Теория и методика обучения обществознанию Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Средства обучения обществознанию и их использование на уроке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1 Теоретические основы применения средств обучения 4

1.1 Понятие о средствах обучения и их сущности 4

1.2 Функции, принципы и классификация средств обучения 7

1.3 Анализ понятия «технические средства обучения» 9

ГЛАВА 2 Организация учебной деятельности с использованием средств обучения на уроках обществознания 16

2.1 Методика использования средств обучения на уроках обществознания 16

2.2 Основные виды средств обучения обществознанию 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 

Актуальность работы. Одним из проявлений педагогического мастерства педагога является его способность организовывать самостоятельную деятельность учащихся. Задача педагога состоит в том, чтобы определить, какая работа будет полезна и интересна для каждого учащегося, и в процессе выполнения задания, возможно, повысить активность и инициативность учащихся. Педагоги разработали множество методов воздействия на оживление учащихся. Их подбор и применение на практике связаны с конкретными учебными ситуациями.

Средства обучения являются одной из важнейших категорий педагогики, но четкого толкования в науке до сих пор нет. В общем смысле под средствами обучения понимаются материалы и инструменты образовательного процесса, с помощью которых достигаются цели обучения. Все изменения, происходящие в обществе, оказывают влияние на непосредственную деятельность современных образовательных учреждений, преобразуют образовательный процесс, требует мобильности в соответствие с новыми задачами.

В соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом главной задачей образовательных учреждений стал выпуск всесторонне развитой личности, готовой преодолевать трудности за пределами школьных стен. Кроме того, были значительно сокращены часы на изучение многих дисциплин, в соответствие с чем учащиеся должны самостоятельно изучать дополнительную литературу для более полного изучения темы. Главной задачей педагога в данном процессе является направить школьника, мотивировать и активизировать его познавательную активность.

С целью облегчения работы педагога в образовательные учреждения стали использоваться различные средства обучения, предполагающие мультимедийность, интерактивность и вовлеченность учащихся в образовательный процесс. Теперь весь образовательный процесс строится на активном взаимодействии педагога и учащихся. Если раньше педагог только передавал информацию, то сейчас он становится наставником и помощником в самостоятельном процессе познания школьниками учебных дисциплин.

Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И. Исследователи делят средства обучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова Л.В. «Дидактика и жизнь», что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.

Объект исследования – процесс обучения обществознанию.

Предмет исследования – использование средств обучения на уроке.

Цель работы – представить средства обучения и их использование на уроке обществознании.

Для реализации поставленной цели нам необходимо рассмотреть следующие задачи:

— раскрыть понятие о средствах обучения и их сущности;

— рассмотреть функции, принципы и классификация средств обучения;

— проанализировать понятия «технические средства обучения»;

— выяснить методику использования средств обучения на уроках обществознания;

— изучить основные виды средств обучения обществознанию.

Работа содержит теоретическую часть исследования, связанную с средствами обучения, методологией их использования на уроках.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.

Объем работы: 29 страниц печатного текста.

Список использованной литературы содержит 15 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

И так подведем итоги по данной работе:

Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ли ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, производство средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.

Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.

К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:

— целесообразно применять в качестве средств обучения уже имеющиеся в оборудовании кабинета материалы, так как исследование средств обучения не имеет отношения к преподаванию;

— средства обучения являются основным и единственным способом достижения цели, тогда как другие составляющие учебного процесса должны соответствовать средствам и быть средствами обусловлены;

— средства обучения тождественны обычным средствам наглядности и контроля, создают некоторое неудобство, но без них можно легко обойтись.

Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.

Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.

Таким образом, значение наглядного метода в преподавании обществознания велико. Использование данных средств обучения способствует более эффективному освоению обществоведческого материала. Если правильно использовать наглядные средства обучения, то можно добиться заметных успехов, которые выражаются не только в привлечении учащихся к учебной деятельности, но и к повышенному усвоению информации. Ученик учиться думать, рассуждать, строить свою речь, формировать наглядно-образное мышление. Также применение наглядности способствует формированию правильного представления об окружающей в повседневной жизни действительности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Теоретические основы применения средств обучения

1.1 Понятие о средствах обучения и их сущности

Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.

Средства обучения — это комплекс объектов, которые могут быть использованы для более организации эффективного учебного процесса педагогами и учащимися.

К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками образовательного процесса целей.

С точки зрения дидактики основным назначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отброшены на этапе отбора . К числу значимых факторов отбора можно отнести:

— задание урока;

— информация, которая должна быть представлена учащимся в рамках учебного материала;

— преимущества преподавателя.

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

— печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);

— электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

— аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;

— наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

— демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

— учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);

— тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Также есть и иной подход к типологии средств обучения. Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

— объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);

— печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники);

— проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания .

Принципы использования средств обучения:

— учет возрастных и психологических особенностей, обучающихся;

— гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ученика через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

— учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

— сотворчество педагога и обучающегося;

— приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Выбор средств обучения зависит от:

— закономерностей и принципов обучения;

— общих целей обучения, воспитания и развития;

— конкретных образовательных задач;

— уровня мотивации обучения;

— содержания материала; времени, отведенного на изучение того или иного материала;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы