Курсовая теория Гуманитарные науки История международных отношений

Курсовая теория на тему СССР и объединение Германии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Причины и предпосылки объединения Германии 7
1.1.Политика ФРГ и лично канцлера Г. Коля, направленная на объединение Германии 7
1.2.Кризис ГДР и политика руководства ГДР в германском вопросе 12
1.3.Международный фактор объединения Германии 17
Глава 2. Участие СССР в решении германского вопроса 26
2.1.Выработка советской политической линии по вопросу объединения Германии 26
2.2.Роль М.С. Горбачева и Э.А. Шеварднадзе в переговорном процессе 27
2.3.Система договоров по германскому вопросу 32
Заключение 34
Список использованной литературы 35

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Судьба Германии после поражения во Второй мировой войне решалась странами-победителями на Потсдамской конференции, которая прошла с 17 июля по 2 августа 1945 года. Основным вопросом, который обсуждался на конференции, был германский вопрос. Германия, после разгрома и капитуляции была оккупирована войсками союзников. При этом война, которую вело командование страны, довела Германию до полной разрухи.
Основой урегулирования вопроса Германии в соответствии с текстом Сообщения о Потсдамской конференции становилась программа четырех «д»: денацификации, демилитаризации, демократизации, декартелизации, послевоенной Германии. Денацификация означала запрет деятельности нацистской партии, под демилитаризацией имелось в виду полное разоружение, декартелизация означала ввод запретов на деятельность монополистических объединений . Кроме того, было принято решение о системе четырехсторонней оккупации Германии с участием Советского Союза, Соединенных Штатов, Великобритании и Франции. Также принят раздел германского флота между союзниками.
Соглашением определялось, что Германия на время оккупации союзниками рассматривается как единое экономическое целое. Это относилось к сельскому хозяйству и промышленности, ценам и зарплатам, экспорту и импорту, налогам и денежной системе, коммуникациям и транспорту. Планировалось формирование центральных административных департаментов в сфере промышленности, внешней торговли, транспорта, финансов.
Итак, на Потсдамской конференции были приняты важные документы для формирования послевоенного устройства. Тем не менее, по большому счету они были декларативны, поскольку часть решений, особенно в отношении выплаты репараций Советскому Союзу с западных зон оккупации не выполнялась.
К большому сожалению, западные державы достаточно быстро стали забывать и перечеркивать многие из решений Потсдамской конференции на свой лад. Так, в нарушение главных постановлений Потсдамской конференции США и Британия взяли курс на политическое и экономическое разделение Германии, в результате которого на карте Европы возникли два новых государства: Федеративная Республика Германия (ФРГ), которая была сформирована в сентябре 1949 года и Германская Демократическая Республика (ГДР), которая была сформирована в октябре 1949 года.
В августе 1960 года власти ГДР ввели ограничения на возможность посещения населением Западной Германии Восточного Берлина. После этого ФРГ со своей стороны аннулировала торговый договор, заключенный между двумя Германиями. Этот шаг ГДР расценила как начало «экономической войны». В 1949-1961 годы ГДР и Восточный Берлин покинуло почти 2,7 миллиона человек. Поток беженцев почти наполовину состоял из молодежи в возрасте до 25 лет.
На встрече генеральных секретарей компартий соцстран 5 августа 1961 года ГДР получила необходимое согласие восточноевропейских стран, а 7 августа 1961 года на заседании политбюро Социалистическая единая партия Германии (Коммунистическая партия ГДР) приняла решение о закрытии своих границ с ФРГ и Западным Берлином. 12 августа 1961 года постановление об этобыло принято Советом министров ГДР.
А 13 августа 1961 года на границе с Западным Берлином были установлены временные заграждения. С тех пор конфронтация между ГДР и ФРГ усилилась.
Завершение «холодной войны» и распад блочной системы международных отношений в конце 1980-х годов вызвали глобальные геополитические изменения, которые наиболее ярко проявились на европейском континенте. Эти события предрешили судьбу Берлина и берлинской стены. После окончания холодной войны объединенное немецкое государство перестало быть заложником внешних обстоятельств, которые сдерживали развитие.
В результате сегодня Федеративная Республика Германии – одна из сильнейших стран Евросоюза, экономический локомотив региона, а также важный партнер Российской Федерации. Безусловно, новые условия на международной арене, а также трансформация, которая случилась с ФРГ, не могли не отразиться на ее политическом курсе. Это требует пристального внимания со стороны отечественных дипломатических, политических и научных кругов.
Методологией исследования работы стали научные труды отечественных и зарубежных авторов в области изучения вопросов объединения Германии. Стоит упомянуть работы наиболее известных ученых, занимающихся этой проблематикой, идеи которых были проанализированы в данном исследовании – А.В. Зайцев, Л.В. Коваленко, Н.В.Павлов, Ю.В.Родович, О.А.Топоркова, Н.П. Шелудченко, Д.А.Шпилев, Р.Хатчинс, Н.Г.Геймбух.
Также германским вопросом занимался И. Ф. Маскимычев — автор ряда книг о советско-германских отношениях. Уже в течение 1990 г. он начал издавать статьи, посвященные процессу объединения Германии и его перспективам. В работах автора рассматриваются события конца 1989-1990 гг. и динамика изменений позиции руководства СССР по отношению к объединению . Одна из первых попыток проанализировать экономическую ситуацию 1980-х гг. в ГДР была предпринята А. В. Потаповым .
Проблемы объединения Германии находят свое отражение в работах историка-германиста, доктора исторических наук А. А. Ахтамзяна. В монографиях «Германия и Россия в конце XX столетия» и «Объединение Германии, или аншлюс ГДР к ФРГ» даются ответы на вопросы о причинах объединения, о ходе международных переговоров .
Можно сделать вывод, что по проблеме объединения Германии 1989-1990 гг. появилось несколько основных проблем, которые рассматриваются также в трудах зарубежных ученых-германистов. Важнейшими из них являются: существование германского вопроса, внешняя политика канцлера ФРГ Г. Коля, «перестройка» М. С. Горбачева и ее влияние на решение германской проблемы, причины социально-экономического и общественно-политического кризиса в ГДР, ход международных переговоров по урегулированию германского вопроса и последствия воссоединения Германии для самой Германии, стран Европы и международного порядка.
Сотрудничество ФРГ и США в решении германского вопроса и, соответственно, объединения Германии отдельно раскрывается В.У. Фридрихом , Х. Бортфельдтом и др.
Целью курсовой работы является изучение позиции СССР и объединения Германии.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
 изучить причины и предпосылки объединения Германии;
 проанализировать политику ФРГ и лично канцлера Г. Коля, направленную на объединение Германии;
 рассмотреть кризис ГДР и политика руководства ГДР в германском вопросе;
 изучить международный фактор объединения Германии;
 проанализировать участие СССР в решении германского вопроса;
 изучить особенности выработки советской политической линии по вопросу объединения Германии;
 рассмотреть роль М.С. Горбачева и Э.А. Шеварднадзе в переговорном процессе;
 проанализировать систему договоров по германскому вопросу.
Объектом исследования курсовой работы является ФРГ и ГДР в момент объединения.
Предметом исследования является выявление особенностей объединения Германии, а также значения этого события для мирового сообщества.
Хронологический границы исследуемой проблемы охватывают период от разделения Германии на ФРГ и ГДР до ее объединения в одно государство.
Информационной базой данной работы являются труды практиков, занимающихся изучение внешней политики Германии и особенностей объединения Германии после «холодной войны», научные статьи, монография, доклады и результаты конференций, официальные интернет страницы.
Методологической базой исследования являются современные теоретические, практические и научные методы познания: исторический анализ, сравнительный анализ и метод логического обобщения, наиболее соответствуют тематике проведенного исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В 1990 году произошло историческое для Германии событие — объединение ФРГ и ГДР. После этого в Германии начался новый этап своего исторического развития, благодаря демографическому и географическому расширению произошел значительный прирост мощи страны. С политической стороны объединение Германии произошло мирным способом и достаточно легко. Проблемы, возникшие при объединении, носили социальный и экономический характер.
Падение Берлинской стены и выступление с правительственным заявлением Гельмута Коля «10 пунктов» от 28 ноября 1989 по объединению Германии и последующие события шокировали мировое сообщество, в том числе и американское правительство. Но США были поражены не самим ходом событий, а той стремительностью, с которой начали реализовываться их риторические призывы, поскольку считали, что процесс создания государства единой Германии является делом не одного года. Буш считал, что это может произойти в течение срока его президентства.
В условиях осведомленности американского президента о планах канцлера ФРГ Г. Коля (например, в отличие от лидеров Великобритании, СССР и Франции Дж.Буш имел накануне выступления Коля экземпляр «10 пунктов») события в Германии воспринимались президентом США положительно, с нежеланием вмешиваться в ход событий, акцентировалось необходимость решения «германского вопроса» собственно немцами без ускорения процесса.
Итак, следует отметить, что отношение к процессу немецкого объединения в мире было неоднозначным. Государства, выступающие, как за объединение Германии, так и против него, преследовали в своей позиции стратегические цели, как то: ослабление влияния Советского Союза на мировой арене посредством объединения Германии, или нежелание уступать доминирующую роль в Европе Германии.
Объединенная ФРГ по своим экономическим показателям, количеству населения и потенциалу сразу выходила на первое место в Европе. Это вызвало опасения у соседей Германии, но прежде это было вызовом самому государству из-за необходимости поиска своей новой роли на международной арене. Объединение ФРГ и ГДР резко изменило ситуацию на европейском континенте. В центре уже не разделенной границей систем Европы появилось мощное немецкое государство, что кардинально изменило существующий среди европейских государств баланс сил. Если раньше в региональной евроинтеграционной группировке не было ярко выраженного лидера, то теперь в роли главной европейской величины начала выступать именно ФРГ.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Причины и предпосылки объединения Германии

1.1.Политика ФРГ и лично канцлера Г. Коля, направленная на объединение Германии

В 1990 году произошло историческое для Германии событие — объединение ФРГ и ГДР. После этого в Германии начался новый этап своего исторического развития, благодаря демографическому и географическому расширению произошел значительный прирост мощи страны. С политической стороны объединение Германии произошло мирным способом и достаточно легко. Проблемы, возникшие при объединении, носили социальный и экономический характер.
Миссию по объединению Германии взял на себя Гельмут Коль. В историю XX века он вошел как «канцлер германского единства». Он всячески старался подчеркнуть свою наследовательность принципов, заложенных предшественниками, заявляя, что «то, что создал Аденауэр, мы хотим не только сохранять, но и развивать далее в соответствии с принципами, которые он заложил в основу христианско-демократической политики» .
Важным моментом в политической карьере Гельмута Коля стало его избрание в октябре 1982 году на пост федерального канцлера ФРГ. «С приходом к власти Г.Коля, – отмечал в тот период времени В. Мозер, – и в ФРГ, и в ГДР вновь начали обсуждать вопрос объединения Германии» .
Отметим, что проработка этого вопроса требовала реализации гибкой внешней политики и в отношении Запада, и в отношении стран восточноевропейского лагеря. В связи с чем, с одной стороны, канцлер Германии заверял, что основной целью внешней политики ФРГ является положительное решение германского вопроса, но с другой стороны, канцлер отмечал, что неукоснительно будет соблюдать условия восточных соглашений.
Таким образом, сохраняя отношения и с Востоком и с Западом, Г.Коль смог придать германскому вопросу новый вектор, который определил переход стратегии интеграции консерваторов к поэтапной реализации возобновления объединенного немецкого государства. Главные задачи политики ФРГ были заложены в Программе принципов, представленной Колем в октябре 1978 г. на съезде партии Христианско-демократический союз Германии (ХДС) .
Главный акцент Г. Коль сделал на социальную и экономическую политику. Именно при нем в 80-е годы ФРГ стала крупнейшим экспортером. Кроме того, утвердилось положение западногерманской марки с помощью государственного стимулирования развития частного предпринимательства.
При Г.Коле в ФРГ уровень жизни стал одним из самых высоких среди стран Запада. Все эти факторы способствовали утверждению имиджа Западной Германии как лидера среди стран Европы по уровню жизни и стало мощной альтернативой социалистической модели ГДР. В конечном счете, это и сыграло решающую роль в желании Восточной Германии присоединиться к ФРГ.
Итак, именно с именем Гельмута Коля связан новый подход к решению германского вопроса, чему в огромной степени помогла целенаправленная и активная институциональная политика канцлера, итогом которой стала трансформация государственных органов управления, которые и сконцентрировались на интеграционных задачах .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы