Курсовая теория на тему Способы словообразования в современном русском языке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.1. Понятие словообразования. 5
1.2. Производные и производящие слова. 10
1.3. Особенности современного словообразования. 15
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА.. 20
2.1. Аффиксальный способ
словообразования. 20
2.2. Неморфологический способ словообразования. 23
2.2.1. Лексико-синтаксический
способ словообразования. 23
2.2.2 Морфолого-синтаксический и
лексико-семантический способы словообразования. 25
2.3. Способы словообразования в
медиа. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 33
Введение:
Актуальность темы работы. Сегодня словообразование признается большинством лингвистом как
самостоятельным языковым уровнем наряду с фонологическим, лексическим,
морфологическим и синтаксическим, однако, несмотря на достижения в изучении
словообразования в последние десятилетия, далеко не все системные отношения и
закономерности данного яруса выявлены и изучены в полной мере.[1]
Изучение словообразования актуально
как в теоретическом, так и в методическом аспекте. «Вопросы словообразования
вызывают немало трудностей в практике преподавания языка. Словообразования
связано с синтаксисом и морфологией, лексикой и семантикой, морфонологией и
фонетикой, поэтому должно учитываться на протяжении всего курса обучения».[2]
Этим и обусловлена
актуальность данной работы.
Объект работы – современный русский язык.
Предмет работы – способы словообразования.
Цель работы:
изучить современные способы словообразования.
Исходя из
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть
понятие словообразования;
— изучить
производные и непроизводные слова;
— представить
особенности современного словообразования;
— проанализировать
способы словообразования современного русского языка.
Теоретическая основа исследования состоит из научных трудов И.П. Вепревой, В.Е.
Замальдинова, О.А. Косовой и Л.Г. Александровой, Н.В. Пушкаревой, Р.А.
Рахматуллаевой и других исследователей. [3]
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и
списка литературы и источников. [1] Рахматуллаева
Р.А. Актуальность словообразования в русском языке // Достижения науки и
образования. – 2018. – № 8 (30). – С. 66-67. [2] Калинина О.Н.,
Айрапетян И.Г. Роль словообразования на начальном этапе изучения неродных
языков//Актуальные проблемы русского словообразования. Материалы традиционного
Республиканского семинара в рамках Узбекской научной школы русского
словообразования. Ташкент: НУУз, 2015. С. 32-36. [3] Вепрева И.Т.
Морфемика и словообразование современного русского языка : практикум. –
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 110 с; Замальдинов В.Е. Активные
процессы в словообразовании современного русского языка // Современный
дискурс-анализ. – 2018. – № 3. – С. 85-90; Косова О.А., Александрова Л.Г.
Инновации в словообразовании на современном этапе: контаминация (на материале
русского, немецкого и английского языков) // Филологические науки. Вопросы
теории и практики. – Тамбов: Грамота. – 2018. – № 9 (87). – Ч. 2. – C. 357-360;
Пушкарёва Н.В. Русский язык: активные
лексические процессы в эпоху нестабильности // Актуальные проблемы филологии и
педагогической лингвистики. – 2016. – № 4 (24). – С. 7-12; Рахматуллаева Р.А.
Актуальность словообразования в русском языке // Достижения науки и
образования. – 2018. – № 8 (30). – С. 66-67.
Заключение:
В ходе теоретического исследования
было определено, что В
современном русском языке традиционно выделяют два основных способа
словообразования: аффиксальный (морфологический, морфемный) и безаффиксный
(операционный). Они будут подробно рассмотрены в следующей главе.
Аффиксальный способ словообразования
является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова
образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными
аффиксами.
С помощью лексико-синтаксического
способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём
«склеивания» их компонентов. При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов
разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения
тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов
или их частей.
Морфолого-синтаксический способ
словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую.
Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий),
которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Морфолого-синтаксический способ
словообразования – это образование новых лексических единиц в результате
перехода слов из одной части речи в другую. При таком переходе меняются как
морфологические, так и синтаксические свойства слова (отсюда такое название
способа). В лингвистической литературе такой способ словообразования именуется
конверсией.
Такие активно представлены способы
словообразования от современной журналистики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 1.1. Понятие словообразования В начале
ХХI века продолжают происходить активные процессы в различных областях русского
языка, в том числе и в словообразовании.[1] Словарный
состав языка все врмя пополняется новыми лексическими единицами. Основным
средством обогащения словаря новыми словами является словообразование.[2]
Словообразование
имеет два значения:
1)
процесс образования слов, или деривация;
2)
раздел лингвистики, изучающий различные аспекты образования, строения,
классификации производных слов (дериватология).
С позиции
словообразования лексический состав языка в совокупности разделяется, в свою очередь,
на слова производные и непроизводные. Ключевым объектом рассмотрения в
словообразовании является производное слово (иначе – дериват).[3] В том
числе слова делятся на мотивирующие (а именно, от них происходит образование
новых лексем) и мотивированные (слова, имеющие производную основу – дериваты).
Производные
слова обладают формальными и семантическими связями с другими однокоренными
словами в языке. Значение производного слова всегда мотивировано и обычно
вытекает из значения исходного слова. Представим данное на примере нескольких
дериватов существительного город: городок – маленький город; горожанин – житель
города; городской – относящийся к городу; пригородный – расположенный недалеко
от города.
Кроме
того, существуют два принципиально отличающихся друг от друга подхода к
изучению вопросов словообразования: синхронный и диахронный. «В первом случае
язык изучается как определенным образом организованная система средств
человеческого общения, действующая в тот или иной период…».[4]
Т.В.
Жеребило, в свою очередь, писал, что «историческое словообразование связано с
этимологией и изучает, когда и каким образом в языке образовалось то или иное
производное слово, как менялись его формально смысловые связи с родственными
словами, как развивалась его словообразовательная структура».[5]
Синхронное
словообразование демонстрирует современное состояние деривационных отношений
между лексемами однородного характера. В данном случае необходимо обратить
внимание на то, что синхронное словообразование является в целом относительно
молодой отраслью лингвистики. [6]
Словарные
гнезда многих слов включают по несколько десятков производных. И здесь
происходит так, что к древним корням (основам) добавляются новые аффиксы,
формируя, соответственно, новые лексемы. В частности, в древнерусском языке на
базе существительного багор (пурпур, пурпурная раковина) сформировались
прилагательные багровый и багряный (оба используются в значении (густо-красный,
пурпурный).
В
настоящее время, в соответствии с данными «Нового словообразовательного словаря
русского языка» А.Н. Тихонова и прочих современных словарей,[7]
словообразовательное гнездо первого прилагательного включает в себя, кроме непосредственно
вершины, семь производных (багрово, багровость, багровина, багроветь,
забагроветь, побагроветь, побагровение), а гнездо слова «багряный» пополнилось
более чем тридцатью дериватами: багряно, багряность, багрянка, багряник,
багряница, багрянец, багрец, багрецовый, багрянистый, багрянеть, забагрянеть,
багрянить, багряниться, обагряниться, обагрянить, багреть, багрить и так далее.
В том
числе данное относится и к процессу адаптации заимствованных слов. В частности,
заимствованное из английского языка существительное «ковбой» приняло на себя
русские дериваты: ковбойский, ковбойка (шляпа или рубашка), по-ковбойски и так
далее. Или, еще один пример: существительное «суп», которое имеет французское
происхождение, в русском языке представляет собой вершину словообразовательного
гнезда со следующими производными: супчик, супец, супник, супница, суповой,
суп-пюре. Достаточно любопытен также пример существительного «лифтёр», которое
включает с себя английский корень лифт и французский суффикс -ёр, но при этом
является исключительно русским словом, поскольку оно образовалось в русском
языке и не имеет прямых аналогов.
В
школьном курсе русского языка неморфологические способы словообразования рассматриваются,
как правило, несколько поверхностно, и в современных учебниках можно найти
материал, посвященный только таким способам неморфологического
словообразования, как переход из одной части речи в другую (Я люблю (что?) все
новое) и сращение словосочетания в одно слово (мало образованный –
малообразованный).
При этом
достаточно подробно изучаются в школе морфологические способы словообразования.
В частности, школьники изучают суффиксальные способы, бессуффиксный и сложение
разных видов (сложение основ; сочетание начальных звуков, сочетание начальных
букв (аббревиация); сочетание начальных слогов).
Школьная
программа в том числе не предусматривает специальной работы с аббревиатурами.
Термин «аббревиатура» не вводится, в учебниках в основном имеется только лишь несколько
упражнений, связанных с анализом аббревиатур.
Мы можем
сказать о том, что в школе достаточно мало внимания уделяется анализу слов, которые
образуются с помощью компрессивных способов современного словообразования
(аббревиация, универбация, субстантивация, усечение, сложение основ и слов),
некоторые из них даже не упоминаются при изучении словообразования (усечение,
универбация). Тем не менее, на сегодняшний день компрессивные способы
словообразования достаточно продуктивны, что связано с постоянным ростом
информации в современном русском языке и экономией языковых усилий и времени.
Просмотр современных фильмов, ведение переписки в различных социальных сетях,
чтение и слушание текстов современных блогеров пополняют современную речь
компрессивной лексикой, которая очень активно применяется, при этом чаще всего
человек даже не вникает и не предполагает, как образованы эти слова, как
правильно они пишутся, что на самом деле они обозначают.[8]
Среди
всех уровневых составляющих языка его словарный состав наиболее динамичен.
Грамматический строй, напротив, характеризуется минимальной восприимчивостью к
экстралингвистическому влиянию и высоким уровнем статичности. В любом случае
история русского языка позволяет говорить о том, что его грамматика, включающая
в себя систему словообразования и словоизменения, а также систему
синтаксических единиц, претерпела ряд изменений, которые в своей совокупности
свидетельствуют о наметившихся тенденциях в развитии грамматического строя.
Укоренение новых явлений, основа которых по большей части заложена в
хронологически предшествующих периодах развития языка, происходит сравнительно
медленно. Именно поэтому фиксация в языке «нового» явления, как правило,
связана с последовательным накоплением в предшествующие периоды тех или иных
изменений в функционировании языковых единиц.[9]
Таким
образом, следует заключить о том, что словообразование более непосредственно,
чем другие лингвистические системы, отражает все изменения, происходящие в
окружающей действительности; особенностью словообразования является зависимость
его от экстралингвистических данных – от тех практических потребностей, которые
лежат вне языка, но которые этот язык должен удовлетворить. Изучение
словообразования в его погруженности в жизнь показывает, что оно является не
пассивной объективизацией внешнего мира, а сознательным и целенаправленным
актом словотворчества; сам процесс «называния» предметов и явлений внешнего
мира с помощью словообразовательных средств представляет измерение их
значимости для носителей языка, по этой причине именно в словообразовании наиболее
ярко реализуется идея связи сознания с языковой структурой.[10]
В современном русском языке традиционно выделяют два
основных способа словообразования: аффиксальный (морфологический, морфемный) и
безаффиксный (операционный). Они будут подробно рассмотрены в следующей главе. [1] Рубцова Е.В.
Современные словообразовательные этапы и процессы в русском языке (в области
медицинской терминологии) // Региональный вестник. – 2020. – № 2. – С. 74-75. [2] Анисимова Е.А.,
Кавинкина И.Н., Пустошило Е.П. Морфемика. Словообразование Пособие по курсу
«Русский язык» для студентов специальностей 1-03 03 08-02
«Олигофренопедагогика. Логопедия», 1-01 02 01 «Начальное образование», 1-01 02 02-09
«Начальное образование. Социальная педагогика», 1-01 01 01 «Дошкольное
образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://ebooks.grsu.by/morph_slovo/osnovnye-sposoby-sovremennogo-russkogo-slovoobrazovaniya.htm
(дата обращения 21.05.2021). [3] Ван Ц. Способы
образования отфразеологических дериватов в современном русском языке //
Преподаватель ХХI век. – 2016. – № 4. – С. 517-522. [4] Земская Е.А.
Современный русский язык. Словообразование : учеб. пособие. – 5-е изд. – М. :
Флинта : Наука, 2008. – С. 10. [5] Жеребило Т.В.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 6-е, испр. и доп. – Назрань: Пилигрим,
2016. – С. 423. [6] Там же. [7] Ямалетдинова
А.М., Маслова М.В. Словообразовательные словари русского языка как источники
формирования потенциального лексического запаса обучающихся // Вестник
Башкирского университета. – 2020. – № 2 . – С. 433-438. [8] Сафонова Н.Н. О
педагогическом проекте «компрессивное словообразование» // Вестник Шадринского
государственного педагогического университета. – 2019. –
№ 1 (41). – С. 148-154 [9] Сенько Е.В.
Тенденции современного русского словообразования: учебное пособие / под
ред.докт.филол. наук Б.В. Кунавина.; Сев-Осет. гос. ун-т. Владикавказ; Изд-во
СОГУ, 2016. – С. 81. [10] Косова О.А.,
Александрова Л.Г. Инновации в словообразовании на современном этапе:
контаминация (на материале русского, немецкого и английского языков) //
Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота. – 2018. – №
9 (87). – Ч. 2. – C. 357-360.