Журналистика Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Становление российской военной корреспонденции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЕННОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ   5

1.1 История военной корреспонденции в России. 5

1.2 Особенности работы военного журналиста. 10

1.3 Ситуация с военной корреспонденцией в современном мире. 12

ГЛАВА II. КОРРЕСПОНДЕНТЫ В ГОДЫ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ
ВОЙНЫ.. 17

2.1 Военные корреспонденты 1914-1945 годов. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23

 

 

 

  

Введение:

 

Современная
действительность характеризуется максимально неустойчивым положением на мировой
политической арене. Сейчас на многих уголках Земли нависает проблема появления
военных конфликтов и войн. В связи с таким положением военная журналистика
приобретает все большее распространение, вовлекая в этот процесс журналистов
многих стран в нелегкий процесс освещения жестоких фронтовых событий.

Военные корреспонденты стали летописцами своего времени, а их слова — оружием.
Сотни и тысячи журналистов уходили на поля сражений в годы Первой и Второй
мировой войны. Каждую статью, заметку или очерк можно назвать страничкой
героической истории. Листая газеты военных лет, мы как бы переносимся в то
время, и шагаем сквозь годы войны. Мы пробираемся сквозь минные поля и пожары,
штурмуем высотки и освобождаем города.

Актуальность исследования. С
каждым днем интерес к военной проблематике растет. Все больше передач
появляется на эту тематику. Наш век — это эпоха информации, поэтому особую роль
приобретает информационно-идеологическое противоборство. Степень воздействия
средств массовой информации на формирование картины мира определяет
актуальность данного исследования. В наше время проявление агрессии находит
воплощение во всех обозрениях средств массовой информации и охватывает все
большую аудиторию потребителей. Стремительно увеличивается число военных
журналистов и совершенствуется коммуникационная техника, которая заставляет
задуматься о роли и месте корреспондентов в
современных войнах и военных конфликтах. Тема самого
становления военной журналистики еще изучается, так как со временем открывается
много фактов, которые ранее были засекречены. Новые имена и их подвиги так же
раскрываются с появлением новых фактов.

Объектомм исследования курсовой работы является
Российская военная корреспонденция.

Предмет исследования – личности военных журналистов и их
публикации.

Главная цель работы – проанализировать становление военной
корреспонденции.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1.           
Рассмотреть историю военной корреспонденции

2.           
Проанализировать особенности работы
военного журналиста

3.           
Изучить особенности военной журналистики в
современном мире

4.           
Проанализировать военную корреспонденцию с
1914 по 1945 годов

5.           
Сделать заключение

Структурно  работа состоит из введения, двух глав
и заключения.

Методологической основой исследования в данной работе
послужил метод научного познания и системный подход. В ходе написания курсовой
работы использовались такие общенаучные методы и приемы как сбор и обработка
информации, научная абстракция, методы анализа, обобщения, синтеза, методы
группировки и прогнозирования. В работах
Г.В. Лазутина, М.Н. Кима, П.М. Федченко, Н.А. Добролюбова,
Г.Ф. Вороненковой, А.В. Лихоманова, А.А. Незпамова, Н.А. Громова рассматривается
зарождение и история развития военной журналистики, а также методы влияния
журналиста на аудиторию.

Практическая значимость работы состоит в том, материал исследования можно
использовать при разработке учебной дисциплины «История отечественной журналистики».

Работа насчитывает 24 страницы печатного текста и 22 наименований в
списке литературы.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Роль
средств массовой информации в войнах и вооруженных конфликтах не теряет своей
актуальности уже много столетий. Также не утихают споры о том, как правильно
следует освещать вооруженные столкновения. Восприятие конфликта обществом и его
урегулирование, зависит, с какой позиции описаны события. Мы рассмотрели
различные стороны корреспондентов на войне. Их ведение и пребывание в зоне
конфликта имеет определенные характеристики и описывается некоторыми ключевыми
моментами:

·         
Профессия военного корреспондента начала
формироваться в середине XIX века. Мы охарактеризовали становление военной
журналистики в России и пришли к выводу, что начиная с последних лет
существования Советского союза, журналист стал неотъемлемой частью передачи
информации о театре военных действий аудитории. Благодаря нашим военным
корреспондентам мы имеем полное представление о ситуации в мире.

·         
Журналисты обязаны соблюдать меры
безопасности для того, чтобы остаться в живых и хорошо исполнить свои служебные
обязанности. Они знают, как правильно наладить контакт с конфликтующими
сторонами, как суметь себя обезопасить от нападений и правильно выбрать момент
для получения информации. Все это выработано военным опытом многих
представителей прессы.

·         
Одна из самых главных составляющих
пребывания корреспондента в зоне боевых действий – это налаживание отношений с
офицерским составом. Иногда военные препятствуют получению информации, потому
что не считают журналиста своим союзником и порой бывает легче узнать информацию
у самих зачинщиков конфликта или террористов, чем у представителей военного
командования.

·         
Число преступлений против корреспондентов
увеличивается каждый год. Журналисты в зоне боевых действий формально защищены
законом, хотя все чаще можно наблюдать, что их права грубейшим образом
нарушаются. Их убивают, они попадают в тюрьмы и плен и становятся заложниками у
террористов. Можно сделать вывод, что журналист – это полноправный  участник военного конфликта. Еще в XIX  веке представители прессы играли важную роль
для развития общества, для информирования его о настоящем положении дел в
стране и за рубежом.

Таким
образом, мы можем сделать вывод, что проблема корреспондентов на войне очень
серьезна и с каждым годом обостряется. Журналисты стали неотъемлемой частью
информационного пейзажа зон военных действий. Часто они рассматриваются
конфликтующими сторонами как удобная мишень или как раздражающий фактор. Скорее
всего, об облегчении участи военного журналиста можно будет говорить только
тогда, когда напряженная обстановка в мире начнет разряжаться, а количество
военных конфликтов уменьшится.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЕННОЙ
КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

1.1 История военной корреспонденции в России

Появлением военного корреспондента
мир обязан
XIX
веку и его бурному развитию технологий. Военные журналисты стали востребованы
именно во второй половине, так как в широкое использование вошли телеграфные
линии. Изобретение телеграфа хорошо сказалось на качестве работы и скорости
передачи информации. Корреспонденты стремились на поля сражений, чтоб
рассказать читателю интересные и по-настоящему актуальные известия. Для этого
им требовалось находиться в центре событий, иначе кто-то другой мог первым
рассказать о произошедшем событии. Но сами военные не хотели, чтоб
корреспонденты находились в местах расположения армии, так как это могло
способствовать утечке информации.

Желая порадовать читателей
интересными новостями, журналисты развивали большую активность. Они проявляли
интерес ко всему происходящему возле линии фронта и сразу телеграфировали это в
издательство. Часто такие действия могли нанести вред армии, так как известие о
намеченных маневрах сразу были обнародованы до их завершения. Для журналистов
не существовало никаких запретов и ограничений. Они могли публиковать обзоры
дел на фронтах и подробно делиться численностью войск. [9]. Военачальники были
обеспокоены таким положением и, со временем, сформировалось мнение, что прессу
можно использовать для создания нужного общественного настроения.

В России отношение к военным
корреспондентам складывалось по-разному. Впервые они заявили о себе как
самостоятельный отряд журналистов еще во время Кавказской войны. В то время
возникла ситуация, в которой читатели центральных газет не имели информации о
боевых действиях, так как она полностью отсекалась цензурой. Единственная
газета «Кавказ», издававшаяся в Тифлисе, писала о более или менее правдивых
фактах. Тогда многими авторами газет выступали офицеры действующих частей. Они
правдиво передавали картину всего происходящего. Не все начальники одобряли
подобный вид деятельности, поэтому многим приходилось писать под псевдонимами.
Первым
военным журналистом в России считается Н. Берг. Именно он еще во время Крымской
войны отправился из Москвы на передовую, чтоб проследовать за ходом боевых
действий и передать позже мирному населению свой взгляд на события.
[5].   

В Российской империи становление
института военных корреспондентов произошло во время русско-турецкой войны
1877-1878 годов.  Интерес к происходящему
был настолько велик, что десятки изданий просили разрешить их сотрудникам
прибыть в район размещения действующей армии. Несколько иностранных газет так
же ходатайствовали о размещении своих журналистов. Но Главное управление по
делам печати выступило против и настоятельно рекомендовало не допускать
корреспондентов на фронт.

Военный министр Дмитрий Алексеевич
Милютин понимал, что если запретить репортерам приезжать на фронт, то они,
будучи в нелегальном положении, все равно туда проникнут и будут вынуждены собирать
сплетни вместо достоверной информации. Таким образом, принесут больше вреда,
чем пользы, спровоцировав панику в общественности. Тогда в
Главную
квартиру русской армии отправился полковник М. А. Газенкампф. Он должен был
создать первую в истории российской армии пресс-службу. В его обязанности
входило ведение журнала военных действий, составление срочных донесений
императору и руководство делами печати, а также выработка основания для допуска
военных корреспондентов в войска.

Полковник
Газенкампф выдал четкие указания, кто может находиться в войсках. Это
журналисты русских газет ответственных редакторов и иностранные только по
рекомендации наших посольств и высокопоставленных лиц. Они должны были
выполнять определенные условия: не сообщать сведения о расположении и
численности войск, доставлять все номера газет, в которых будет печататься,
сообщать о перемене своего местоположения, при себе иметь удостоверение
личности с фотографией, нагрудный знак и разрешение с печатью от полевого
коменданта.
[14]. Журналистам
не стали выдвигать строгих рамок цензуры, но за невыполнение требований они
высылались из армии. Всего на поля сражений Русско-турецкой войны 1877–1878
годов приехало 98 военных корреспондентов из российских и зарубежных изданий.
Также в то время существовала практика нанимать в корреспонденты офицеров
действующей армии.

Самым
известным из военных корреспондентов того времени считается Василий Иванович
Немирович-Данченко, брат знаменитого драматурга. Он присутствовал при сражениях
на Шипке, под Плевной и участвовал в зимнем переходе русских войск через
Балканы. Так же ему было разрешено писать об Александре II, который находился
при армии. В то время упоминание государя или членов монашеской семьи было
запрещено без личной визы министра императорского двора. Присутствие императора
в войсках послужило поднятием морального духа и патриотических чувств. А
Немирович-Данченко В.И. был выбран как надежный журналист с легким пером. Через
время его телеграммы с места войны были изданы отдельной книгой под названием
«Год войны».
[4]. В
дальнейшем он отправился военным корреспондентом на поля сражений
Русско-японской и Первой Балканской войны.

 Правила для военных журналистов после
Русско-турецкой войны были еще более ужесточены. Запрещалась критика распоряжений
начальствующих лиц, сообщения о вооружении, списки убитых и раненых до
официального сообщения, а так же места попадания снарядов и пропускной
способности, железных дорог. Корреспонденты должны были докладывать обо всех
своих передвижениях и без разрешения не менять местонахождение. Это было
сделано с целью, чтоб репортеры не увидели лишнего. Но по факту все требования
были расплывчаты, а новоприбывшим журналистам практически не объясняли ход
условий. Поэтому в ходе Русско-японской войны пресса больше работала против
российского правительства, чем в его пользу. Полковник Газенкампф и его коллеги
разрабатывали и дорабатывали правила для военных журналистов. Они возглавили
миссию контроля над содержанием публикаций на систему цензуры.

Материалы,
которые были предназначены для печати, не допускались к отправке без
разрешающей визы цензоров. Однако эта система, предназначенная не допустить
утечки информации, не справлялась со своей задачей, потому что не было
сформировано однозначного понятия о том, что является военной тайной, а что
нет. Какие факты можно напечатать, а что должно быть запрещено.
Фронтовых журналистов было не много.
Но можно выделить и тех, кто снискал настоящую славу в то время. [8].  Корреспондент Евгений Ножин сумел наладить
контакты с некоторыми представителями командования гарнизона и первой
Тихоокеанской эскадры. Он передавал свои репортажи из осажденного Порт-Артура
практически до момента его падения.

На
момент, когда объявили войну в Маньчжурии, уже работали несколько учреждений,
которые ведали почтой и телеграфом. Это были: управление почтово-телеграфной
частью Квантунской области, которые находились в Порт-Артуре, 6
почтово-телеграфных станций в Северной Маньчжурии и 11 контрольных телеграфных
станций. Предусматривалось, что штаб в Приамурском военном округе объединит
контроль всей Маньчжурии. Но контролируемая территория была слишком большой и
вместо одного органа утвердили три. Затем для удобства управления
почтово-телеграфной частью тыла в Харбине было сформировано ещё одно почтово-телеграфное
отделение, так как основное управление связью находилось в Хабаровске, и
пользоваться им было неудобно по причинам географического удаления от театра
боевых действий.

Со
временем организовали специальные цензурные органы, но их структура была слишком
запутанной. Существовала цензурная комиссия при Полевом и Морском штабах на
Дальнем Востоке. Через эту комиссию проходили все известия, которые происходили
и печатались с поля боя. Многие цензоры могли пренебречь положением цензурного
устава и пропустить в печать информацию о положении дел на фронте. Иногда
корреспонденты перепечатывали иностранные сообщения без предварительной
проверки. Это все послужило тем, что военную тайну было трудно сберечь.  Другие цензоры наоборот запрещали практически
все. Журналисты были не довольны, они жаловались, что не один интересный факт
не печатают. От этого их работа становится бесполезной и серой. Японцы же, в
свою очередь, печатали мало. До начала войны они выработали определенные
правила и все их исполняли неукоснительно.
[8].

Японское
командование взяло под шефство иностранных журналистов и водило в строго
определённое время в строго определённые места. По результатам военных действий
1904-1905 годов условия допуска военных корреспондентов были еще больше ужесточены
и круг запрещенных тем расширен.

В
ходе Первой мировой войны ситуация с журналистами изменилась в лучшую сторону.
На полях сражений и в штабах армии находились уже десятки и сотни
корреспондентов газет со всей России. Весной 1915 года пост военного министра
занял генерал Алексей Поливанов. Он был не против того, чтоб выносить некоторые
вопросы на суд общественности и приглашал корреспондентов к себе в кабинет для
обсуждения и написания статей. Морской министр Иван Григорович и многие другие
командующие так же лояльно относились к репортерам. Ситуация изменилась, когда
к власти пришли большевики в 1918 году. Они поставили цензуру под строгий
контроль ВЧК и не разрешали публиковать сведения о военных операциях до их
завершения. Иностранных журналистов не допускали вообще к театру военных
действий.

Похожая
была ситуация и в годы Великой Отечественной войны. Журналистов допускали на
поля сражений, но их репортажи были далеки от картины происходящего. Только
благодаря хорошим отношениям с военными, корреспонденты могли узнать многое.
Например, Константин Симонов отправился в тыл противника с
разведывательной группой в
Заполярье. До этого он был на боевом задании в составе экипажа подводной лодки
Черноморского флота. [7; С. 66 – 68].

Таким образом, многое время военные
журналисты были под куполом цензуры, которая запрещала писать о многих важных
фактах. Например, в начале Первой и Второй войны цензура не позволяла
публиковать сведения о расположении наших войск, о потерях, даже самых
незначительных. Очень редкими были публикации о тяжелых боях и ситуации в
армии. Военные корреспонденты проявляли настоящий профессионализм и мужество,
чтоб написать фактическую картину происходящего.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы