Курсовая теория на тему Становление новой российской государственности в 1990-1993 гг
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1
Становление новой российской государственности после распада СССР 5
1.1 Октябрьские
события 1993г.; принятие Конституции Российской Федерации. 5
1.2 Основные
этапы трансформации политической системы.. 6
Глава 2
Государственный строй и политическая деятельность страны после 1990 г. 11
2.1 Форма
государственного устройства: федерализм. 11
2.2
Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации 24
Заключение. 28
Список
используемой литературы.. 32
Введение:
Новое руководство России в начале 90-х гг. выдвинуло
стратегическую задачу, направленную на воссоздание государственности, которая
заключалась в том, чтобы в условиях недостаточности рычагов государственного
управления использовать энергию формирующихся рыночных институтов и стимулов, опереться
на основной потенциал зарождающейся демократии — гражданскую ответственность
людей и первые проявления свободной самоорганизации общества [2].
В анализе процесса становления российской
государственности важно исследовать предпосылки распада СССР и возникновения на
его территории независимых государств. В этих исторических событиях можно
выделить три этапа. Первый относится к 1985 -1986 гг., когда перестройка в СССР
определила главными задачами демократизацию советского общества, развитие
гласности и формирование нового мышления. Ко второму этапу следует отнести
период с 1987 по 1991 гг. В то время были попытки реформировать КПСС, придать
динамизм социально-экономической политике и выйти на новые отношения между
республиками и центром. Третий этап можно ограничить временными рамками с 1992
по 1996 гг. Когда был начат переход от советской политической системы к
правовому государству и гражданскому обществу.
Новый этап в жизни РФ наступил после президентских
выборов в июне 1991 г., в результате которых радикалы во главе с Б.Н.Ельциным
подчинили себе законодательную и исполнительную власть в России. Еще до этого
после отказа ВС СССР осенью 1990г утвердить программу радикальных экономических
реформ российского правительства Б.Н. Ельцин заявил о возможном выходе РСФСР из
СССР [3]. По мнению Р.И. Хасбулатова, "развал Союза рассматривался как
средство получения Ельциным полноты власти в стране" [4].
В исследовании процесса становления новой российской
государственности необходимо учитывать ряд таких важных факторов, как принципы
правового государства и гражданского общества, углубление демократических
преобразований и укрепление
Таким образом, анализ проблем трансформации институтов власти, формирования
новой российской государственности является актуальным и необходимым для
понимания сущности сложных политических процессов и привлечения к их разрешению
широкой общественности, политиков и учёных.
Хронологические рамки исследования определяются
темой и охватывают первую половину последнего десятилетия нашего столетия и
второго тысячелетия, т.е. период суверенизации Российской Федерации,
формирования ее государственности и институтов власти. Началом нового этапа
российской государственности стало принятие Декларации о государственном
суверенитете РСФСР в рамках СССР 12 июня 1990 года, образование РФ как
самостоятельного государства, установление должности президента в системе
органов государственной власти.
Следовательно, данный период в российской истории
важен для анализа процесса разрушения прежних институтов власти Советов и
формирования новых органов государственной власти Российской Федерации как
суверенного государства [2].
Актуальность избранной для исследования темы и
состояние теоретического анализа позволили следующим образом определить цель
диссертационной работы: исследовать процесс становления новой российской
государственности в условиях переходного периода, выявить предпосылки, этапы и
основные направления государственного строительства с конца 80-х до середины
90-х гг.
Задачи исследования:
— провести анализ предпосылок и основных направлений становления новой
российской государственности;
— раскрыть принципы федерализма в государственном строительстве, как основы
государственного устройства и правления;
— рассмотреть внешнеполитическую деятельность РФ в условиях новой
геополитической ситуации.
Объектом исследования является процесс становления
основных институтов российского государства, а предмет исследования —
деятельность федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации по
формированию правового государства и гражданского общества.
Заключение:
Исследование событий, связанных с формированием
Российской Федерации как суверенного государства, показывает, что в основе
процесса государственного строительства в РФ лежат многие объективные и
субъективные факторы, предопределившие распад СССР и образование на его
территории новых независимых государств.
Авторы и сторонники государственного суверенитета
Российской Федерации в рамках СССР первоначально исходили из того тезиса, что в
условиях демократизации советского общества и реформирования политической
системы актуальной задачей является повышение роли российских республиканских
органов в этом обновлении и трансформации политических и государственных
институтов. А это в свою очередь предполагает возрождение государственных
принципов и атрибутов России. Этим можно объяснить тот факт, что абсолютное
большинство депутатов Верховного Совета РСФСР 12 июня 1990 г. проголосовало за
государственный суверенитет Российской Федерации.
Кроме того, становлению новой российской
государственности объективно способствовали решения съездов народных депутатов
СССР, в частности, отмена III съездом народных депутатов СССР в 1990 г. 6-й статьи
Конституции СССР 1977 г. о руководящей роли КПСС в обществе и укрепление
органов Советской власти в стране.
В этих условиях самостоятельную и достаточно
радикальную позицию занял Верховный Совет РСФСР по упрочению и наделению
реальными полномочиями органов Советской власти на местах, их независимость от
партийных структур. Так, Закон о Президенте Российской Федерации от 24
апреля 1991 г. предусматривал приостановление членства в политических партиях и
общественных объединениях Президента и Вице-президента страны.
Важнейшим направлением в строительстве нового
государства, российской государственности стала проблема трансформации прежних
властных структур, придание им функций правового государства. На первом этапе
этот процесс сводился к адаптации модернизированных структур советской власти к
новым условиям с перманентным изменениям многих положений Конституции РСФСР.
Как известно, на этом пути возникли сначала острые противоречия между Верховным
Советом РСФСР и высшим руководством СССР, а затем между Верховным Советом
РСФСР, с одной стороны, и исполнительной властью — Президентом и Советом
Министров Российской Федерации, с другой, которые завершились трагическими
событиями в октябре 1993 г.
Активизация процесса формирования и развития
российской государственности при всей неоднозначности и противоречивости
произошла после принятия Конституции РФ и выборов депутатов в Федеральное
Собрание Российской Федерации 12 декабря 1993 г.
При этом следует помнить, что треть республик, краев
и областей России Конституцию РФ не одобрили, а 13 субъектов Федерации приняли
свои основные законы, которые по ряду положений противоречат федеральной
Конституции. Такое положение требует, чтобы Федеральное Собрание, Президент РФ
с одной стороны и органы государственной власти субъектов федерации — с другой,
предприняли усилия по синхронизации конституционных основ государственного
строя России как федеративного правового государства.
После распада СССР началась ликвидация прежних
структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства
передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией
президента страны стал Московский Кремль.
21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского
государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию — Россию (при
равнозначности обоих названий).
С прекращением существования СССР не изменился
характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом
и Съездом народных депутатов — с другой. Отсутствие четкого разграничения
полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей
государственной власти — законодательной и исполнительной. Взаимоотношения
между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта
Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские
настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны
на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре
1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в
“реакционную силу”.
Оппозиционные настроения парламентариев находили
поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало
недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся
экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под
давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара.
Новым премьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин, ранее находившийся
на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и
во взаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента.
В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных
депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах
президента и народных депутатов. Из 69 млн. человек, участвовавших в выборах,
свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую
политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали
67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил,
углубили политический кризис.
Противостояние ветвей власти усилилось осенью
1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект
новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие
президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о
роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда
народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента.
Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об
отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент — А. В.
Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ [5].
С установлением единовластия президента начался
слом, действовавший до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты
указы о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В
соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их
обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Становление новой
российской государственности после распада СССР
1.1 Октябрьские события 1993г.;
принятие Конституции Российской Федерации. 25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР
принял закон, согласно которому республика стала называться Российской
Федерацией. Ориентация на демократизацию и борьба с прежней советской системой сопровождались
разрушением единых общесоюзных структур общественного и государственного
управления и контроля. Уничтожение изжившей себя административной системы
вместе с тем сокрушило основные властные структурные элементы, необходимые в
любом государстве [6].
Политическая атмосфера в стране в 1992-1993г.г.
характеризовалась нарастанием противостояния общественных сил в борьбе за
различные пути становления российской государственности, ее законодательное
оформление. Объективно это было обусловлено переходным характером российской
государственности. По конституции не было четкого разделения функций между
сложившимися (по аналогии с прежним СССР) тремя ветвями власти –
законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный
Совет), исполнительной (Президент и назначаемое им правительство) и судебной,
с венчающим ее Конституционным судом [4].
Сформировавшиеся к тому
времени основные политические движения и партии ("Движение
демократических реформ", Коммунистическая партия Российской Федерации,
Либерально-демократическая партия России и другие) разрабатывали и
пропагандировали свои проекты новой Конституции России. Одни стояли за
президентскую республику (ведущая роль у исполнительной власти во главе с
президентом, имеющим большие полномочия), другие — за парламентскую республику
(ведущая роль у законодательной власти), третьи — за реформированную советскую
систему