Курсовая теория на тему Становление учебной деятельности и ее компонентов в младшем школьном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 4
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 4
1.2 Характеристика учебной деятельности 6
1.3 Структура и процесс формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте 9
1.4 Факторы, влияющие на формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте 12
Выводы по главе 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальное исследование МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………….17
2.1 Методика и ход исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по главе……………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Введение:
Младший школьный возраст является сензитивным для развития высших психических функций детей. В данный возрастной период у ребенка изменяются взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В младшем школьном возрасте на первый план выходит учитель. Для детей он становится авторитетом, на который ребенок равняется, стремится угодить и получить одобрение. Родители на данном возрастном этапе отступают на второй план. Сверстники оцениваются детьми по взглядам учителя.
Произвольность поведения – новообразование дошкольного возраста, без которого невозможна учебная деятельность детей. На основе развития произвольности развиваются высшие психические функции такие как: внимание, память, мышление, коммуникативные функции, воображение. Без развития данных психических функций у ребенка не сформируется процесс учебной деятельности, из-за чего могут появиться трудности в обучении.
В общем смысле под понятием учебой деятельности подразумевают овладение новыми знаниями, навыками, видами деятельности. В процессе учебной деятельности ребенок учится решать задачи и достигать поставленные цели. Учебная деятельность предполагает, что ребенок подчиняется существующим общественным нормам поведения, ориентируясь на образец поведения учителя, который на данный момент является авторитетом для него. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности.
Роль учебной деятельности в младшем школьном возрасте считается приоритетной, т.к. через нее осуществляются главные отношения ребенка с обществом. Наблюдается составление как главных достоинств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. Обоснование образующихся в школьном возрасте ключевых новообразований, невыполнимо вне анализа процесса формирования учебной деятельности и ее уровня.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и складывается в ней, осваивая новые методы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В учебной деятельности у младшего школьника складывается отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется как правило через данную деятельность как отношение к содержанию и способам обучения, учителю, классу, школе. Это и определило актуальность исследования.
К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью изучения особенностей формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте и недостаточной психолого-педагогической помощи младшим школьникам по развитию учебной деятельности.
Цель исследования: изучение становление учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. изучить основные подходы к изучению учебной деятельности в младшем школьном возрасте в психолого-педагогической литературе;
2. выявить психологические особенности детей младшего школьного возраста;
3. изучить особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Теоретическими основами исследования являются труды отечественных педагогов и психологов в области исследования учебной деятельности (Т.В. Габая, А.К. Марковой, О.И. Павлюка, А.В. Петровского, Б.Ф. Райского, Г.А. Цукермана и др.); исследования общих закономерностей возрастного развития детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, И.Ю. Кулагиной, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др.); факторов, влияющих на формирование и функционирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте (Ю.З. Гильбуха, В.К. Дьяченко, И.А. Редковеца, Г.И. Щукиной и др.).
Методы исследования:
– теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме;
– экспериментальные – опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический этап.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения и списка литературы.
Заключение:
Поступление ребенка в школу – очень сложный период. За время обучения в начальной школе у детей формируется новый вид деятельности, обеспечивающий усвоение познаний в логике науки. Непосредственно в это время основной деятельностью становится учебная деятельность.
Следует правильно оценить интеллектуальное развитие ребенка перед тем как отдать его в школу, так как несформированность психических процессов приводит к трудностям в обучении, а несформированность учебной деятельности у ребенка, может привести к психологической травме.
Психологические особенности младшего школьника активно развиваются в ходе игры, продуктивной деятельности, которые находятся в зависимости от критерия его жизни, преподавания и воспитания. В психические функциях проходит развитие от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Отличительной спецификой высших психических процессов у детей младшего школьного возраста считается спонтанность, внутренний энтузиазм к процессу, неимение ясно воплощенного желания к достижению успехов в деятельности. Это связано с тем, что результат деятельности для младшего школьника носит только субъективную новизну, активность в данном возрасте имеет место больше эпизодическая.
Данные новообразования на данном возрастном этапе являются основой становления учебной деятельности у детей. Без формирования психических процессов и умственной деятельности, учебная деятельность невозможна. Учебная деятельность формируется на базе сложившейся интеллектуальной деятельности, приобретенных навыков в различных видах деятельности, умения взаимодействовать с окружающими людьми, подчиняться существующим правилам, нормам морали и учителю.
В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и обучается ставить перед собой учебные задачи (цели), находить приемы усвоения и использования познаний, контролировать и расценивать собственные действия. Основным умением данного возраста, считается появление произвольного поведения, на основе которого и формируется развитие навыков и умений.
В начале работы, были поставлены задачи, которые были решены в процессе анализа психолого-педагогической литературы. Были рассмотрены следующие аспекты: психологические особенности детей младшего школьного возраста, характеристика учебной деятельности, структура и процесс формирования учебной деятельности у детей младшего школьного возраста, факторы, влияющие на становление учебной деятельности.
При анализе литературы по проблеме исследования, были выявлены следующие особенности учебной деятельности у детей младшего школьного возраста:
¬– учебная деятельность начинает формироваться при поступлении в школу;
– мотив учебной деятельности формируется в процессе самой учебной деятельности;
– учебная деятельность детей младшего дошкольного возраста включает в себя 2 компонента: мотивационный и организационный;
– детей младшего школьного возраста необходимо обучать учится;
– на начальных этапах обучения, педагог должен брать на себя организацию учебной деятельности;
– только с процессом развития произвольного поведения, у детей младшего школьного возраста появляются компоненты учебной деятельности.
Таким образом, рассмотрев факторы, оказывающие влияние на становление учебной деятельности в младшем школьном возрасте, вполне возможно сделать заключение, что роль учебной деятельности в младшем школьном возрасте считается приоритетной, т.к. через нее осуществляются главные отношения ребенка с обществом. Наблюдается становление как главных достоинств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. Обоснование, образующихся в школьном возрасте ключевых новообразований, невыполнимо вне анализа процесса формирования учебной деятельности и ее уровня.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Л.С. Выготский считал, что младший школьный возраст – возраст, значимый для формирования личности ребенка. Для него отличительны новые отношения со взрослыми и сверстниками, подключение в целую систему обществ, подключение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд значительных требований к ученику. Все это главным образом сказывается на формировании и закреплении новой системы взаимоотношений к людям, коллективу, к учению, и связанным с ними требованиями, сформировывает характер, волю, расширяет круг интересов, развивает возможности [4].
А.В. Запорожец справедливо признает, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, наблюдается усвоение нравственных норм и инструкций поведения, начинает формироваться социальная тенденция личности. Характер младших школьников отличается особенностями. Прежде всего, они эмоциональны – склонны немедленно начать действовать под воздействием конкретных импульсов, побуждений, не подумав и вовсе не взвесив всех событий, по незначительным предлогам. Первопричина – необходимость в интенсивной внешней разрядке при возрастной неконтролируемой волевой регуляции поведения [8].
Возрастной спецификой, как считал А.В. Петровский, считается и общая несформированность волевых процессов: младший школьник еще не обладает навыком долгой борьбы для достижения намеченной цели, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, утратить веру в собственные силы и возможности. Часто присутствует капризность, упрямство. Первопричина – недочеты домашнего воспитания. Ребенок пристрастился к тому, что все его стремления и требования удовлетворялись, он ни в чем не видел отказа. Капризность и упрямство – особенная форма неповиновения ребенка против тех твердых требований, что ему предъявляет среднее учебное заведение, против потребности жертвовать тем, что хочется, во имя того, что нужно [19].
По мнению Л.Ф. Обуховой, младшие школьники чрезвычайно чувственны. Эмоциональность сказывается, в первую очередь, в том, что их психическая деятельность обыкновенно окрашена чувствами. Все, что дети видят, о чем мыслят, что делают, вызывает у них чувственно окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не могут удерживать собственные чувства, контролировать их внешнее проявление, они чрезвычайно непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, испуга, наслаждения либо неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их психологической неустойчивости, нередкой смене настроений, предрасположенности к аффектам, недолгим и бурным проявлениям радости, горя, гнева, испуга. С годами все больше развивается способность регулировать собственные чувства, удерживать их проявления [17].
В.В. Давыдов считает, что в младшем школьном возрасте формируются коллективистские взаимоотношения. За пару лет младший школьник скапливает при верном воспитании существенный для собственного последующего становления опыт коллективной деятельности – работы в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма способствует роль ребят в социальных, коллективных делах. Конкретно тут ребенок приобретает главный опыт коллективной социальной работы [16].
И.Ю. Кулагина признает, что доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Заканчивается, наметившийся в дошкольном возрасте, переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, которое является основным в учебной деятельности. К концу младшего школьного возраста среди детей выделяют четыре группы: «теоретики», «мыслители», «практики», «художники». У детей с развитием функции мышления к концу младшего школьного возраста развивается способность к анализу, рефлексии (в том числе и в межличностных отношениях, способность сдерживать задачу и решать ее во внутреннем плане) [10].
По мнению А.Н. Леонтьева, в начале младшего школьного возраста восприятие мало дифференцированно. Для того чтобы ученик более тонко подвергал анализу качества объектов, педагогу необходимо организовывать специальные занятия, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было отличительно анализирующее восприятие, тогда к концу младшего школьного возраста, при подходящем обучении, отмечается синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект дает возможность устанавливать взаимосвязи между составляющими воспринимаемого. Память развивается в 2 направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, имеющий отношение к действиям, связанным с наглядными приятными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они готовы преднамеренно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом обучение строится с опорой на произвольную память. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без необходимой сформированности данной психической функции процесс обучения маловероятен. На уроке учитель обращает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его долго [11].
В работе А.А. Бодалева показано, что в младшем школьном возрасте энергично развивается самосознание. Становление учебной мотивации находится в зависимости от оценки, появляются переживания и школьная дезадаптация. Именно школьная оценка оказывает большое влияние на развитие самооценки. Ребята, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и собственных сверстников «отличниками», «двоечниками» и «троечниками», превосходными и средними учениками, наделяя учеников любой группы набором достоинств. Оценка успеваемости с начала школьного обучения, по существу, считается оценкой личности в общем и описывает общественный статус ребенка [16].