Теория и методика физической культуры и спорта Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему «Средства и методы развития силовых способностей старшеклассников в условиях внеклассной физкультурно-спортивной работы»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1 Теоретические понятия о
силовых способностях, их видах. Факторы, которые определяют уровень развития и
выявления силовых способностей. 5

1.1 Сущность понятия «силы» как
физического качества. 5

1.2 Факторы, влияющие на уровень
развития и выявления силовых способностей  9

ГЛАВА 2 Силовые способности учащихся,
цель и задачи их формирования. 11

2.1 Развитие силовых качеств детей
старшего школьного возраста. 11

2.2 Основные цели и задачи процесса
формирования силовых способностей. 14

ГЛАВА 3 Средства и методы развития
силовых способностей в условиях внеклассной физкультурно-спортивной работы.. 17

3.1 Средства развития силовых
способностей. 17

3.2 Методы развития силовых
способностей. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29

  

Введение:

 

Роль физического
воспитания в жизни школьников многогранна. Это средство оптимизации режима
жизнедеятельности, сохранение и повышение работоспособности учащихся в течение
всего периода обучения в школе. Внеурочная работа (внеклассная, внешкольная) по
физическому воспитанию школьников дополняет урочные формы организации занятий
физической культурой, способствует повышению уровня двигательной активности
детей в течение учебного года, способствует полезной организации досуга,
удовлетворяет индивидуальные потребности и интересы в физическом
совершенствовании, развивает социальную активность.

По мнению социологов и
психологов в современной системе образования происходит смещение интересов от
обязательных урочных форм занятий к менее регламентированным, где предоставляется
больше возможностей и путей реализации различных интересов и потребностей. Этим
определяется социальный запрос на разработку и реализацию эффективных видов
обучения и воспитания в рамках внеурочной работы.

Основными задачами,
которые решаются в процессе выполнения программы обязательного курса
физического воспитания являются: содействие укреплению и сохранению здоровья,
нормальному физическому развитию и поддержанию высокой работоспособности;
всестороннее развитие физических качеств, необходимых для полноценной
физической подготовки и будущей трудовой деятельности и службе в армии;
закрепление и совершенствование приобретенных ранее жизненно важные
двигательных умений и навыков, пополнение их новыми умениями и навыками;
расширение и углубление знаний в области физической культуры, обучение
рациональному использованию ее средства в быту и в режиме жизненной практики.

Актуальность. Проблема
базовой силовой подготовки старшеклассников и учащейся молодежи представляет в
настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных,
экологических и экономических условий жизни общества. Однако разработка
основополагающих методических рекомендаций по широкому использованию различных
методов базовой физической подготовки, начиная с первого класса, сдерживается
дефицитом научных исследований.

В связи с этим изучение
возрастной динамики мышечной силы школьников в процессе всего периода обучения и
внеклассной физкультурно-спортивной работы представляет, по мнению С. В.
Новаковского, Л. С. Дворкина, С. В. Степанова, как научный, так и практический
интерес. Это позволяет выявить педагогические и физиологические закономерности
в развитии силовых возможностей и на этой основе более объективно планировать
силовые нагрузки с учетом возраста в условиях внеклассной
физкультурно-спортивной работы.

Уровень силовой
подготовленности не только отражает развитие двигательных функций в целом, но
является одним из главных и наиболее заметных признаков физического
совершенствования. Это ставит перед учащимися физической культуры сложную
задачу спланировать учебный процесс так, чтобы он обеспечил необходимый уровень
силовой подготовленности учащихся. Сложность заключается прежде всего в
определении оптимального соотношения времени внеклассной
физкультурно-спортивной работы, отведенного на развитие силовых качеств и на
формирование двигательных навыков. При этом необходимо учесть, чтобы в
большинстве случаев обучению новому программному материалу должна
предшествовать общая силовая подготовка, которая обеспечивала более эффективное,
а главное правильное формирование двигательных навыков.

Разработка эффективных
средств и методов развития силовых качеств одна из важнейших задач, которая
стоит перед каждым учителем физической культуры. Особую актуальность она
приобретает в работе с юношами старших классов в связи с их будущим трудом и
военной службой.

Цель данной курсовой
работы: рассмотреть "Средства и методы развития силовых способностей
старшеклассников в условиях внеклассной физкультурно-спортивной работы".

Объект исследования: силовые
способности старшеклассников, цели и задачи по их формированию.

Предмет исследования:
средства и методы развития силы в условиях внеклассной физкультурно-спортивной
работы.

Задачи исследования:

— выяснить сущность
понятия «силы» как физического качества;

— определить факторы,
влияющие на уровень развития и выявления силовых способностей;

— рассмотреть развитие
силовых качеств детей старшего школьного возраста;

— определить основные
цели и задачи процесса формирования силовых способностей;

— проанализировать средства
развития силовых способностей;

— изучить методы развития
силовых способностей.

При освещении объекта
исследования используется как структурно-функциональный, так и системный
подход, с целью поиска соответствующих средств, способствующих формированию
представлений об изучаемом явлении и его свойствах.

Для решения поставленных
задач использован комплекс методов исследования: анализ и синтез научной,
учебно-методической литературы.

Структура работы:
курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

И так, основными
средствами воспитания силы старшеклассников в условиях внеклассной
физкультурно-спортивной работы являются физические упражнения: без предметов; с
предметами, используя их вес или упругие свойства; с преодолением собственного
веса; с преодолением сопротивления партнера.

Для подростков (средний
школьный возраст) к вышеупомянутому арсеналу нужно добавить упражнения с
преодолением собственного веса, упражнения в парах с элементами борьбы, лазание
по канату и тому подобное.

В старших классах
общеобразовательной и профессиональной школы, кроме названных упражнений,
возможно применение упражнений с гирями, гантелями, штангой, элементы борьбы.
Средства воспитания силы у старшеклассников должны быть более дифференцированы.
Нужно учесть пол, физическое развитие, будущую профессию и индивидуальные
увлечения юношей.

Основой методического
подхода к силовой подготовке школьников является комплексное воспитание
физических качеств. Такая рекомендация вытекает из концепции, что в этом
возрасте в наибольшей степени выражено положительное влияние развития одного
качества на развитие других физических качеств.

При использовании любых
методов силовой подготовки детей старшего школьного возраста стоит начинать с
формирования у них мотивации. Достояние силы сопровождается достаточно большими
нагрузками, что вызывает усталость, боль в мышцах. Для преодоления этих
негативных ощущений нужен сильный толчок, мотив, потребность.

В наше время подростки и
юноши часто увлекаются атлетической гимнастикой. Эти увлечения вполне можно
использовать для формирования интереса к занятиям физическими упражнениями
вообще и дела воспитания силы мышц в частности.

Для всех возрастных групп
школьников (в плане силовой подготовки) нужно предусмотреть укрепление как можно
большего количества мышечных групп. Особого внимания заслуживают те группы, что
формируют осанку.

В физическом воспитании
детей старшего школьного возраста в условиях внеклассной
физкультурно-спортивной работы при выборе методов силовой подготовки предпочтение
необходимо оказывать методу повторных усилий, что сопровождается увеличением
мышечной массы. Кроме уроков физической
культуры, силовые упражнения должны включаться в занятия спортивных секций,
групп общей физической подготовки, атлетической гимнастики, а также во время
самостоятельных занятий, особенно при выполнении домашних заданий,
разрабатываемых учителями.

В старшем школьном
возрасте существуют благоприятные условия для развития силовых возможностей
юношей и девушек. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Мышцы эластичные,
имеют хорошую нервную регуляцию. Опорно — двигательный аппарат способен
выдерживать значительные нагрузки.

Во время занятий со
старшеклассниками можно использовать метод максимальных и у предельных усилий. При
использовании данных методов используют дополнительные обременения.

Исходя из этого, наиболее
эффективными средствами будут упражнения с отягощением массой предметов и
массой собственного тела, с комбинированной отягощенностью в преодолении
сопротивления окружающей среды и упражнения на специальных тренажерах.

Итак, гармоничное
формирование и развитие силы у старшеклассников произойдет при условии
профессионально-методологического подхода в комплексной тренировке всех групп
мышц.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Теоретические понятия о силовых способностях, их
видах. Факторы, которые определяют уровень развития и выявления силовых
способностей 1.1 Сущность понятия «силы» как физического качества Правильно организованная
силовая тренировка способствует всестороннему и гармоничному развитию человека.
Она особенно важна при формировании и совершенствовании специальных физических
и спортивных качеств.

Целенаправленная силовая
тренировка служит также для полного раскрытия свойств психологического
характера. Например, различные упражнения с собственным весом, с отягощениями,
с партнером способствуют воспитанию таких качеств, как готовность к преодолению
трудностей, настойчивость, решительность, смелость и сознательная дисциплина.
Удовольствие, которое получают от разучивания новых упражнений, от коллективных
тренировок, рост результатов создают устойчивое эмоциональное отношение к
занятиям и усиливают потребность в них [22].

Силовая тренировка — составная
часть различных видов физической культуры и спорта. В рамках массовой
физической культуры ее цель -достижение высокого общего физического развития, а
также хорошей осанки и фигуры. В большом спорте с помощью общей силовой
подготовки создается прочная основа для успешного развития специальной силы.
Специальная сила во многих видах спорта – главный фактор для достижения высоких
результатов.

В теории физического
воспитания понятие «сила» применяется для качественной характеристики
произвольных движений человека, которые направлены на решение конкретных
двигательных задач.

Силовые способности — это
генетически обусловленное в развитии и комплексное двигательное качество,
которое позволяет выполнять упражнения с соответствующим мышечным усилием.

Выделяются следующие
основные виды силы [15]:

— максимальная сила;

— медленная жимовая сила;

— статическая сила;

— скоростная сила;

— взрывная сила;

— относительная сила.

Под максимальной силой
понимаются наивысшие возможности, которые спортсмен способен проявить в максимальном
произвольном мышечном напряжении. Этот вид силовых способностей характеризуется
тем, что активизация мышечного напряжения стимулируется внешним отягощением
(сопротивлением). Обычно максимальная сила измеряется с помощью специальных
методик и характеризует статическое напряжение в определенных углах в суставах.

Под медленной жимовой
силой понимается способность человека поднимать максимальный груз (собственно
тело) медленным непрерывным движением.

Если сравнить величину
проявления указанного силового таланта, то окажется, что наиболее крупная —
статическая сила; 78-83 % от нее составляет величина медленной жимовой силы и
только 25-30 % — скоростной силы.

Статическая сила
характеризуется тем максимальным грузом, что может быть удержан в определенном
положении (например, рука в сторону) в течение 2-3 с., т. е. времени,
необходимого для того, чтобы убедиться в неподвижности груза.

Под скоростной силой
понимается способность учащихся к проявлению максимально возможных усилий в
кратчайший промежуток времени в оптимальной амплитуде движений. Скоростная сила
характеризуется тем максимальным грузом, который может быть поднят до
стандартного положения (например, рука в сторону) быстрым, резким движением.

Под взрывной силой
понимают способность человека проявлять максимальные силовые возможности в
кратчайшее время.

Как показатель взрывной
силы используется градиент силы, т. е. скорость ее роста, которая определяется
как отношение силы ко времени ее достижения (абсолютный градиент), либо
половины максимальной силы, либо какой-либо ее части (относительный градиент). В
проявлении взрывной силы очень большую роль играют сократительные свойства
мышц, которые в значительной мере зависят от их композиции, т. е. соотношения
быстрых и медленных волокон. Взрывная сила определяет скорость движения при
мышечных напряжениях свыше 70 % от силового потенциала мышц.

В качестве основных
средств развития силы применяются такие физические упражнения, выполнение
которых требует большей величины напряжение мышц, чем в обычных условиях их
функционирования. Эти упражнения называют силовыми [8].

При подборе силовых
упражнений, для решения соответствующей педагогической задачи, необходимо
учитывать их преимущественное влияние на развитие определенного силового
качества, возможность обеспечения локального, регионального или общего влияния
на опорно-мышечный аппарат и возможность точного дозирования величины нагрузки.

Упражнения с отягощением
массой собственного тела. Широко применяются в практике физического воспитания
и спортивной тренировки. Их популярность обусловлена возможностью выполнения
без специального оборудования, практически в любых условиях. При их выполнении
сравнительно небольшой риск перегрузок и травм.

Итак, при подборе средств
силовой подготовки необходимо выходить из педагогической задачи и
функциональных свойств той или иной группы упражнений. Следует также учитывать,
что длительное применение одних и тех же упражнений не способствует росту
силовых возможностей. Поэтому периодическое применение даже менее эффективных средств,
на новые, будет способствовать эффективному развитию силы.

В различных видах спорта
максимальная и скоростная силы, а также силовая выносливость редко встречаются
в абсолютно "чистом" виде. Они чаще проявляются вместе, а их
пропорциональные соотношения зависят в большей или меньшей степени от
требований вида спорта.

Установлено, что чем
резче (в оптимальных пределах) растяжение мышц в фазе амортизации, тем быстрее
переход от покладистой работы мышц к преодолевающей, тем выше мощность и
скорость их сокращения. Сохранение упругой энергии растяжения для последующего
сокращения мышц (рекуперация механической энергии) обеспечивает высокую
экономичность и результативность в беге, прыжках и других движениях. Например,
у гимнастов время перехода от покладистой работы к преодолевающей имеет большую
связь с уровнем прыгучести. Отмечена высокая зависимость между реактивной
способностью и результатом в тройном прыжке с разгона, в барьерном беге, в
тяжелоатлетических упражнениях, а также между импульсом силы при отталкивании с
подседом в прыжках на лыжах с трамплина.

В практике физического
воспитания различают также абсолютную и относительную мышечную силы человека.

Внутренней силой
называется сила, которая возникает за счет сокращения мускулатуры (сила
мышечной тяги) и проявляется в действиях костно-мышечной системы.

Внешняя сила вызывается,
в частности, силами сопротивления (например, партнера или соперника), силой
трения (например, спортивных снарядов).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы