнеса заключается в том, чтобы обеспечить
конкурентоспособную среду, поддерживать национальную экономику, высокий уровень
занятости и стабильное государственное финансирование.
В основе государственной политики лежит реализация специальных мер по поддержке
развития малого бизнеса в России.
В нынешних условиях рыночной экономики России малый бизнес
продолжает сталкиваться со значительными препятствиями на пути своего развития,
как на государственном, так и на региональном уровне.
Развитие малого бизнеса в России напрямую зависит от основных
экономических показателей. В частности, снижение ВВП привело к сокращению
внутренних активов, инвестиций в коммерческие предприятия, снижению
покупательной способности и многому другому.
К основным макроэкономическим факторам, влияющим на развитие
малого бизнеса, относятся, прежде всего, ограниченный внутренний спрос и
наличие кризиса продаж на внутреннем рынке из-за отсутствия свободных
финансовых ресурсов предприятий, снижение реальных доходов населения,
недостаточные инвестиции в национальную экономику, ограниченная доступность
кредитов.
Сегодня процесс регистрации занимает очень много времени и
требует значительных финансовых затрат для нового бизнеса. Лицензирование
требует адекватного определения и убедительного обоснования. В будущем право
выдачи лицензий должно быть унифицированным и централизованным, в отличие от нынешней
ситуации.
Также для нормального развития малого бизнеса необходимо
уменьшить масштабы монополизации крупного бизнеса. В такой ситуации новым
игрокам на рынке производства товаров и услуг сложно укреплять свои позиции.
Роль малого бизнеса важна для прорыва в ряде важнейших
направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники,
кибернетики и информатики. Успех малого бизнеса можно объяснить рядом
преимуществ перед крупным предприятиями на инновационном рынке: малый бизнес
ближе к конечному потребителю; из-за своего небольшого размера имеют
возможность быстро реструктурировать свою производственную программу,
максимально учитывая новые потребности в специализированных и индивидуальных услугах.
Сектор МСП играет важную роль в программах
социально-экономического развития страны, поскольку он способствует стабильным
рыночным отношениям из-за своего меняющегося характера, отражая быстрое
реагирование на постоянно меняющиеся условия.. Малый бизнес играет важную роль
в увеличении количества рабочих мест и решении проблем занятости населения,
смягчая тем самым негативные последствия (структурную и фрикционную
безработицу) научно-технического прогресса и колебаний на рынке труда.
Итак, правительству страны необходимо в будущем улучшить
ситуацию в этой сфере, в частности, за счет создания эффективного механизма
взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов. Это
позволит существенно повлиять на процессы реструктуризации в экономической
системе страны, внесет значительный вклад в рост общего объема розничной
торговли, создаст благоприятные условия для развития конкуренции и ликвидирует
монополии в бизнесе, обеспечит сильные и эффективные мотивационные механизмы,
которые способствовали бы инновационным процессам и высокоэффективному труду в
малом бизнесе.
Ориентация малого бизнеса на удовлетворение местных
потребностей в товарах и услугах определяется сравнительно маленькими
масштабами деятельности, относительно небольшими рынками сбыта, ограниченными
ресурсами, а также другими особенностями. Все вышеизложенное еще раз
свидетельствует о преобладании региональной ориентации в процессе деятельности
малого бизнеса.
Тенденция последних лет, выражающаяся в постоянно растущем
интересе к развитию малого бизнеса, обусловлена рядом обстоятельств. Малые
предприятия обладают способностью создавать эффективную экономическую основу
для реализации производственного потенциала регионов, позволяют малому бизнесу
развиваться во всем разнообразии рыночных ниш, создавать ощутимое количество
новых рабочих мест, удовлетворять потребности граждан, а в некоторых случаях
являются способом сглаживать проявления социальных конфликтов, которые связаны
с процессами экономической трансформации общества.
В то же время для открытия малого бизнеса требуется
значительно меньше вложений. Малые предприятия часто неохотно идут на
рискованную деятельность в погоне за высоким доходом и чрезвычайно восприимчивы
к регулирующим и контрольным мерам, поскольку на них существенно влияют даже
малейшие реформы.
Существует огромное количество публикаций, которые
рассматривают малый бизнес, анализируют присущие ему особенности, в том числе:
местный характер, инновационную роль в экономическом развитии, важность и меры
государственной поддержки и регулирования.
При этом мало внимания уделяется таким вопросам, как
специфика региона как бизнес-среды для предпринимательской деятельности, вклад
малого бизнеса в региональный воспроизводственный процесс, как основа перехода
региона к устойчивому социально-экономическому развитию.
Также стоит отметить, что большинство современных
исследований малого бизнеса носят в основном описательный характер: они
сосредоточены на определении роли малого бизнеса в экономике страны и факторах
ее развития, выявлении проблем, необходимости государственной поддержки и
регулирования.
Тема исследования определяет основную его цель, которая
заключается в исследовании развития малого предпринимательства в Российской
Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий
ряд задач:
— рассмотреть малое предпринимательство как объект
статистического изучения;
— …
Объектом исследования выступает малое предпринимательство.
Предметом исследования являются механизмы развития малого
предпринимательства.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды
отечественных и зарубежных ученых в области теории управления, стратегического
менеджмента и соответствующие материалы международных, всероссийских и
региональных научно-практических конференций; нормативно-правовые акты
Российской Федерации, регулирующие исследуемые вопросы.
Методологическая основа состоит из общенаучных методов
исследования, методов стратегического анализа, статистических методов
исследования, методов оценки экономической эффективности.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Малое предпринимательство как объект
статистического изучения
1.1 Сущность, субъекты и международный опыт
организации малого предпринимательства
Прежде чем перейти к определению сущности понятий «малый
бизнес», «малое предприятие», выясним непосредственно сущность понятий
«предприятие» как хозяйствующий субъект и «предпринимательство» как форма
хозяйствования предприятия в целом. Ведь изучение любого объекта начинается в
первую очередь с определения сущности основных понятий и категорий,
установления определенных принципов его разделения на типы и выяснения места и
роли этого объекта в определенной среде, а в нашем случае — в экономике
государства.
На основе исследований первосточников, можно проследить
эволюционную траекторию интерпретации понятия «предпринимательство». В XVIII
веке британский экономист Р. Кантильон употребил термин «предприниматель» в
форме человека с неопределенным фиксированным доходом. Первыми организаторами предпринимательства
был крупные собственники.
Предпринимателя характеризовали как крупного «богатого человека», собственника,
работодателя, который подвергается риску рад обогащения[1].
А. Смит, характеризуя роль предпринимателя,
отмечал, что «он имеет в виду только свои интересы, преследует свою выгоду, и в
этом случае его невидимая рука ведет к цели, которая совсем не входила в его
планы». намерения. Преследуя свои интересы, он служит интересам общества
гораздо более эффективно, чем когда он сознательно пытается им служить. В труде
«Исследование природы и причин богатства народов»[2].
А. Смит трактовал [1] Экономическая энциклопедия
[в 3 т.]. Киев: Издательский центр «Академия», 2002. / председатель
редакционного совета: Гаврилишин Б. Д. [и др.]. Т. 2 / отв. редактор Мочерный
С. В .. 2002. 952 с [2] Смит А. Исследование о
природе и причинах богатства народов. Миив: Ось-89, 1997. 255 с.
Фрагмент текста работы:
. Особенности формирования информационной базы изучения деятельности малых предприятий
Малый бизнес играет особую роль в экономике Российской Федерации. Это наиболее гибкий сектор экономики, который включает в себя инновационный подход к организации вашего бизнеса и достижению ваших целей при относительно низких затратах. Вот почему этот тип предприятия легче всего переносится изменениями в экономическом плане и во всей внешней среде. Например, во время экономического спада в России в 1990-х годах малые предприятия помогли экономике восстановиться и укрепиться.
Более того, малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной экономики, без которой государство не может функционировать слаженно, развиваться и совершенствоваться. В связи с тем, что это средство пополнения государственного бюджета налогами, которые состоят из прибыли организаций. К ним обычно относятся: вмененный налог, подоходный налог, упрощенная налоговая система, подоходный налог, страховые платежи, различные виды платежей в пенсионный фонд [1]. Малый бизнес выражает не только темпы экономического роста, но и структуру и качество ВВП и помогает качественно определять индивидуальные предпочтения потребителей.
Малый бизнес обладает огромным потенциалом для улучшения развития экономики и общества в целом. И создает рабочие места, тем самым сокращая безработицу и повышая уровень занятости.
Таким образом, роль малого бизнеса в первую очередь определяется:
1) Выравнивая колебания экономической ситуации с помощью механизма спроса и предложения.
2) Улучшение и развитие благоприятной конкурентной среды в экономике, что способствует рациональному использованию имеющихся материальных, людских, организационных и технологических ресурсов.
3) Создание огромного количества рабочих мест.
4) Внедрение новых форм и видов организации производства, продаж и финансирования.
5) Появление новых продуктов, услуг и научно-технического развития общества.
Действительно, малый бизнес важен для нормального функционирования рыночной экономики; следовательно, вмешательство государства в его развитие неизбежно.
Регулирование и развитие малого и среднего бизнеса в России осуществляет Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который основывается на Конституции России и осуществляется федеральными законами, нормативно-правовыми актами, законами субъектов РФ и органами местного самоуправления [2].
Но, несмотря на все преимущества малого бизнеса, у него есть свои недостатки. Важнейшей из них является проблема кредитования, которая обострилась в условиях экономической нестабильности в 2014 году. В России после падения курса рубля было решено повысить ключевую ставку, тем самым повысив ставки на внутреннем рынке и ставки по кредитам. Именно поэтому произошло снижение количества заемщиков и, соответственно, предпринимателей [3].
Вторая проблема — недостаточное и неэффективное стимулирование малого бизнеса в России. В последние годы правовой аспект регулирования малого бизнеса стал активным. Но на практике система государственной поддержки может принести положительный результат, если все ее усилия будут направлены на создание эффективных отношений между субъектами малого предпринимательства и государственными органами, местным самоуправлением в современных экономических условиях.
Следует отметить, что постоянное снижение производственных, экономических и административных барьеров приводит к тому, что многие предприятия не справляются с производством, поэтому малым предприятиям нужна государственная поддержка, в первую очередь наиболее приоритетные направления деятельности.
Программа государственной поддержки должна включать не только направления в области цен, налогов, бюджета, материально-технического обеспечения, систем официальных гарантий, но и финансово-кредитные стандарты, нормативные, организационные, обучение персонала.
Надо сказать, что малый бизнес в целом обеспечивает насыщенность и мобильность рынка. Способствует стабильности цен и конкуренции. Благодаря этому малый бизнес становится одним из основных средств преодоления экономической нестабильности в стране.
Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрен следующий порядок организации статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства СМСП:
• федеральные статистические наблюдения за деятельностью СМСП осуществляются путем проведения непрерывных и выборочных статистических наблюдений;
• полный статистический мониторинг деятельности малых и средних предприятий проводится раз в пять лет (последний опрос проводился в 2016 году по итогам 2015 года);
• выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) квартальных обследований деятельности малых предприятий на основе репрезентативной (репрезентативной) выборки;
• выборочные статистические наблюдения за микропредприятиями проводятся посредством ежегодных обследований их деятельности.
На практике текущий статистический мониторинг деятельности средних предприятий продолжает проводиться так же, как и для крупных предприятий: полный ежемесячный опрос на основе стандартизированных форм.
В настоящее время официальная статистика использует следующие основные источники текущей информации о деятельности малых предприятий:
• бухгалтерская отчетность малых предприятий, которая с 2014 года представлена всеми предприятиями, независимо от системы налогообложения. В настоящее время финансовые ведомости используются статистическими органами для обновления статистических регистров; они разрабатываются только один раз в год с большими задержками и не имеют самостоятельного значения для анализа деятельности малых предприятий;
• выборочное обследование малых предприятий в единой форме № ПМ (ежеквартально) «Информация об основных показателях деятельности малого предприятия»;
• выборочное наблюдение по форме № МП (микро) для микропредприятий проводится ежегодно;
• выборочное обследование индивидуальных предпринимателей по унифицированным формам № 1-ИП «Информация о деятельности индивидуального предпринимателя» (годовая) и № 1-ИП (месяцы) «Основные сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» (ежемесячно ) для индивидуальных предпринимателей с числом работников более 100 чел .;
• формы федерального статистического наблюдения, предназначенные для различных видов деятельности;
• для мониторинга развития малого бизнеса широко используются опросы предприятий по фиксированной совокупности (панели) предприятий, например, Форма № DAP-PM — ежеквартально «Обследование деловой активности малых предприятий в сфере производства и добычи полезных ископаемых».