Курсовая теория Гуманитарные науки Современная праздничная культура России

Курсовая теория на тему Становление праздничной культуры России: Современные тенденции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Праздники России 5
1.1 Понятие «праздник» и его особенности 5
1.2 Российский праздник как феномен культуры 8
2. Современная культура праздника 18
2.1. Проблема сохранения русской традиционной праздничной культуры в современном праздничном календаре 18
2. 2 Современные тенденции русской праздничной культуры 20
Заключение 23
Список использованной литературы: 26

 

  

Введение:

 

Возникновение праздников – это культурное явление.
Актуальность избранной темы открывается в нижеописанных качествах.
Многие считают, что культурологический нюанс праздников, это то, что праздники как явление культуры — это последствие рвения людей к отдыху после интенсивных трудовых будней, своеобразная охрана от физиологической и нравственной усталости. Однако с этим утверждением разрешено согласиться только отчасти.
Истинный фактор происхождения праздников как вещества общечеловеческой культуры — это итог скопления людьми, человечеством в целом культурного эксперимента, беспристрастно нуждающегося в хороших, чем ежедневная жизнь, проявлениях.
Если разглядывать праздники как типичное изображение скопления людьми культурного эксперимента, нужно увидеть, что этот эксперимент — многообразен. Необходимо совокупно изучить производственный, бытовой, церковный, национальный, высоконравственный, эмоциональный, международный географический эксперимент как продукт человечной культуры.
Каждый из данных качеств представляет трудную структуру. Например, при исследовании географической элемента, которым накоплен культурный эксперимент, нужно учить климатические, ландшафтные, межэтнические и остальные стороны вопроса.
Соглашаясь с иными культурологами, которые считают, что торжественная цивилизация людей — это защитная реакция на бремя труда, нужно увидеть, что этот довод не единый. Однако в крайнее время он играет огромную роль вследствие повышения производительности труда, его интеллектуальной и физиологической напряженности.
Физическая усталость и эмоциональная напряженность ведет к плохим результатам дома, на работе, в кругу друзей.
И все это приводит к сознательному и бессознательному рвению людей к биосоциальной охране, одно из ярчайших проявлений которой отображается е в торжественной культуре.
Таким образом, содержание торжественной культуры становится все актуальней.
Целью данной работы является рассмотреть современные тенденции праздничной культуры.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
— дать определение понятию «праздник», и увидеть какими они бывают;
— рассмотреть российский праздник как феномен культуры;
— обрисовать трудности хранения российской традиционной торжественной культуры в современном торжественном календаре;
— изучить современные тенденции культуре праздников.
Для решения установленных задач в курсовой работе применены последующие способы изучения:
1) абстрактный анализ литературы;
2) исследование и обобщение информации;
Объектом изучения является: культура России.
Предмет изучения: праздники.
Курсовая работа состоит из: вступления, двух глав, заключения. Во введение показана актуальность и цель работы. В первой главе рассматриваются праздники России. Вторая глава посвящена трудностям хранения российской традиционной торжественной культуры в современном календаре и основным современным тенденциям в праздничной культуре России.
В заключении даются выводы. Для подробного исследования изучим работы ученых: Иванова О., Бахтина М., Вебер М.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе курсовой работы мы разглядели праздник, как исторически появившийся и развивающийся вещество современной культуры и выстроили к последующие выводы:
Праздник инициирует и интенсифицирует культурную жизнь, лишь в это время, когда оно свободное от будничных повинностей.
Праздник чрез обновление ценностей, обращение принципиальных событий, связанных с ним, исполняет роль массивного механизма передачи культурных обычаев из поколения в происхождение, дозволяет людям исполнять свою культурную самоидентификацию.
Праздник становится своеобразным «лицом» культурной жизни города и края. И по тому, как он проходит, можно судить о внимательном отношении к традициям или об их игнорировании, об установке на помпезность или на эстетизацию повседневности, о хорошем вкусе тех, кто его готовит [3,с.43].
Главная идея праздника состоит в том, чтобы ощутить истинную связь жителей города и края со своей родиной, духовной культурой своих предков, своими историческими, духовными, природными корнями.
В задачи праздника входят: во-первых — вовлечение зрителей в активное действие, добиваться того, чтобы они стали активными участниками праздника; во-вторых — стимулирование интереса к народным ремеслам, фольклорному творчеству современных мастеров; в-третьих — создание возможности праздничного отдыха и развлечения [2,с.63].
Поэтому при педагогическом регулировании социально-культурным проектированием праздника необходимо соблюсти принцип общности всех участников в основных элементах (целеполагании, содержании, восприятии выразительных средств) и, с другой стороны, принцип обязательной непохожести их друг на друга: каждый должен иметь свои неповторимые, только ему присущие формы поведения, свой «облик» и свой словесный и музыкальный текст.
Потребность в празднике и праздновании — это не столько натуральная, сколько культурная надобность, и поэтому она обязана снова восстанавливаться в каждом новеньком поколении. Отношение человека к празднику определяется до этого только ранними временами его жизни и социализации, детством и юностью, когда в процессе обучения он принимает культурные нормы, обычаи и, основное, ценности старшего поколения. Участие индивида в праздновании является принципиальным подтверждением его устойчивой связи с группой, отмечающей праздник, показателем усвоения ее культурных ценностей. Этот аргумент в особенности главен тогда, когда ослабевают машины контроля и принуждения в праздновании, когда празднование все почаще делается — как тому свидетельствует нынешний мир — добровольным занятием человека, проявляющего таковым образом родное рвение к роли в коллективной жизни и родное известие к ее ценностям.
В наше время мы все чаще приминаем во внимание тот факт, что праздники, это исключительно дни, которые отметило государство как не рабочие, но это не так. Еще из древности пошли праздники, и если мы откроем православный календарь, то увидим, что дни святых почти каждый день. Дни святых, то есть в эти дни были рождены святые. Православные праздники учат добру и пониманию окружающего мира, гражданские – общности и красоте. Тем не менее, православные не считаются выходными днями, но каждый праздник по-своему прекрасен и несет в себе память и почитание традиций.
В работе мы провели абстрактный анализ литературы и исследование информации. Изучили работы: Бахтина, Вебер, Иванова и др. При исследовании выполняли следующие задачи:
— дали определение понятию «праздник» и увидели какими они бывают;
— рассмотрели российский праздник как феномен культуры;
— обрисовали трудности хранения российской традиционной торжественной культуры в современном торжественном календаре;
— изучили современные тенденции культуре праздников.
Говоря откровенно, если мы сами не загубим историю праздников, будем возвращаться периодически к истокам, то культура праздников будет процветать всегда. Новых тенденций тоже не избежать, но не будем забывать о корнях и чтить то, что чтили наши прапрародители. Конечно, многие праздники уже давно забыты, но те, о которых нам рассказывают надо хотя бы помнить, чтобы донести до наших потомков. Ведь все это и есть наша история.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

Праздники России
1.1 Понятие «праздник» и его особенности

Один из наиболее авторитетных отечественных исследователей феномена праздника М.М. Бахтин определяет его как специфическую форму человеческой культуры, имеющую первичный характер. Цивилизационное назначение праздника состоит в том, что именно через него происходит консолидация и объединение общества при помощи единой системы ценностей.
Возникновение праздника как особого культурологического явления может быть объяснено путем обращения к целому комплексу причин. В целом, мы можем выделить несколько обобщенных подходов к анализу сущности данного явления общественной жизни, начиная от наиболее упрощенного анализа культурологических аспектов праздников, согласно которому данное специфическое явление культуры стало своего рода следствием естественного, присущего от природы каждому человеку стремления к отдыху и расслаблению после завершения определенного этапа трудовой деятельности, то есть своеобразным защитным барьером, предохраняющим наших предков и нас самих от чрезмерной физической и моральной усталости.
Таким образом, любое праздничное событие может рассматриваться в качестве своеобразного отражения истории государства, на территории которого оно зародилось, миропонимания и мировосприятия его граждан в тот или иной период времени.
Многие элементы современной российской праздничной культуры имеют четко выраженное языческое происхождение, ставшее своего рода фундаментом, на который впоследствии наложились черты православного вероучения. К ним относятся праздник зимнего солнцеворота, встреча весны, день летнего равноденствия, праздник жатвы и так далее. Использование христианской церковью таких праздников и преобразование их при помощи приспособления к датам православного календаря, привело к тому, что в большие праздники русский народ соблюдал одновременно два типа обрядов: видоизмененные церковные, а также старинные языческие (причем иногда ситуация складывалась таким образом, что церковное учение истолковывалось представителями народа в смысле противоположном и даже противоречащим догматам православия, что, конечно же, вызывало недовольство церкви и ее представителей) .
Имевшие христианское происхождение праздники, значение которых осталось практически неизменным в российской праздничной культуре вплоть до настоящего времени, были связаны, как правило, с памятными днями священной истории христиан.
В ходе исторического развития российской праздничной культуры произошло постепенное стирание границы между языческой обрядовостью и христианскими традициями, возникли праздники, объединяющие в себе элементы и того, и другого (одним из наиболее ярких примеров такого синтеза является праздник Масленицы). Наряду с периодом становления российской государственности, в дальнейшем наиболее существенное влияние на современную праздничную культуру оказали два этапа в историческом развитии нашей страны: этап существования России в границах СССР, а также современный период истории Российской Федерации (с 1991 года и до настоящего времени). Из числа праздничных традиций, оказавших наибольшее влияние на современную российскую праздничную культуру, относящихся к первому названному нами этапу, мы можем выделить несколько, имеющих светский характер. Данные праздники являются элементами современной праздничной культуры и отражают фактор ее неоднородности, смешанности в ней самых разнообразных элементов. К таким праздникам относятся наиболее распространенные на территории нашей страны Новый год, День Победы, День народного единства. Весьма противоречивый советский период не только породил совершенно новые праздники, связанные, в первую очередь, с особенностями политической идеологии, присущими данному периоду, но и стал источником довольно большого количества противоречий, свойственных сегодня рассматриваемой нами сфере общественной жизни .
В отдельную категорию праздничных традиций, оказавших существенное влияние на формирование современной российской праздничной культуры, можно выделить те из них, становление которых в качестве полноправных элементов праздничного календаря произошло в течение последних десятилетий. Эти праздники являются привнесенными из других культур и, несмотря на то, что они отличаются еще не вполне устоявшимся характером (наиболее типичными праздниками данной категории являются День Святого Валентина, а также Хэллоуин), их значение для современной праздничной культуры нашей страны довольно велико.
На каждый праздник многие продумывают сценарий, что гости не скучали. Это очень похоже на древние ритуалы и проведения праздников. Только с одной поправкой, что ритуалы проходили не с целью повеселить народ, а, как казалось людям, с целью приманивания добра. Как я считаю, так ритуалы, чем-то похожи на гадания, а не праздничное мероприятие.
Многие не признают ЗАГС, а идут венчаться в церковь. Так проводится обряд венчания перед высшими силами. Это таинство считается очень ответственным и попусту его не делают. Но многие церкви не принимают не зафиксированные браки, так как церковь подчиняется государству. Хотя в древности не было структур регистрации.
Естественно, что у каждой новой ячейки общества появляются новые праздники, но и праздники рода нельзя забывать. Делать праздник в день рождения бабушкам, дедушкам и т.д. для создания настроения. Это лишний раз показывает отношение к ним. Традиции семейные надо чтить, если для ваших близких особенно дорог какой-то день, то нужно не забыть позвонить и поздравить.
За крайние годы в нашей жизни и сейчас все меняется. Но влечение людей к праздникам, желание когда-то по-особому отметить то или другое семейное явление остались постоянными. Более такого, надобность в праздниках существенно возросла.
Мы рассмотрели понятие «праздник» и его особенности и увидели, что у каждого свои правила проведения и уникальные особенности, многие из которых сохранились в наши дни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы