Курсовая теория на тему Способы защиты прав граждан по праву социального обеспечения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретико-правовые основы
права на социальное обеспечение в России. 5
1.1. Сущность понятия
государственного социального обеспечения. 5
1.2. Понятие и содержание конституционного права
граждан на социальное обеспечение. 9
2. Особенности отдельных способов защиты права на
социальное обеспечение. 14
2.1. Административная защита права на социальное
обеспечение. 14
2.2. Судебная
защита права на социальное обеспечение. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
Введение:
Российская Федерация является социальным государством, политика которого ориентирована
на формирование условий, гарантирующих свободно развитие и достойную жизнь каждого
человека.
В Конституции России в общем виде отражаются целевые задачи и установки,
с решением которых связано гарантирование достойных условий жизни для всех
членов социума и формирование справедливых и равных возможностей для развития каждого
человека. Достижение этих целей является содержанием социальной функции
государства, которая реализуется в рамках его социальной политики на основании
организационного и нормативного механизмов.
Социальная политика, ориентированная на осуществление конституционных утверждений
по обеспечению свободного развития и достойной жизни общества и человека,
является довольно широкой категорией. Значимым системообразующим ее компонентом
считается социальное обеспечение, которое представляет собой системный общественный,
правовой и государственный институт, который является формой распределения имущественных
благ для удовлетворения жизненно важных личных потребностей нуждающихся в том
членов социума. Социальные отношения, которые возникают в связи с
предоставлением данных имущественных благ, является предметом права социального
обеспечения.
Выплаты и услуги, помощь по системе социального обеспечения получают
десятки миллионов российских граждан. Достаточно вспомнить, что только число
пенсионеров в стране достигает 40 млн. человек, а страховое обеспечение
распространяется на всех лиц, работающих по трудовым договорам. Российское
законодательство о социальном обеспечении, как неоднократно отмечалось
специалистами, страдает непоследовательностью, разобщенностью, нестабильностью,
наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие
единообразия в правоприменительной практике, а зачастую и ее противоречивость,
что, в свою очередь, влечет поток жалоб со стороны граждан, которые считают
нарушенным их конституционное право на социальное обеспечение. Защите (восстановлению)
нарушенных прав граждан в сфере социального обеспечения уделено явно не
достаточное внимание в научной литературе. На основе всего сказанного выше можно
заключить, что тема курсовой работы является достаточно актуальной на
сегодняшний день.
Цель данной курсовой работы исследование системы защиты прав
граждан в сфере социального обеспечения.
В соответствии с целью в работе предполагается решить ряд следующих задач:
— изучить сущность понятия государственного социального обеспечения;
— охарактеризовать сущность и содержание конституционного права граждан
России на социальное обеспечение;
— изучить особенности процедуры существующих в России способов защиты
права на социальное обеспечение;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Объектом данной курсовой работы являются социальные отношения в области
защиты прав граждан в сфере социального обеспечения. Предметом исследования является
социальное обеспечение граждан и защита их прав.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы познания: исторический, сравнительно-правовой,
статистический, аналитический, документальный.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на
параграфы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
На базе
всего сказанного выше можно заключить, что социальное обеспечение является
одним из способов распределения доли валового внутреннего продукта посредством
предоставления населению материальных благ для выравнивания их личных доходов при
наступлении социальных рисков с использованием средств целевых финансовых
источников на условиях и в объеме, строго нормируемом государством, обществом, с
целью поддержания их социального полноценного статуса.
В процессе исследования мы сделали вывод, что значимость государства в осуществлении
конституционного права на социальное обеспечение крайне велика. Наиболее
убедительным аргументом эффективности социальной политики в области социального
обеспечения выступает формирование действительных, а не декларируемых условий
достойной жизни любого человека. Лишь в данном случае Россия имеет право именоваться
государством социальным.
На сегодняшней стадии экономического состояния государства данная
перспектива видится достаточно отдаленной, что, в сущности, дискредитирует
Конституцию государства, нормы которой считаются нормами непосредственного
действия.
Защита прав в сфере
социального обеспечения — это законодательно утвержденная система мер предотвращения,
устранения нарушений данных прав, а также установления ответственности за случившиеся
нарушения тех лиц, которые обладают полномочиями по обеспечению беспрепятственной
реализации этих интересов и прав. Можно выделить такие способы защиты прав в сфере
социального обеспечения:
– защиту в судебном
порядке (осуществляемую органами суда и прокуратуры в рамках гражданского
процессуального законодательства после нарушений прав граждан на социальное
обеспечение);
– защиту в
административном порядке (рассмотрение обращений граждан относительно
незаконности принятых решений в вышестоящие органы).
С целью исполнения
международных обязательств Российской Федерации в сфере социального обеспечения
и повышения результативности внесудебных способов защиты требуется создание
такого органа, который бы стал средством правовой защиты при нарушении прав
граждан в сфере социального обеспечения и содействовал бы ликвидации нарушений
прав граждан при осуществлении соответствующего вида социального обеспечения на
внутригосударственном уровне. Создание подобного органа в Российской Федерации,
выступающего как специальный внутригосударственный способ правовой защиты, даст
возможность максимально полно защищать права российских граждан, значительно
уменьшить количество их обращений в Комитет по экономическим, культурным и
социальным правам, а следовательно, и количество претензий и замечаний,
высказываемых в отношении нашей страны.
Формирование эффективного механизма защиты
основных свобод и прав является актуальной проблемой правовой науки, значимым
аспектом которой является вопрос о мерах, способах и формах защиты как о некоем
наборе инструментов, которые призваны обеспечить конституционные права населения.
Сформулированные
тезисы в равной степени применяются к характеристике инструментария охраны в
праве социального обеспечения. В данной правовой отрасли выделяются такие
формы, меры и способы защиты, которые являются привычными, и существование
которых обуславливается конституционными основами российской государственности.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-правовые
основы права на социальное обеспечение в России
1.1. Сущность понятия государственного социального обеспечения Согласно ст.39
Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом.[1]
Государственные пенсии и
социальные пособия устанавливаются законом.
В современных условиях
рыночной экономики проблемы в области социально-экономических отношений
становятся все более актуальными.
Рыночные механизмы
хозяйствования, пришедшие на смену административно-плановым, требуют
формирования новых форм социально-экономических отношений, создания, в
частности, иных механизмов социальной защиты и пенсионного обеспечения населения.
Право российских граждан
на социальную защиту закрепляется в Конституции РФ, провозглашающей, что Росси
является социальным государством, политика которого ориентирована на формирование
условий, обеспечивающих свободное развитие и достойную жизнь каждого человека
(ст. 7).
Конкретизация данного
положения содержится в ст. 39 Конституции, согласно которой каждому гарантировано
социальное обеспечение при наступлении нетрудоспособности, для воспитания детей
и других случаях, устанавливаемых законодательством.
Социальная защита
населения в широком смысле данного понятия представляет собой совокупность общественно-экономических
мероприятий, осуществляемых государством и ориентированных на обеспечение
нетрудоспособных граждан России пенсиями по инвалидности или старости, по
случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по
временной нетрудоспособности, по родам и беременности, на содержание детей, на
погребение, по безработице, предоставление адресной помощи малоимущим категориям
населения, помощи гражданам, которые попали в экстремальные ситуации, в том
числе переселенцам и беженцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в
домах для инвалидов и престарелых, обеспечение инвалидов
протезно-ортопедическими изделиями, транспортными средствами, профессиональное
обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на формирование
комплекса новых социальных служб – Центров социального обслуживания граждан,
социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и
пр.
Социальное обеспечение является
основной составляющей социальной защиты граждан. Законодательством установлены социальные
пенсии и государственные пенсии, поощряется социальное страхование на
добровольной основе, создание дополнительных форм социального обеспечения и
благотворительности.
Социальное обеспечение представляет
собой систему мер, ориентированных на поддержку и обеспечение малообеспеченных категорий
граждан. Эти меры устанавливаются, обеспечиваются и контролируются
государством.
В современной России данная
форма защиты предоставляется только определенным категориям граждан, к примеру,
инвалидам и участникам Великой Отечественной войны либо ветеранам труда,
«афганцам», «чернобыльцам» и пр. Социальные выплаты в данном случае осуществляются
за счет бюджета государства, иными словами, из общих налогов государства.
Размеры данной помощи определяются заранее и не находятся в зависимости от
уплаты страховых взносов участников, они зависят, прежде всего, от состояния государственного
бюджета.
Если в системе защиты
населения заложен принцип социального обеспечения, а не социального
страхования, то в сложный для государственного бюджета период, в основном,
снижается уровень социальных затрат, что свидетельствует об ограниченности этой
формы социальной защиты, в особенности в условиях рыночной экономики.
К современным формам предоставления
социального обеспечения граждан необходимо относить: государственные пенсии,
социальные пенсии (инвалидам, которые не имеют трудового стажа, инвалидам с
детства и др.), медицинское обслуживание на бесплатной основе, гарантированное
государством для всех категорий граждан, стипендии, пособия по безработице и
пр.
Еще одной формой
социальной защиты выступает социальная помощь. Социальная помощь
осуществляется, равно как и социальное обеспечение, за счет государственного
бюджета и не зависит от страховых взносов.
Социальная помощь выстраивается
на принципе гарантии со стороны государства в обеспечении минимальными
стандартами, требуемыми для жизни человека или его семьи, в случае
возникновения кризисных ситуаций (потеря кормилица, теракты, стихийные бедствия
и пр.).
Чаще всего социальная
помощь ориентирована на самые уязвимые категории граждан, которые не способны
самостоятельно обеспечивать себе даже минимальный уровень, требуемый для жизни
в сложившихся общественно-экономических условиях, не могут выйти из сложного
материального положения посредством собственных доходов.[2]
Социальная помощь является
последним подстраховочным элементом в общем обеспечении социальной безопасности
гражданина. Существование разнообразных форм социальной защиты обуславливается
тем, что ни одна из них не может быть всеобъемлющей в тех размерах, чтобы обеспечивать
социальную защиту в случае наступления страховых событий.
Один из подобных пробелов
и намерена восполнить социальная помощь, ориентированная на индивидуальную
нуждаемость. Социальная помощь выступает вспомогательным механизмом системы
социальной защиты и применяется государством тогда, когда социальное
страхование применить не представляется возможным. В целом в экономически
развитом государстве должны присутствовать все три формы социальной защиты, наибольшее
значение в реализации функции защиты несет социальное страхование, как уже было
указано ранее. Выделяют следующие важнейшие направления социальной защиты граждан:
социальная защита детей, детства и отрочества; социальная защита трудоспособных
граждан; социальная защита нетрудоспособных граждан; социальная защита семьи, в
качестве института, который обеспечивает эффективную профилактику социальных
рисков.[3]
Социальная защита осуществляется посредством системы материального
обеспечения и социального обслуживания нетрудоспособных и пожилых граждан, а вместе
с тем семей с детьми. Все государства, в том числе и Россия, признают п [1]
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
"Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237 [2] Зайцева, Е.М. Реализация прав
социально незащищенных граждан в процессе взаимодействия с Пенсионным фондом
России / Е.М. Зайцева // Соц. и пенс. право. — 2017. — № 2. — С. 30-34. [3] Колесник,
А.П. Пенсионная система и ценности российской цивилизации / А.П. Колесник //
Пенсия. — 2017. — № 2. — C. 54-64.