Курсовая теория на тему Средства обучения обществознанию и их использование на уроке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Теоретические основы применения средств обучения 4
1.1 Понятие о средствах обучения и их сущности 4
1.2 Функции, принципы и классификация средств обучения 7
1.3 Анализ понятия «технические средства обучения» 9
ГЛАВА 2 Организация учебной деятельности с использованием средств обучения на уроках обществознания 16
2.1 Методика использования средств обучения на уроках обществознания 16
2.2 Основные виды средств обучения обществознанию 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность работы. Одним из проявлений педагогического мастерства педагога является его способность организовывать самостоятельную деятельность учащихся. Задача педагога состоит в том, чтобы определить, какая работа будет полезна и интересна для каждого учащегося, и в процессе выполнения задания, возможно, повысить активность и инициативность учащихся. Педагоги разработали множество методов воздействия на оживление учащихся. Их подбор и применение на практике связаны с конкретными учебными ситуациями.
Средства обучения являются одной из важнейших категорий педагогики, но четкого толкования в науке до сих пор нет. В общем смысле под средствами обучения понимаются материалы и инструменты образовательного процесса, с помощью которых достигаются цели обучения. Все изменения, происходящие в обществе, оказывают влияние на непосредственную деятельность современных образовательных учреждений, преобразуют образовательный процесс, требует мобильности в соответствие с новыми задачами.
В соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом главной задачей образовательных учреждений стал выпуск всесторонне развитой личности, готовой преодолевать трудности за пределами школьных стен. Кроме того, были значительно сокращены часы на изучение многих дисциплин, в соответствие с чем учащиеся должны самостоятельно изучать дополнительную литературу для более полного изучения темы. Главной задачей педагога в данном процессе является направить школьника, мотивировать и активизировать его познавательную активность.
С целью облегчения работы педагога в образовательные учреждения стали использоваться различные средства обучения, предполагающие мультимедийность, интерактивность и вовлеченность учащихся в образовательный процесс. Теперь весь образовательный процесс строится на активном взаимодействии педагога и учащихся. Если раньше педагог только передавал информацию, то сейчас он становится наставником и помощником в самостоятельном процессе познания школьниками учебных дисциплин.
Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И. Исследователи делят средства обучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова Л.В. «Дидактика и жизнь», что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.
Объект исследования – процесс обучения обществознанию.
Предмет исследования – использование средств обучения на уроке.
Цель работы – представить средства обучения и их использование на уроке обществознании.
Для реализации поставленной цели нам необходимо рассмотреть следующие задачи:
— раскрыть понятие о средствах обучения и их сущности;
— рассмотреть функции, принципы и классификация средств обучения;
— проанализировать понятия «технические средства обучения»;
— выяснить методику использования средств обучения на уроках обществознания;
— изучить основные виды средств обучения обществознанию.
Работа содержит теоретическую часть исследования, связанную с средствами обучения, методологией их использования на уроках.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
Объем работы: 29 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 15 источников.
Заключение:
И так подведем итоги по данной работе:
Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ли ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, производство средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.
Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.
К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:
— целесообразно применять в качестве средств обучения уже имеющиеся в оборудовании кабинета материалы, так как исследование средств обучения не имеет отношения к преподаванию;
— средства обучения являются основным и единственным способом достижения цели, тогда как другие составляющие учебного процесса должны соответствовать средствам и быть средствами обусловлены;
— средства обучения тождественны обычным средствам наглядности и контроля, создают некоторое неудобство, но без них можно легко обойтись.
Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.
Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.
Таким образом, значение наглядного метода в преподавании обществознания велико. Использование данных средств обучения способствует более эффективному освоению обществоведческого материала. Если правильно использовать наглядные средства обучения, то можно добиться заметных успехов, которые выражаются не только в привлечении учащихся к учебной деятельности, но и к повышенному усвоению информации. Ученик учиться думать, рассуждать, строить свою речь, формировать наглядно-образное мышление. Также применение наглядности способствует формированию правильного представления об окружающей в повседневной жизни действительности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретические основы применения средств обучения
1.1 Понятие о средствах обучения и их сущности
Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.
Средства обучения — это комплекс объектов, которые могут быть использованы для более организации эффективного учебного процесса педагогами и учащимися.
К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками образовательного процесса целей.
С точки зрения дидактики основным назначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отброшены на этапе отбора . К числу значимых факторов отбора можно отнести:
— задание урока;
— информация, которая должна быть представлена учащимся в рамках учебного материала;
— преимущества преподавателя.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
— печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
— электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
— аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
— наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
— демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
— учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
— тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Также есть и иной подход к типологии средств обучения. Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
— объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
— печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники);
— проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания .
Принципы использования средств обучения:
— учет возрастных и психологических особенностей, обучающихся;
— гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ученика через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
— учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
— сотворчество педагога и обучающегося;
— приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Выбор средств обучения зависит от:
— закономерностей и принципов обучения;
— общих целей обучения, воспитания и развития;
— конкретных образовательных задач;
— уровня мотивации обучения;
— содержания материала; времени, отведенного на изучение того или иного материала;