Курсовая теория на тему Способы развития творческой самореализации студентов вузов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Сущность
понятий «самореализация», «творческая самореализация»………………………………………………………………..…6
2.
Психологические особенности студентов вузов. 10
3. Способы
диагностики развития творческой самореализации студентов вузов 15
Заключение. 28
Список
использованной литературы.. 31
Введение:
Актуальность
исследования обуславливается тем, что современная система образования ставит в
центр внимания воспитание человека, обладающего творческой активностью,
вариативным мышлением, развитым стремлением к созиданию, ориентированного на
высшие формы самореализации. В этой связи возникает необходимость поиска путей
содействия максимальному раскрытию сущностных личностных качеств человека на
основе учета его индивидуальности. От того, насколько в процессе обучения
студент сумеет раскрыть свои способности, ощутить свою значимость, осознать,
что он может выступать строителем собственной жизни, будет зависеть его
педагогическая интеллектуальная культура. Иными словами, практическое
воплощение современных тенденций развития системы профессионального образования
самым непосредственным образом связано с идеей творческой самореализации
студентов [5].
Это возможно
тогда, когда при получении образования в вузе осуществляется не только
подготовка к педагогической деятельности, но и представляется возможность для
продуктивной творческой работы в студенческой жизни как таковой, поскольку опыт
творческой самореализации этого периода времени задает траекторию будущих профессиональных
и личностных проявлений [1].
Специалист
такой направленности обязан владеть навыками, творческого решения
изобретательских задач, уметь поставить проблему, найти способ ее решения,
являющийся новым и передовым, уметь изложить и защитить свое решение.
Между тем
система обучения в вузе направлена, прежде всего, на формирование знаний,
умений и навыков, а не на подготовку молодых людей к предстоящей жизни, к
будущей профессиональной деятельности. Таким образом, имеет место противоречие,
состоящее в том, что обучение рассматривают как подготовку к профессиональной
творческой самореализации, а не как осуществление этой самореализации уже в
стенах университета.
На основании
этого противоречия формируется проблема исследования: формирование условий творческой
самореализации студентов во время подготовки в вузе.
Объект
исследования — процесс подготовки в вузе.
Предмет
исследования — способы развития творческой самореализации студентов вузов.
Цель
исследования — проанализировать способы развития творческой самореализации
студентов вузов.
В
соответствии с поставленной целью, выбранными объектом и предметом
исследования, в работе решались следующие задачи:
1. Изучить
сущность понятий «самореализация», «творческая самореализация»
2.
Рассмотреть психологические особенности студентов вузов
3. Изучить
условия творческой самореализации студентов вузов
5. Изучить
способы диагностики развития творческой самореализации студентов вузов
6. Предложить
рекомендации по творческой самореализации студентов
Теоретической
основой исследования стали работы Н.С. Амелиной, Н.М. Яковлевой по изучению
возможностей вузовского обучения в деле формирования готовности студентов к
творческой деятельности. В области философии рассматривались вопросы о сущности
человека, его сущностных силах, о сути процесса самореализации (культурализация
и персонализация — Д.А. Леонтьев). Работы о роли в процессе самореализации
культурных ценностей, обуславливающих особенности ментальности того или иного
народа (Л.В. Рябова). Работы о культурно-исторических типах самореализации
личности (А.К. Исаев). На психологическом уровне рассматривался вопрос о
внутренней готовности к творчеству ("ага-переживание", осознание
нужного решения — у К. Бюлера, "инсайт", акт мгновенного постижения новой
структуры — у В. Кёлера, В.К. Вилюнасу, К.К. Платонов и др.).
Заключение:
Самореализация
человека проявляется во многих сферах личности-реализации желаний, надежд и
целей.
Принимая во
внимание социальные качества индивида как личности, можно увидеть сложную и
устойчивую систему, состоящую из таких элементов, как социальный статус,
социальная роль, ценностные ориентации и т. д. Благодаря включению человека в
общественные отношения. Этот многомерный аспект выражения личности определяет
сложность ее самореализующегося содержания.
Самореализация
личности возможна, когда человек верит в свое предназначение, видит в нем смысл
жизни, то есть осознание необходимости жить самореализацией. Осознание человеком
своей интеграции в окружающий мир, его способность гармонично и конструктивно
взаимодействовать с другими людьми и природой, также является не менее важным
условием реализации задуманного. Однако самореализация становится невозможной,
если человек не знает своих интересов, способностей и жизненных предпочтений.
Самореализация-это
непрерывный процесс, посредством которого человек способен реализовать свои
потенциальные силы, стремиться к развитию, реализовывать себя через
ответственный выбор, творческую самодеятельность и самостроительство. Поэтому
мы видим, что творчество, творческая самодеятельность является необходимой
частью процесса самореализации личности.
Студенческий
возраст-это особый период в жизни человека.
Во время
учебы в университете, при благоприятных условиях, студенты развивают психологию
на всех уровнях. Они определяют направление психики человека, то есть формируют
такое состояние психики, которое характерно для профессиональной направленности
личности. Для успешной учебы в вузе необходим достаточно высокий уровень общего
интеллектуального развития, в частности владение навыками восприятия, памяти,
мышления, внимания и логических операций в определенном диапазоне.
При
масштабном переходе к многоуровневой системе подготовки специалистов высшей
школы в вузе отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической
подготовки студентов необходимо решить две основные задачи: обеспечить
возможность предоставления студентам глубоких базовых знаний и изменения
методов организации учебной деятельности с целью повышения качества
образования, развития творческих способностей студентов, их стремления
постоянно приобретать новые знания, а также учитывать студентов в
самоопределении и самореализации.
С точки
зрения психологического развития в целом, студенчество-это период интенсивной
социализации личности, развития высших психологических функций, формирования
всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать
студенчество, принимая во внимание только биологический возраст, то его следует
отнести к юношеству как переходному этапу между детством и взрослостью развития
человека. Поэтому в зарубежной психологии этот период ассоциируется с процессом
роста. Юность издавна считалась периодом подготовки к взрослой жизни, хотя в
разные исторические периоды ей отводилось разное социальное положение. Проблема
молодости всегда волновала философов и ученых, и хотя возрастные границы этого
периода не ясны, представления о психологии молодости, о внутренних нормах
наивны и не всегда последовательны.
Развитие
творческого потенциала студента представляет собой процесс развития его
личности, максимально центрированной на творчестве, которой присуща осознанная
и целенаправленная творческая активность в развитии творческих способностей,
необходимых для эффективного решения различных креативных задач в различных
видах личностно и профессионально значимых видах деятельности.
Наиболее важными
ценностями студентов являются "семейная" и "деловая
мотивация".
По результатам предположительной
диагностики мы выясним, что большинство студентов по всем шкалам САТ имеют
средний уровень.
10% – имеют много из
того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает
интересные и даже оригинальные идеи.
80% – есть все шансы
стать творческой личностью.
По результатам мы выявим
уровни творческой активности:
— низкий – от 0 до 0,7
— средний – от 0,8 до 1,6
— высокий – от 1,7 до 2
баллов
Общая оценка креативности
является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка
— 40 баллов). По результатам обработки, могут быть получены такие данные:
минимальный балл не набрал никто, также и максимальный балл не получил ни один
студент. В среднем набрали от 28 до 32 баллов, что говорит о среднем уровне
креативности. Мы можем предположить, что студенты проявляют потребность,
интерес и склонность к творческой деятельности; они готовы к преобразованиям и
активному усвоению новых знаний, также проявляют познавательных интерес и
потребность к самостоятельности и инициативности.
Таким образом, по
результатам анализа методик и предположительных результатов творческой
самореализации студентов мы увидим, что они проявляют познавательный интерес,
склонность к творческой деятельности, также можно сделать вывод, что уровень
сформированности творческой самореализации не превышает среднего уровня. Все
это показывает на необходимость создания комплекса мероприятий, поиска таких
форм работы, которые будут способствовать творческой самореализации студентов.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность понятий «самореализация»,
«творческая самореализация»
Самореализация
человека проявляется во многих сферах личности-реализации желаний, надежд и
целей. Впервые исследование самореализации было начато в рамках философии. В
современных исследованиях "самореализация" трактуется как
"реализация своего потенциала" [4].
Самореализация —
реализация потенциала личности, осуществление своего человеческого назначения,
призвания [4].
Творческая самореализация личности – это непрерывный, целенаправленный
процесс, ориентированный на максимальное раскрытие творческих способностей в процессе профессиональной
самодеятельности [4].
Исходя из определения, творческая самореализация
осуществляется в процессе самодеятельности, рассмотрим определение
самодеятельности.
Самодеятельность – деятельность основанная на личной
инициативе [6].
Принимая во
внимание социальные качества индивида как личности, можно увидеть сложную и
устойчивую систему, состоящую из таких элементов, как социальный статус,
социальная роль, ценностные ориентации и т. д. Благодаря включению человека в
общественные отношения. Этот многомерный аспект выражения личности определяет
сложность ее самореализующегося содержания [52].
По мнению С. П.
Зуевой, «самореализация личности возможна, когда человек верит в свое
предназначение, видит в нем смысл жизни, то есть осознание необходимости жить
самореализацией. Осознание человеком своей интеграции в окружающий мир, его
способность гармонично и конструктивно взаимодействовать с другими людьми и
природой, также является не менее важным условием реализации задуманного.
Однако самореализация становится невозможной, если человек не знает своих
интересов, способностей и жизненных предпочтений» [4, с. 16-21].
Самореализация
— это непрерывный процесс, посредством которого человек способен реализовать
свои потенциальные силы, стремиться к развитию, реализовывать себя через
ответственный выбор, творческую самодеятельность и самостроительство [16].
Поэтому мы видим, что творчество, творческая самодеятельность является
необходимой частью процесса самореализации личности. В таблице 1 рассмотрена
сущность творческого процесса.
Таблица 1.
Сущность творческого процесса [8] Автор Подход