Курсовая теория на тему Сравнительная характеристика концепций мира и человека у Д. Дефо и Дж. Свифта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО Д. ДЕФО И ДЖ. СВИФТА 5
1.1. Творчество Д. Дефо 5
1.2. Творчество Дж. Свифта 7
ГЛАВА 2. СРАВНЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ МИРА И ЧЕЛОВЕКА У Д. ДЕФО И ДЖ. СВИФТА 10
2.1. Концепция мира и человека у Д. Дефо 10
2.2. Концепция мира и человека у Дж Свифта 12
2.3. Сравнение концепций человека и мира 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
Введение:
Актуальность. Дж. Свифт и Д. Дефо являлись вовлеченными в большую политику, причем, совершенно по-разному. Вероятно, это было обусловлено тем, что и людьми они являлись принципиально разными. Д. Дефо представляется как авантюрист, любитель рискованной игры. За свою семидесятилетнюю жизнь он бывал и богатым купцом, и банкротом, жил во дворцах и в трущобах, служил государству по очень важной и деликатной части и сидел в тюрьме.
Его жизнь была наполнена событиями. В свою очередь, Дж. Свифт являлся погруженным в себя интеллектуалом, ученым англиканским священником; кроме смены приходов, в его жизни не происходило почти ничего серьезного.
Соответственно, можно говорить о том, что Д. Дефо представляется как неунывающий оптимист. Дж. Свифт же был пессимистично настроенным человеком.
Несмотря на явные различия, между писателями было и кое-что общее: они оба прославились как политические памфлетисты.
В частности, они касались в своих памфлетах актуальной темы религиозной терпимости. Кроме того, они позиционировали мироустройство и человека в нем. Дж. Свифт, в отличие от Д. Дефо, не выдавал свой вымысел за чистую монету. Он давал волю фантазии и приглашал читателей наслаждаться этой фантазией. Но его миры подчинены строжайшему математическому расчету. Например, в мире лилипутов всё (в одном измерении) ровно в двенадцать раз меньше, чем в реальном, а в мире великанов – во столько же раз больше.
Дж. Свифту было важно разрушить систему представлений, при которой человек являлся центром и мерилом мира.
Соответственно, проблемой данного исследования является соотношение концепций мира и человека у Д. Дефо и Дж. Свифта.
Объект исследования: творчество Д. Дефо и Дж. Свифта.
Предмет исследования: человек и мир Д. Дефо и Дж. Свифта.
Цель исследования: выявить различия концепций мира и человека Д. Дефо и Дж. Свифта.
Исходя из данной цели необходимо представить следующие задачи исследования:
— изучить творчество Д. Дефо и Дж. Свифта;
— представить концепции мира и человека у Д. Дефо и Дж. Свифта;
— произвести сравнение концепций человека и мира у Д. Дефо и Дж. Свифта.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез);
— практические (литературоведческий анализ.
Новизна исследования заключается в сравнении концепций мира и человека с социальной обусловленностью Д. Дефо и Дж. Свифта.
Теоретическая основа исследования. В основе данной работы находятся работы Т.В. Ковалевской, Г.Г. Копылова, Д. Берта и других исследователей.
Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, которая состоит из двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В данной работе решались следующие задачи:
— изучено творчество Д. Дефо и Дж. Свифта;
— представлены концепции мира и человека у Д. Дефо и Дж. Свифта;
— произведено сравнение концепций человека и мира у Д. Дефо и Дж. Свифта.
В ходе решения первой задачи было выявлено, что творчество Д. Дефо – активное, продуктивное, имеющее социальный подтекст. Это автор с достаточно активной мировоззренческой позицией, который был склонен отстаивать свое мнение и в целом вел вполне продуктивную деятельность. Его мировоззрение, а также жизненный опыт глубоко отражались на его творчестве.
Кроме того, выяснено, что сатирическая проза для Дж. Свифта являлась основным направлением и достижением его творчества в общем. Дж. Свифт в первую очередь являлся моралистом, который обличал такие человеческие качества как порочность и глупость во имя добродетели и здравого смысла. В целом основная характеристика творчества Дж. Свифта – это именно сатира, это облечение человеческих пороков.
В ходе решения второй задачи было выявлено, что роман Д. Дефо – это в некотором смысле взаимодействие человека и природы, или, если сказать более точно, адаптация человека к природе и постижение ее глубокой сущности, определение смысла бытия.
Дж. Свифт, что примечательно, настаивал непосредственно на пропагандистской пользе ирландских памфлетов, и в соответствии с этим он полагал, что разум человека является достаточно слабым и в целом несовершенным, однако им обладают все люди, и каждому дано право выбирать между добром и злом.
Таким образом, можно отметить некоторый негативизм, пессимистическую модель мироустройства, сатирически представленную и высмеянную автором.
В ходе решения третьей задачи было выяснено, что мир у Д. Дефо – это гармоничный и утопический мир, который является идеальной средой для проживания человека. Человек, в свою очередь, может находится в гармонии с миром, но только тогда, когда он заглянет внутрь себя, оказавшись в «шоковых» обстоятельствах.
В это же время мир у Дж. Свифта – несовершенное и порочное общество.
Человек у Д. Дефо остается человеком в любых условиях. Вера во всемогущество человека. Деятельность Робинзона достаточно прагматична, связана с рациональным подходом к миру. Человек Д. Дефо живет в естественном природном мире и отношения между человеком и природой достаточно гармоничны, чего нельзя сказать о «Приключениях» Дж. Свифта, где царит дисгармония, ненависть, недоверие и в целом очень холодное отношение героя к происходящему.
В результате произведенного исследования можно заключить о мировоззренческих полярностях Д. Дефо и Дж. Свита: их романы – это противопоставление двух миров и двух типов людей, причем, как и те, так и другие. Имеют место существовать в обществе. Рационализм и ирония – это то, что характеризует данные произведения.
Таким образом, задачи исследования решены.
Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО Д. ДЕФО И ДЖ. СВИФТА
1.1. Творчество Д. Дефо
Д. Дефо по образованию являлся пастором. По роду своей деятельности он являлся английским публицистом и писателем, предводителем жанра английского реалистического романа. Д. Дефо мечтал стать богатым, однако же все, за что он брался, как правило оканчивалось крахом. Часто он разорялся, и даже сидел в тюрьме. Тем не менее, его энергия была неистощимой. Именно она позволила стать Д. Дефо активным политиком и религиозным борцом. Он был создателем достаточно популярной газеты, которая выходила с 1704 по 1713 год. Интересно, что это либеральное издание писалось Д. Дефо самостоятельно.
Д. Дефо помещал в своей газете самые разные сведения, даже провокационные. Он был ярким полемистом, поэтому зачастую спорил с журналистами, причем, совсем не деликатно. Иногда приходилось вступать в драки, поэтому в обществе Д. Дефо всегда был вооружен, поскольку опасался неожиданных нападений.
В наследие потомкам автор оставил после себя огромное литературное наследие. Современные библиографы насчитывают около четырехсот названий его произведений. Удивительным при этом остается то, что для современников Д. Дефо прежде всего являлся очень энергичным и чутким публицистом, у которого была чрезвычайно скандальная известность [Черков 2012: 17].
В своей публицистической деятельности Д. Дефо пропагандировал здравомыслие и практицизм, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова. «Около пятнадцати лет он издавал одно из первых в Англии периодических изданий «Обозрение», оттачивая ставшие сегодня привычными в журналистике жанры – например, «спрашивайте-отвечаем» (причём вопросы редактор придумывал сам); журналистские мистификации и