Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Способы толкования правовых норм, используемые Пленумом Верховного Суда Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ.. 6

2. ТОЛКОВАНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ ПЛЕНУМОМ ВС РФ.. 8

3. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПЛЕНУМОМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РФ.. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

 

  

Введение:

 

В любых правоотношениях способы толкования правовых норм,
используемые Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, занимают очень
важное место. Практически каждое правоотношение, урегулированное в рамках
законодательства, должно быть подкреплено силой государственного принуждения или
другими регуляторами, гарантирующими его исполнение. Однако, помимо
непосредственно наличия института ответственности, необходимо четкая и понятная
структура его соотношения и применения. Дело в том, что существуют различные
формы толкования правовых норм. Институт юридической силы и структуры нормативно-правовой
базы в праве очень важен, так как защищает как участников правоотношений, так и
устройство государства в целом. Особое место в структуре права занимают
подзаконные акты.

Вопросы, связанные с толкованием правовых норм, используемые
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, всегда являются актуальными. В
последнее время в юридической науке данный институт обсуждается в связи с
различными изменениями в законодательстве в последние годы. Это обусловлено
тем, что в некоторых вопросах общепризнанные правила применения ответственности
не до конца ясны и понятны. Ввиду этого необходимо изучать и продолжать
формировать единый структурированный подход к классификации и применению
нормативных правовых актов. В настоящий момент разные авторы приводят различные
основания для классификации. Некоторые разделяют подзаконные нормативные
правовые акты в зависимости от сферы применения на общие, местные и локальные.
Другие же авторы считают, что приоритетной должна быть классификация в зависимости
от органа, принимающего акт, и разделяют акты на федеральные, региональные,
акты органов местного самоуправления и локальные. Эти и другие важные аспекты
будут рассмотрены в данном курсовом исследовании.

Целью курсового исследования является исследование способов
толкования правовых норм, используемые Пленумом Верховного Суда Российской
Федерации.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие
задачи курсового исследования.

1. Правовое положение Пленума
Верховного Суда РФ.

2. Толкование, осуществляемое
Пленумом ВС РФ.

3. Способы
толкования норм права, применяемые Пленумом Верховного Суда РФ.

Объектом исследования являются способы толкования правовых
норм.

Предмет курсового исследования – это способы толкования
правовых норм, используемые Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

В процессе исследования были применены следующие общенаучные
и специальные юридические методы исследования: метод системного анализа;
исторический метод познания; сравнительно-правовой метод; структурно-системный
метод исследования.

Теоретическую базу исследования составляют исследования
таких ученых-цивилистов, как А.Ю. Бежецкий, Б.М. Гонгало, И.А. Иванчак, В.А.
Микрюков и Г.А. Микрюкова, В.А. Цветков и др.

Нормативную базу составили Конституция Российской Федерации
других подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Работа, в соответствии с выделенными задачами исследования,
структурно состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной
литературы и источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

На сегодняшний день в правовой науке и практике нет единой
позиции на характер постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Наличие различных
позиций и оценок представляется настолько значительным, что затрудняет даже
выделить сколько-нибудь существенные «точки согласия». Согласие имеется лишь в
отношении вопроса о наличии существенной роли в правотворчестве актов высших
судебных инстанций (в частности, Пленума Верховного Суда РФ). Исполнение
содержащихся в постановлениях Пленума ВС РФ правоположений «обеспечено
возможностью своеобразного принуждения: решения нижестоящих судебных инстанций,
противоречащее этим правоположениям, обычно отменяются вышестоящими судебными
инстанциями» — такое их влияние основывалось «не на авторитете силы, а на силе
авторитета».

Рассматривая Правовое положение Пленума Верховного Суда РФ,
пришли к выводу, что реализация Верховным Судом РФ предоставленного права
законодательной инициативы наиболее полно отражает существующие в данный момент
потребности государства и общества в сфере гражданского судопроизводства,
которые выявляются в результате проведения анализа и обобщения
правоприменительной деятельности, вскрытия ошибок и недочетов в правоприменительной
деятельности.

Изучая толкование и его виды, осуществляемые Пленумом ВС РФ,
пришли к выводу, что направление деятельности реализуется посредством
разработки проектов законодательных актов и проектов изменений и дополнений в
уже действующие нормативные акты, которые в дальнейшем вносятся в
Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Осуществление данного правомочия
направлено на совершенствование законодательства РФ.

Изучая способы толкования норм права, применяемые Пленумом
Верховного Суда РФ, пришли к выводу, что способы толкования правовых норм,
используемые Пленумом Верховного Суда Российской Федерации важно с точки зрения
реализации принципа разделения властей.

Существует ряд основных способов толкования правовых норм,
используемые Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, которые не
оспариваются всеми или большинством авторов:

1. Подзаконные акты обладают всеми характеристиками
нормативного правового акта.

2. Подзаконные акты всегда принимаются в соответствии с
законом, на основании и во исполнение закона. Юридическая формула «на основании
и во исполнение закона» означает подчиненность подзаконного акта закону, а
также то, что основанием принятия (издания) подзаконного нормативного акта
является именно закон.

3. Для каждого органа государственной власти был
законодательно закреплен полный перечень тех нормативных правовых актов, на
основании и во исполнение которых данный орган может принимать свои подзаконные
акты.

4. Стоит заметить, что подзаконные акты, развивая положения
закона, неизбежно вносят дополнительные детали в механизм действия статутных
норм. Тем самым они способны ослабить или же, наоборот, усилить нормативное
предписание, влияя на эффективность нормы права, закрепленной в законе.

Можно сделать вывод, что право всегда формально определено.
Это означает, что право всегда четко, понятно для большого круга лиц, которых
оно затрагивает, а также всегда закреплено в определенных актах. В условиях
современного общества это означает, что право официально опубликовано и доступно
для чтения, исследования, осознания и применения. В Российской Федерации
сложилось четкое понимание определения нормативного правового акта, что
помогает установить и классифицировать, относится ли определенный акт к
нормативным. Данное положение является необходимым для правоприменения.

Принятие подзаконных нормативных правовых актов способствует
решению многих правовых вопросов и защите прав и свобод граждан, а также
реализации функций органов государственной власти. То, какой порядок установлен
для принятия подзаконных актов, позволяет субъектам нормотворчества оперативно
влиять на общественные отношения в пределах своей компетенции. Однако, с другой
стороны, как рассматривалось выше, упрощенный по сравнению с законами порядок
принятия может способствовать нарушению некоторых свобод и требует
внимательного юридического подхода.



 

Фрагмент текста работы:

 

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПЛЕНУМА
ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

 

Роль Верховного Суда Российской Федерации как высшего
судебного органа находит свое отражение в его способности давать разъяснения по
вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного толкования и
применения судами правовых норм.

Являясь высшим судебным органом, Верховный Суд Российской
Федерации имеет право выдвигать правовые инициативы в рамках своей компетенции.
На основе анализа и обобщения судебной практики Верховный Суд Российской
Федерации разрабатывает и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации законопроекты.

Согласно действующему законодательству, законопроекты,
вносящие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, могут вноситься в
Государственную Думу только в сопровождении заключения Верховного Суда
Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации может также решать
вопросы международных договоров Российской Федерации в пределах своей
компетенции.

В состав Верховного Суда Российской Федерации входят следующие
органы[1]:

1) пленарное заседание Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционная палата;

4) судебная палата по административным делам;

5) судебная палата по гражданским делам;

6) судебная палата по уголовным делам;

7) судебная палата по экономическим спорам;

8) судебная палата по делам военнослужащих;

9) Дисциплинарная палата.

Федеральный конституционный закон ”О Верховном Суде
Российской Федерации" устанавливает численность судей суда на уровне 170
человек.

В состав Пленума Верховного Суда Российской Федерации входят
все судьи Верховного суда. Пленарное заседание дает разъяснения по вопросам
судебной практики судам, решает вопросы использования права законодательной
инициативы и решает другие сложные вопросы, связанные с отправлением правосудия
и функционированием судебной системы Российской Федерации.

По приглашению председателя Суда Российской Федерации,
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора
Российской Федерации, Министра юстиции Российской Федерации, их заместителей,
судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов и иных лиц
председатель Конституционного суда Российской Федерации вправе присутствовать
на заседаниях пленарного заседания и выражать свое мнение по обсуждаемым
вопросам.

Постановления Пленума принимаются большинством голосов, если
на заседании присутствуют не менее двух третей действующих судей Верховного
Суда Российской Федерации. Постановления подписываются судьей
Верховного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума
Верховного
Суда Российской Федерации.

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
являются одной из форм реализации конституционного права суда на разъяснение вопросов
судебной практики, и как таковые они учитываются другими судами при отправлении
правосудия[2].



[1] Чернышева Т.М. Подзаконный нормативный
акт: понятие и признаки // Научное сообщество студентов: междисциплинарные
исследования: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(10).
URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(10).pdf (дата обращения: 22.04.2020)

[2] Рубанцова Т.А., Фомина Н.А. Проблема построения
правового государства в России // Материалы IV международной конференции
«Юридические науки: проблемы и перспективы». — Казань, 23-36 июня. 2016, —
С.23-26.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы