Курсовая теория на тему Справедливость как основополагающая правовая идея
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Политическая и правовая система общества 6
1.1. Понятие справедливости в современных научных исследованиях 6
1.2. Справедливость в системе ценностей права 10
2. Политическая справедливость в праве как сущностная основа совершенствования правового законодательства 17
2.1. Справедливость как категория права 17
2.2.Требование справедливости в российском праве 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение:
Заключение:
Для утверждения справедливости, для отстаивания истинного права нужна сильная личность, сильная в аспекте способности противостоять лжи, злу, несправедливости — личность, которая способна ежедневно обогащать право, наполнять его содержание правдой, гуманизмом и справедливостью. Теми неоспоримыми истинами, которые и составляют безусловный смысл права как общественного явления. Всегда нужно помнить, что право должно быть справедливым. Это одновременно и требования морали, это и требования естественного права, это одновременно и современные требования существования человечества.
Справедливость является основой права и одним из базовых, основополагающих правовых принципов. Существование права без справедливости довольно сомнительно. Поскольку закон, в котором нивелируется принцип справедливости, становится не правовым, деспотичным, своевольным предписанию властей, он возвышает власть над человеком, делает человека средством для достижения узких государственных целей.
В целостной системе правовых ценностей справедливость занимает ключевое место. Она отражает практическую сторону реализации права как эффективного регулятора общественных отношений, средства, имеет мощный человекотворческий потенциал. Через правовые средства, правовые институты справедливость воплощает высокое назначение права, его гуманистическую природу.
Справедливость входит в понятие права, право по определению справедливо, а справедливость — внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая. Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона — это по существу вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву. Но такая постановка вопроса неуместна и не по адресу применительно к праву, поскольку оно (уже по понятию) всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире.
Таким образом, установление рыночной экономики и основных принципов демократизма предопределили установление в России социально-либеральной модели социальной справедливости. Проблема состоит в том, что в современном российском обществе еще не сложилась общепринятая современная модель социальной справедливости. Не менее важной проблемой является современное не удовлетворительное состояние с социальной справедливостью в России, незавершенная институализация социально-либеральной модели справедливости на российской почве.
Таким образом, одной из главных задач современного российского общества является выработка современной, эффективной и гуманистической модели социальной справедливости и реализация ее на практике. Эту задачу со своей стороны осознают и ищут ее решения основные политические силы страны, и, что особенно важно, современное правительство.
Фрагмент текста работы:
1.1. Понятие справедливости в современных научных исследованиях
Феномен справедливости непосредственно связан с представлениями о должном. Он обусловлен неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами человека и предусматривает четкую коррелятивную соответствие между практической ролью индивида в жизни общества и его социальным положением, между правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами и общественным признанием и т.д.
Идея справедливости — одна из наиболее резонансных в истории эволюционирования человечества: она всегда служила ключевым аргументом и критерием в оценке поступков людей, событий, явлений и вообще общественной действительности. Ее реализация требует мощных концептуальных, волевых и материальных ресурсов, а также беспристрастного арбитража в виде общественной мысли, социальных институтов и легитимной властно-управленческой вертикали.
Справедливость служит критериальным мерилом человеческих отношений. Она является мерой соответствия между содержанием поступков и их оценке на уровне общественного сознания; между ролью людей и социальных групп и их социальным положением; между трудом и вознаграждением за нее; между правами и обязанностями; между совершенным деянием и воздаянием за него.
Если справедливость — это часть общественного идеала, то теория справедливости — это проект надлежащих отношений, которые действуют в пределах справедливого общества. Для построения теории справедливости ключевым является понимание двух аспектов: во-первых, индивиды имеют взаимную потребность друг в друге в процессе совместной жизнедеятельности, во-вторых, с осмотра на указанную особенность они являются равными между собой [5].
По утверждениям ученых политико-правовая мысль Российской Федерации IX — начале ХХ века оперировала категориями «свобода», «равность», «справедливость» как неотделимыми друг от друга составляющими идеи прав человека, однако прошло немало времени, пока организация «права человека» стала употребляться в науке и получила правовой статус [6].
Главные принципы историко-философской концепции естественного права как право человека на жизнь, свободу, правовую равность, справедливость, обязательно присутствуют в обществах разного типа. В частности, в либеральном, социальном, технократическом обществе они есть основами коллективной жизни людей. Нормальный баланс между ними и государственно-силовыми методами регулирования жизни обеспечивают социальную стабильность и правопорядок в этих обществах [4].
Действенность мер социального государства обеспечивается соответствующими правовыми, политико-экономическими и этическими нормами, превалирующее значение среди которых имеет принцип справедливости, который обеспечивает легитимность государственного перераспределения ограниченных благ и ресурсов среди широкого круга граждан [12].
Отдельные аспекты изучения понятия справедливости основном дают общее представление о сущности справедливости, однако правоприменения требует более конкретных его признаков.
Однако на основе этих исследований представляется возможным сделать вывод, что понятие справедливости зависит от субъективных и объективных факторов. В научной литературе отмечается, что субъективный фактор зависит от личностных оценок тех или иных явлений индивидом, его опыта нравственного восприятия, а объективный фактор — оценка справедливого и несправедливого в силу интереса, которые сформировались у людей. Такое понимание справедливости представляется неполным с точки зрения его интерпретации правоприменитель, когда во взаимодействие вступает представление с положительным правом.
Вместе с тем определяется, что справедливость есть морально-правовым феноменом и подобный подход позволяет диалектически рассматривать категорию справедливости, преодолеть одностороннее представление о ней как моральное или как правовое явление. Сочетание этих элементов обеспечит в определенной мере достичь истины в изучении проблематики справедливости. Кроме того, в сфере правоприменения феном справедливости является объектом анализа институтов, которые осуществляют интерпретационную деятельность.
Практика Конституционного Суда Российской Федерации указывает на то, что вопрос справедливости пока является актуальным в интерпретационной деятельности. Понятие справедливости определялось через призму, в частности дискриминации и отмечалось, что цель установления определенных отличий (требований) в правовом статусе работников должна быть существенной, а сами отличия (требования), что преследуют такую цель, имеют отвечать конституционным положениям, быть объективно оправданными, обоснованными справедливыми.