Журналистика новостей Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Средства художественной выразительности в репортаже

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Глава 1. Средства художественной выразительности в репортаже. 2
1.1.   Репортаж как жанр журналистики,
история его формирования и виды…… 2
1.2.   Особенности выразительности
современного репортажа. 7
1.3.   Особенности и структура событийного
репортажа. Специфика телерепортажа в молодежной среде. 10
Список использованной литературы.. 16

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Средства художественной выразительности в репортаже 1.1. Репортаж как жанр журналистики, история его
формирования и виды Слово «репортаж» имеет латинский корень «reporto», что
означает передавать, докладывать. Автор репортажа докладывает читателю с места
действия о событии, свидетелем которого стал он сам. Это важный нюанс, так как
именно этим качественно отличается этот журналистский жанр от любого другого.[1]

События, действия и ситуации отображаются в репортаже не
сухо и лаконично, а динамично, во всем их развитии. Цель – не просто показать
событие, а раскрыть его со всех сторон, дать правдивые оценки произошедшего –
как очевидцами, так и экспертами, и, что не менее важно, — самим журналистом.
Репортаж сочетает в себе и логический метод повествования, и художественный.
Последний выражает эмоциональную, образную характеристику события журналистом,
детализирующего и подробно описывающего интересные конкретно ему моменты.
Благодаря такому подходу репортаж становится красочным художественным
произведением, передающим всю полноту события, и при этом является точным и
достоверным.

Исследователь теории и практики журналистики А. В.
Колесниченко обозначает репортаж как древнейший жанр журналистики, «родившийся»
в форме путевых заметок еще до нашей эры. Он утверждает: «В жанре, близком к
современному репортажу, написал рассказы о своих путешествиях древнегреческий
ученый-историк Геродот».

Уже тогда и сформировалась характерная черта репортажа –
преодолевая расстояние, он способен сообщить читателю, зрителю или слушателю,
не имеющему возможность находиться в месте происходящего события, важную
информацию и показать действие глазами очевидца.

Но как самостоятельный жанр репортаж появился в
британской печати в начале 19 века, во время общемирового «скачка» в развитии
ежедневных СМИ. Именно тогда журналисты начали стремиться захватить внимание
аудитории, «оживляя» свои материалы красками – не просто перечислять сухие
факты, а грамотно их оформлять, внедряя в тексты ошеломительные подробности и
живое описание окружающей обстановки. И это действовало «по щелчку пальцев» —
читатели выбирали публикации именно тех журналистов, которые использовали эти подходы,
становясь для аудитории «своим», практически близким человеком, которому
доверяешь как себе.

Тем не менее, репортаж прочно обосновался в списке
главных журналистских жанров только лишь во второй половине 20-го века.

Если сравнить самый первоначальный формат репортажа с
сегодняшним аналогом, получатся абсолютно разные материалы как минимум по форме
и содержанию. По словам М.Н. Кима, «первоначальные репортажи больше походили на
современные отчёты, так как в них преимущественно отражались основные моменты
собраний и их итоги».[2]
Репортажи демонстрировали быстрые сообщения с судебных и парламентских
заседаний, городских собраний и др.

Помимо отсутствия сухости и краткости, существенное
отличие современного репортажа от отчета – в свободной хронологии события.
Факты могут располагаться в любой последовательности, если это подчинено
определенной логике репортера и имеет под собой конкретную идею. Спустя время,
«репортажами» стали называть материалы, которые сегодня принято именовать
очерками. Эти более художественные и менее информационные произведения писали
многие знаменитые западные репортеры – Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй
и другие.

Об этом факте в истории развития жанра репортажа говорит
и А.А. Тертычный.[3]
А сам М.Н. Ким считает, что особенно схожими с репортажем были именно путевые
очерки, которые «по роли автора в произведении, и по способам передачи
непосредственных авторских впечатлений, и по динамике повествования ближе всего
стоят к репортажу».14 Важно понимать, что, хотя и сейчас
прослеживается подобная связь этих жанров, но очерк – жанр
художественно-публицистический, и большее внимание в нем все же уделяется
образным приемам, а репортаж – информационный, хоть и имеет некие
художественные черты.

Историк М.С. Гуревич пишет о том, что репортаж развивался
параллельно в двух принципиально разных направлениях: «желтая пресса» со
скандальными и сенсационными репортажными материалами и качественная пресса,
журналисты которой писали не ради денег и славы, а ради провозглашения
достоверной политической, экономической и другой информации до аудитории.
Именно они и остались навеки «жить» в своих шедеврах репортажного мастерства.
Благодаря яркой и точной передаче духа своей эпохи их работы читают до сих пор,
и представляют современным журналистам в качестве лучших примеров своего жанра.
Их имена – В.Г. Короленко, А.М. Горький, М.Е. Кольцов, и В.А. Гиляровский,
именованный «королем репортажа».

Репортаж принято делить на 5 видов:

Событийный. Оперативно, в хронологической
последовательности транслирует важные и публично-значимые явления и
события.  Отличительные черты событийного
репортажа – его мгновенность, сиюминутная реакция на происходящее. В нем важно
четкое указание места, времени события и его подробностей.

Аналитический (Проблемный). Отличие данного вида
репортажа от событийного – в анализе произошедшего. Автор более глубоко
проникает в событие, исследует не только его внешние проявления, но и
анализирует причины его возникновения, связи и последствия. В таком репортаже
будет больше дополнительной информации: числа, даты, имена и прочие факты. В
основе лежит проблема – экономическая, политическая, научная, общественная или
др. Автору позволено критиковать, осуждать, высказывать свое мнение, но такой
репортаж не обязан решать эту проблему. Часто он просто поднимает актуальный
вопрос, а дальнейшее его разрешение – за другими материалами прессы. В
проблемном репортаже размываются рамки единого жанра: могут быть использованы и
информационные, и аналитические элементы. Хронология может быть выстроена и в
обратной последовательности: от произошедшего сегодня к истокам, причем порой
даже внешне никак не связанного события[4].

Познавательно-тематический. У данного жанра есть 2
разновидности: специальный и репортаж-расследование.

Специальный репортаж оправдывает свое название – это
необычный, усиленно актуальный, животрепещущий материал на общественно-значимую
тему. Он не может быть подготовлен «ни с того ни с сего», причина его появления
– последние «наболевшие» новости, внезапно вскрытые шокирующие факты
действительности и др. Примером такого репортажа может послужить материал
«Тариф семейный», опубликованный на сайте vesti.ru 23 апреля 2019 года[5]. В нем рассматривается
актуальная для молодых семей тема – получение льготной ипотеки под 6 процентов
годовых для супругов с двумя и больше детьми. Тема была актуальна и ранее, но
репортаж снят не просто так, а после изменения правил программы – со срока
оплаты в несколько лет до бессрочной ставки.

Репортаж-расследование больше концентрируется на изучении
журналистом проблемы, проникновение в ее глубины, зачастую, примерением на себя
определенной профессии или роли. Здесь хорошо применим метод «включенного
наблюдения», толкающий репортера зачастую практически на любые эксперименты,
помогающие в расследовании и поиске истины. Репортаж-комментарий. В отличие от других видов
репортажа, в данном типе нет задачи во всех деталях передать произошедшее.
Здесь важно дать подробный комментарий явлению, поэтому его можно считать
совмещением двух жанров – комментария и репортажа. В материале такого вида
дается информация, далее она интерпретируется, и автор или эксперт высказывает
свое мнение на эту проблему.

Факт в репортаже-комментарии может разъясняться обширно,
длительно и подробно, в таком случае это расширенный комментарий. Если каждый
отдельный факт детально описывается и разъясняется – место синхронному
комментарию. И, наконец, существует профессиональное, экспертное мнение,
наиболее достоверное и компетентное объяснение ситуации, — такой вид называется
расширенным комментарием. «Репортер меняет профессию». В таком виде репортажа
журналисту приходится примерять на себе определенную, несвойственную ему в
обычной жизни, роль. Он проводит «включенное наблюдение», пробуя на себе лично
те или иные ситуации и обязанности, вникает во всю глубину проблемы, буквально
проживая все происходящее. Это помогает оценить ситуацию не только со стороны,
но и изнутри, получить образную информацию, впечатления и эмоции от людей, мест
и событий. При помощи такого «приема» журналист наиболее наглядно и хронологично
для своей аудитории восстанавливает действие. Часто при этом используется
видео- и фотосъемка, диктофонные записи. Они выступают прямыми
доказательствами, которые обязательно в дальнейшем помогут делу. Бывают
ситуации, когда необходимо получить определенные скрытые данные, а возможностей
для этого нет. Здесь и появляется вариант сменить на время профессию и немножко
«поиграть», чтобы лично «выудить» необходимую информацию. [1] Виноградов Д.
Методическое пособие по написанию репортажа для печатной прессы и
онлайн-изданий, 2012 — URL: https://toreport.livejournal.com/ (дата обращения:
17.03.2022) [2] Ким М. Н. Репортаж:
технология жанра. СПб, 2005. [3]
Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.:Аспект Пресс, 2000 14 Ким М. Н. Репортаж:
технология жанра. СПб, 2005. [4]
Теория журналистики в России / под ред. С.
Г. Корко- носенко. – СПб.: Алетейя, 2018. – 254 с. – (Петербургская школа
журналистики и МК). [5]
Тариф семейный. Специальный репортаж Всеволода Смирнова. // 23.04.2019
[Электронный ресурс] — URL:
https://www.vesti.ru/videos/show/vid/795687/cid/3201/ (дата обращения: 17.03.2022)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы