Теория и методика физической культуры и спорта Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Средства воспитания динамического равновесия у фигуристов 6-7 лет.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы воспитания динамического
равновесия у фигуристов 6-7 лет. 5

1.1 Понятие динамического равновесия
фигуриста. 6

1.2 Основы методики
воспитания динамического равновесия. 9

1.3 Психофизиологические особенности
детей 6–7 лет и их влияние на воспитание динамического равновесия. 17

Глава 2.
Средства воспитания динамического равновесия у фигуристов 6–7 лет  18

2.1 Упражнение для воспитания
динамического равновесия фигуристов за пределами льда. 19

2.2 Упражнение на
льду для воспитания динамического равновесия фигуристов  21

2.3 Методы исследования. 22

Заключение. 25

Список использованной литературы.. 28

  

Введение:

 

Актуальность
темы.

Способность сохранять динамическое равновесие (под которым
понимают равновесие сил и моментов сил, действующих на движущееся тело [10]) во
многих видах спорта играет исключительно важную роль для повышения эффективности
двигательных действий [8].

В последние годы спортивная практика обогатилась
научными сведениями, раскрывающими тесную взаимосвязь динамического равновесия
с техническим мастерством спортсменов, реализацией двигательных качеств в видах
спорта, дисциплинах, видах соревнований как с ациклической, комплексной, так и
циклической структурой движений [4, 5, 9, 12].

Динамическое равновесие рассматривается как фактор
повышения эффективности выполнения сложных технических двигательных действий и
достаточно простых движений, что подтверждается опытом передовой спортивной
практики и современными исследованиями, посвященными данной проблематике [1, 6,
9].

Как отмечают специалисты из США [9], даже в таком
простом упражнении, как бег, которое, на первый взгляд, кажется естественным,
фактор динамического равновесия является крайне важным, его роль значительно
увеличивается при повышении скорости перемещения спортсмена.

Динамическое равновесие в спорте связано с контролем
общего центра масс (ОЦМ) тела и определенных углов, лежит в основе всех
движений и зависит от проявления двигательных качеств, особенно ловкости и нервно-мышечной
координации [9].

Поддержание состояния равновесия включает совокупную
мобилизацию возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной и соматосенсорной
систем. Особенности конкретной тренировочной ситуации или соревновательной
деятельности обусловливают в качестве ведущих те или иные системы (прежде
всего, соматосенсорную систему, ее проприоцептивную составляющую, и
вестибулярную) и в значительной мере зависят от стабильности пояснично-тазобедренного
комплекса [6, 9]. Недооценка фактора динамического равновесия приводит к
техническим ошибкам при выполнении двигательных действий, следствием которых
являются спортивные травмы.

В видах спорта со сложной координацией движений [2]
методика поддержания динамического равновесия достаточно широко разработана и
апробирована целыми поколениями выдающихся спортсменов, так как именно эти
физические способности являются основой специальной подготовки в фигурном
катании, формируя базис для дальнейшего совершенствования технического
мастерства.

Но при этом, необходимо учитывать, что с каждым годом
наблюдается тенденция роста как требований к спортсменам-фигуристам, так и
совершенствования методик, тактик и приемов физической и технической
подготовки. Именно поэтому, чтобы иметь возможность обеспечения юным фигуристам
прочную перспективу для будущих спортивных высоких достижений, начиная с самых
ранних этапов подготовки, ее необходимо стоить с учетом новейших научных
достижений в сфере сложно-координационных, эстетических видов спорта.

Учитывая все вышесказанное, детальный анализ
современных подходов к развитию динамического равновесия у юных фигуристов,
является актуальной и востребованной темой.

Объект исследования. Фигуристы
6-7 лет.

Предмет
исследования.

Средства
воспитания динамического равновесия у фигуристов 6-7 лет.

Цель
исследования:
провести комплексный анализ
теоретико-методологической базы, посвящённой вопросам рационального и
эффективного развития у юных фигуристов 6-7 лет динамического равновесия.

Задачи
исследования:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данные многочисленных клинических исследований
позволили установить, что стояние человека прямо – это врожденный рефлекс и
установка тела. На устойчивость человека в процессе поддержания вертикальной
позы впервые обратили внимание специалисты еще в конце XIX-го века.

Как отмечал в свое время И.М. Сеченов, биомеханические
параметры позы и движения человека являются самыми "отзывчивыми" на
изменение системных связей во внутренней и внешней среде организма.

Удержание равновесия – это динамический феномен,
требующий непрерывных движений тела, которые в свою очередь являются
результатом взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов,
суставно-мышечной проприорецепции, высших отделов центральной нервной системы,
а также различных морфофункциональных образований [3, 4, 7].

Наряду с условно-рефлекторными предпосылками
реализации функции равновесия человеку необходима постоянная тренировка (с
самого рождения) органов и систем, обеспечивающих устойчивость тела. Поэтому
координация вертикального положения тела служит своеобразным индикатором
здоровья, состояния функционального развития организма, физической
подготовленности и уровня спортивного мастерства [2, 3].

Динамическое равновесие – это равновесие в движении, с
изменением положения тела, которое является необходимым условием выполнения
сложно координационных элементов в фигурном катании, выполняемых в движении и
смене пространственных координат.

Анализ современного состояния видов спорта со сложной
координацией свидетельствует о недостаточности изучения важных вопросов
методологии исследования и оценки биомеханических параметров устойчивости тела
спортсмена и системы тел для разработки дидактических программ
совершенствования технического мастерства – существуют неиспользованные
возможности развития и совершенствование функций и систем организма человека,
которые обеспечивают сохранение равновесия тела при выполнении спортивных
упражнений со сложной координационной структурой движений [1, 2].

Анализ литературных источников позволил утверждать,
что проблема начальной спортивной подготовки, построения тренировочного
процесса, начальное формирование технического мастерства на базе формирования
специальных двигательных способностей в фигурном катании приобретает все
большую важность.

Прежде всего требуется определение взаимосвязей между
уровнем развития двигательных способностей и техническим мастерством
спортсменов групп начальной спортивной подготовки в фигурном катании на
коньках, что в свою очередь позволит оптимизировать построение тренировочного
процесса уже на первых этапах спортивной подготовки.

Развитие координационных способностей девочек в возрасте
6-7 лет соответствует низкому и среднему уровню.

Согласно программе ДЮСШ, это связано с тем, что
сенсорные процессы составляющей рефлекторной деятельности коры головного мозга
в целом, их развитие и скорость протекания определяется выполнением определенной
двигательной деятельности и обусловленные временем выполнения отдельного
упражнения, а также сроком занятий, тем или иным видом двигательной активности.

В целом, развитие координационных способностей
фигуристок возрасте 6–7 лет группы начальной спортивной подготовки
осуществляется путем оценки проприорецептивной чувствительности
(дифференцировки пространственных, временных, мышечных и
пространственно-временных усилий, а также функции динамической и статической
равновесия), что прежде всего отражает специфику занятий фигурным катанием на
коньках, а также дает возможность лучше определить взаимосвязь между уровнем
развития координационных способностей и уровнем технической подготовленности
юных фигуристок.

Наиболее достоверными методами диагностики и мониторинга
уровня развития динамического равновесия у фигуристов 6–7 лет, являются
методики: стабилография, разработанная Болобаном В. и Мистуловой Т., которая
включает точный темпо-ритм движений и минимальное время стабилизации
устойчивости [6, 7].

Также для определения уровня развития динамической
равновесия у фигуристов 6-7 лет рационально использовать тесты и критерии их
оценивания, предложенные Л.П. Сергиенко [14].

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы воспитания динамического равновесия
у фигуристов 6-7 лет

 

1.1 Понятие динамического равновесия
фигуриста

 

Спортсменами в технико-эстетических видах спорта
выполняется большое количество элементов из структурных групп «равновесия»,
«повороты» и «прыжки». В основном это сложные элементы, которые являются
обязательными в соревновательных программах и оцениваются судьями.

В современных видах спорта этих элементов
насчитывается несметное количество, а постоянное развитие и усложнение техники
выполнения способствует созданию новых упражнений и их сочетаний. Вполне
понятно, что любая попытка классифицировать такие элементы по различным
признакам, никогда не может быть исчерпывающе полной [15, 16].  

В большинстве видов спорта правилам соревнований
обусловлена ​​градация сложности и способы оценки этих элементов, на которые
опираются судьи при определении трудности соревновательной композиции, а также
— тренеры и хореографы в процессе ее создания. Попробуем в общих чертах
рассмотреть особенности данных структурных групп.

Равновесие – это способность человека сохранять
устойчивую позу в статических и динамических условиях. Она содержится до тех
пор, пока проекция общего центра масс тела не выходит за пределы площади опоры.

Восстановление равновесия происходит за счет
балансировки. Чем выше квалификация спортсмена, тем движения по восстановлению
утраченного равновесия имеют большую частоту и меньшую амплитуду. При этом
качество выполнения упражнения тем выше, чем меньше амплитуда балансировки. В
целом считается, что в основе обучения равновесия лежит обучение искусству
выполнять компенсаторные движения [12].

Равновесие эффективно развивается в процессе занятий
хореографией. В хореографии чаще используют термин «устойчивость» (aplomb), под
которым понимают умение танцовщика сохранять нужное положение тела в
равновесном состоянии, что позволяет ему четко, свободно и красиво владеть своим
телом в танце. Если у фигуриста недостаточно развита устойчивость, он не
достигнет истинной актерской выразительности и творческий процесс окажется для
него недосягаемым.

Как писал известный педагог-хореограф Н.И. Тарасов в
своей книге «Классический танец», – недостаточная устойчивость может прервать,
исказить образность и содержание сценического действия, ввести в нее элемент
случайности и дилетантизма [15, 16].

Как уже говорилось, равновесие тела бывает статическое
и динамическое.

Статическое равновесие определяет устойчивость
относительно неподвижного тела, например, человека, стоящего на месте в
определенной позе.  Практическим
проявлением динамического равновесия можно назвать равновесие в движении, с
изменением положения тела, например, во время бега, прыжков, катании на коньках
и т. п. Потому как танцорам, так и спортсменам важно научиться сохранять
равновесие в статических положениях (позах), а также в процессе переходов из
одной позы в другую, перенос веса тела с одной ноги на другую, выполнения
пируэтов, прыжков (особенно во время приземления) и др.

Устойчивое выполнение движений и поз значительное
влияние оказывает правильное расположение рук, которое отрабатывается во время
выполнения por de bras. Устойчивость также зависит от мышечной силы ног, стопы
и спины [17].

В поддержании состояния равновесия тела участвует
целый ряд сложных систем, а также вестибулярного, зрительного и двигательного
анализаторов. В частности, важная роль отводится в этом процессе вестибулярному
аппарату, расположенному во внутреннем ухе. Именно он контролирует положение
головы в пространстве, а также внезапные изменения направления движения.

Отличное состояние вестибулярного аппарата, а также
соответствующий его развитие необходимо во всех технико-эстетических видах
спорта, связано с выполнением различных вращений вокруг различных осей,
изменениями положений тела в разной плоскости (прыжки в воду, спортивная
акробатика и др.), а также содержанием устойчивого положения тела после
поворотов и вращений (фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика,
черлидинг и др.) [17].

Среди несчитанного количества равновесий очень можно
выделить простые (равновесия на двух ногах, на всей стопе, на коленях и т.п.),
которые не требуют специальной подготовки и развития физических качеств.

Другие виды равновесий (например, на одной ноге, на
руках, одной руке, в пирамидах и т.д.) достаточно сложны и кроме специальной
тренировки требуют развития силовых качеств, гибкости, координации. Их
сложность может определяться положением туловища (с наклоном вперед, в сторону,
назад, с прогибом и др.), положением свободной ноги (прямая, изогнутая, с
восторгом, «затяжки» и др.), положением опорной ноги (на всей стопе, на носке,
на прямой, изогнутой), с опорой (на руку, руки, ногу, различные части тела
партнера) и т.д. [19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы